Совершенствование бюджетного процесса на стадии планирования в России и в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Старинное изречение гласит: «Если у тебя нет компаса, ни один ветер не будет попутным». Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

Содержание работы

Введение
1. Понятие бюджетного процесса, его стадии, участники, задачи и сроки действия бюджета
2. Стадия планирования бюджетного процесса
3. Основные результаты и проблемы бюджетной политики, пути совершенствования бюджетного процесса в России
4. Зарубежный опыт
Список литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

Размещено на http://www.allbest.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствование бюджетного процесса на стадии планирования в России и в зарубежных странах

 

 

Введение

 

Старинное изречение  гласит: «Если у тебя нет компаса, ни один ветер не будет попутным». Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная и таможенная политика. Бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы. Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным Кодексом РФ, другими законодательными актами, определяющими форму бюджетного устройства страны и регламентирующими весь бюджетный процесс.

 

 

  1. Понятие бюджетного процесса, его стадии, участники, задачи и сроки действия бюджета

 

Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ). Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:

1) составление проектов бюджетов;

2) рассмотрение и утверждение бюджетов;

3) исполнение бюджетов;

4) составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.

Участниками бюджетного процесса являются:

•Президент Российской Федерации;

•органы законодательной (представительной) власти;

•органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

•органы денежно-кредитного регулирования;

•органы государственного и муниципального финансового контроля;

•государственные внебюджетные фонды;

•главные распорядители  и распорядители бюджетных средств;

•иные органы, на которые  законодательством РФ, субъектов  РФ возложены бюджетные, налоговые  и иные полномочия;

•бюджетные учреждения, государственные и муниципальные  унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

Основные задачи бюджетного процесса:

– выявление материальных и финансовых резервов государства;

– максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;

– максимально точный расчет расходов бюджетов;

– обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;

– согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;

– осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

Деятельность государства  от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета об его исполнении длится около трех лет, этот срок называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса.

Стадия составления, рассмотрения и утверждения бюджета охватывает период с начала составления (за 10 месяцев  до начала финансового года) до его  утверждения (15 декабря текущего года). Стадия исполнения бюджета длится в течение финансового (бюджетного) года. Отчетная стадия об исполнении бюджета охватывает период составления правительством отчета и рассмотрения его в законодательном органе. Правительство представляет отчет в Государственную Думу и одновременно в Счетную палату не позднее 1 июня текущего года; Счетная палата проводит проверку отчета и готовит заключение по нему в течение 4,5 месяцев; Государственная Дума рассматривает отчет в срок 1,5 месяца после представления Счетной палатой заключения по нему.

Бюджет действует в  течение одного года – с 1 января по 31 декабря. Финансовый (бюджетный) год на территории РФ длится 12 месяцев. По прошествии года по закону для завершения бюджета предоставляется еще один льготный месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Счетный период включает срок с 1 января по 31 декабря плюс льготный месяц.

Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и  этот порядок изменению не подлежит

 

  1. Стадия планирования бюджетного процесса

 

I этап бюджетного процесса – составление проектов бюджетов. Процесс формирования федерального бюджета начинается с Указа Президента РФ «О формировании федерального бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации на… год», в котором регламентируются принципиальные положения финансово-бюджетной политики; особенности структуры бюджета на очередной год; организация взаимоотношений с территориями и другие позиции. Следующий документ – постановление Правительства РФ «О разработке прогноза социально-экономического развития РФ и проекта федерального бюджета на… год».

Формирование федерального бюджета организуется и осуществляется Правительством РФ, которое своим  постановлением поручает Министерству экономики РФ организовать разработку прогноза социально-экономического развития РФ на планируемый год и уточнение прогноза социально-экономического развития РФ.

Министерство финансов РФ по поручению Правительства РФ организует разработку федерального бюджета на планируемый год и проектировок основных расходов федерального бюджета.

Министерство экономики  РФ с участием Министерства финансов РФ, других министерств, Государственного комитета по статистике, Центрального банка РФ в десятидневный срок после постановления Правительства РФ представляет в Правительство основные параметры функционирования экономики страны в планируемом году, т.е.:

•макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики;

•мероприятия по финансовой и экономической стабилизации;

•другие показатели и  материалы, позволяющие уточнить прогноз  социально-экономического развития РФ.

Далее происходят много  разных согласований и уточнений  между министерствами, после чего проект вносится на рассмотрение Госдумы. Одновременно предоставляется:

– прогноз социально – экономического развития РФ на год;

– оценка соответствия прогноза социально – экономического развития РФ и основных направлений бюджетной и налоговой политики на год фактическим показателям;

– прогноз консолидированного бюджета РФ на год;

– проекты федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на год;

– проект федеральной адресной инвестиционной программы на год;

– перечень международных договоров РФ, содержащих ее финансовые обязательства на год;

– проект структуры государственного внутреннего долга РФ на год, проект внутренних заимствований, предусмотренных в году для финансирования дефицита федерального бюджета;

– проект программы государственных внешних заимствований РФ и представляемых РФ государственных кредитов РФ на год, проект структуры внешнего долга РФ в … году по видам задолженности с разбивкой по отдельным государствам;

– проекты программ предоставления гарантий Правительства РФ на год и отчет о предоставлении гарантий Правительства РФ за истекший период года;

– другие необходимые документы и материалы, предусмотренные федеральным законодательством.

 

  1. Основные результаты и проблемы бюджетной политики, пути совершенствования бюджетного процесса в России

 

Как следует из Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013–2015 годах, в результате целенаправленных действий в сфере бюджетной политики в последние годы удалось решить ряд существенных задач. Были полностью выполнены принятые социальные обязательства государства, созданы Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, что позволило пройти период мирового кризиса без существенного снижения уровня жизни граждан, поддержать финансовую инфраструктуру и реальный сектор экономики. Удалось снизить и удержать государственный долг на приемлемо низком уровне даже в условиях мирового кризиса. Осмотрительная бюджетная политика стала существенным фактором устойчивого снижения инфляции.

К началу 2012 года экономика полностью восстановилась после кризиса. Наряду с высокими ценами на нефть это позволило исполнить в 2011 году федеральный бюджет без дефицита. Началось пополнение Резервного фонда, что повысило устойчивость экономики Российской Федерации к внешним негативным экономическим факторам. Проведено первое размещение суверенных еврооблигаций, номинированных в рублях, что является свидетельством возросшего доверия к российской национальной валюте и проводимой бюджетной политике.

Но есть и ряд нерешенных проблем.

Во-первых, сохраняется значительный ненефтегазовый дефицит. Бюджетная  система Российской Федерации находится  в высокой степени зависимости  от ситуации на мировых сырьевых рынках. Из-за этого ограничены возможности  для бюджетного маневра в целях существенного увеличения бюджетных расходов по направлениям, обусловливающим экономическое развитие страны, даже при понимании объективной необходимости этих расходов. При этом принятые бюджетные обязательства не могут быть существенно сокращены вследствие социальной направленности значительной их части.

Во-вторых, структура бюджетных  расходов не является оптимальной для  стимулирования экономического развития. Направляемых из бюджета средств  на реализацию отвечающих потребностям экономического развития инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования и науки, то есть в сферы, определяющие перспективный облик российской экономики, явно недостаточно.

В-третьих, на низком уровне осуществляется финансово-экономическое обоснование  решений, приводящих к новым расходным обязательствам. Недостаточно качественной является оценка того, какие долгосрочные последствия будет иметь принятие новых обязательств для социально-экономического развития Российской Федерации, как оно будет связано с другими направлениями политики государства и какое влияние окажет на объем длящихся обязательств.

В-четвертых, зачастую эффективность  осуществляемых бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический  эффект несоразмерен объему израсходованных  на те или иные цели средств.

В-пятых, межбюджетные отношения пока не в полной мере настроены на стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления к созданию условий для предпринимательской  и инвестиционной деятельности, которые объективно являются необходимой основой для увеличения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Высока зависимость бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов от финансовой помощи, поступающей из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В-шестых, бюджетная политика во многом остается неясной для общества, необходимость  и суть конкретных решений и действий органов государственной власти в этой сфере должным образом  не раскрываются.

В-седьмых, не удалось избежать практики постоянных фрагментарных изменений налогового законодательства. Даже при улучшении условий налогообложения для ведения предпринимательской деятельности это обусловливает необходимость постоянного отслеживания изменений и внесения корректив в планы финансовой деятельности, что вызывает дополнительные затраты, особенно у субъектов малого и среднего предпринимательства. Постоянное ожидание таких изменений препятствует реализации долгосрочных инвестиционных проектов по причине низкой предсказуемости налоговых издержек при разработке бизнес-планов.

Сложность и масштабность задач  в сфере социально-экономической  политики государства, острота существующих проблем требуют кардинального  повышения качества стратегического  управления экономикой и общественными финансами.

Информация о работе Совершенствование бюджетного процесса на стадии планирования в России и в зарубежных странах