Стратегия в бизнес планировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности является бизнес-план. Овладение техникой бизнес-планирования становится актуальной задачей. Предприятия должны ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитывать эффективность использования ресурсов в процессе работы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основы бизнес-планирования на предприятии
1.1 Сущность и значение бизнес-планирования
1.2 Структура бизнес-плана
1.3 Организация процесса бизнес-планирования
Глава 2. Разработка стратегии в бизнес-планировании
2.1 Формирование направления деятельности компании
2.2 Анализ стратегических возможностей и выбор стратегии
Глава 3. Бизнес-план обновления оборудования на ОАО «Молочный комбинат №1»
3.1 Резюме бизнес-плана
3.2 Описание предприятия и отрасли
3.3 Характеристика продукции
3.4 План производства
3.5 Финансовый план
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Стратегия в бизнес планировании.doc

— 340.50 Кб (Скачать файл)

2) анализ условий  инвестиционного соглашения (форму  заимствования и возврата кредита,  залог, гарантию возврата кредитных  средств);

3) анализ последнего  баланса (определение степени  финансовой устойчивости и ликвидности,  оценку активов и обязательств, проверку достаточности собственного оборотного капитала, расчет уровня коэффициента покрытия). Обязательно определяется соотношение «заемный капитал - собственный капитал». В мировой практике обычно избегают давать средства фирмам, у которых это соотношение превысило 4, а если фирма небольшая, то и при величине данного показателя, равной 3;

4) оценку руководящей  команды компании-заявителя;

5) выявление  особенностей проекта;

6) общий анализ  бизнес-плана[10].

Только после  завершения работы по пяти первым этапам и получения вывода о целесообразности дальнейшего рассмотрения проекта  переходят к шестому этапу - общему глубокому изучению бизнес-плана. Завершается  аудит бизнес-плана принятием или отклонением решения об его инвестировании.

Этап реализации бизнес-плана охватывает период от принятия решения об инвестировании до начальной стадии практической реализации проекта, включая коммерческое производство.

Реализовать бизнес-план - означает выполнить все рабочие задачи в фирме и вне ее, необходимые для того, чтобы перевести деловой проект из стадии бизнес-плана в реальную производственную стадию.

Планирование  реализации бизнес-проекта и составление  бюджета включают следующие основные задачи:

1) определение  типа рабочих задач в фирме  и вне ее;

2) определение  логической последовательности  событий в рабочих задачах;

3) подготовку  графика реализации задач;

4) определение  ресурсов для решения задач;

5) подготовку  бюджета реализации и потоков средств, которые обеспечат финансирование бизнес-плана;

6) документирование  всех данных реализации бизнес-проекта[11].

Завершается аудит  бизнес-плана принятием или отклонением  решения об его инвестировании.

Для практической реализации бизнес-планирования как  процесса представляется важным соблюдение следующих принципов:

1) гибкости, означающей  постоянную адаптацию к изменениям  среды, в которой функционирует  данная организация;

2) непрерывности,  предусматривающей скользящий характер  планирования;

3) коммуникативности,  под которой понимается координация  и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо);

4) интерактивности,  подразумевающей творческий характер  планирования и неоднократность  проработки уже составленных  разделов плана;

5) многовариантности,  предусматривающей выбор наилучшего  из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;

6) участия, предполагающего  важность самого процесса планирования  с точки зрения вовлечения  в него всех возможных участников  будущей организации;

7) адекватности  отражения реальных проблем и  самооценки в процессе планирования.

 

Глава 2. Разработка стратегии в бизнес-планировании  

2.1 Формирование  направления деятельности компании

В бизнес-плане  определяются в приоритетном порядке  все направления деятельности фирмы, целевые рынки по каждому направлению и место фирмы на этих рынках. По каждому направлению устанавливаются цели, к которым фирма стремится, стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий. По каждой стратегии определяются ответственные лица.

Также помещается информация, дающая представление о фирме, а также все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.

Сначала формулируется  миссия фирмы, или ее основная стратегическая ориентация. Миссия - это генеральная  цель фирмы, отражающая основные аспекты  ее деятельности и определяющая то, чему фирма хочет себя посвятить[12]. Миссия, по сути, дела является визитной карточкой фирмы, показывая ее место и роль в экономике региона и страны.

Из миссии вытекают направленность и области деятельности фирмы.

Границами областей деятельности могут быть производимые товары, существующие рынки или сегменты рынков, технологические возможности  фирмы. При разработке программы  деятельности фирмы необходимо стремиться к тому, чтобы она не получилась слишком узкой, однако нельзя делать ее и слишком широкой. Границы программы должны в максимальной степени соответствовать возможностям фирмы.

Миссия, сформулированная в виде общих качественных положений, в дальнейшем конкретизируется в виде набора общефирменных целей. При этом рекомендуется использовать не только традиционные количественные показатели (такие как доля рынков фирмы по странам, товарам и сегментам, объемы продаж товаров и услуг на рынках в натуральном и денежном выражении, размер прибыли фирмы, производственные издержки по изготовлению и сбыту продукции и т. д.), но и качественные показатели, характеризующие освоение новых рынков; разработку и сбыт новой продукции, охрану окружающей среды в странах, где действует фирма, обеспечение занятости населения в странах, где фирма ведет торговлю или открывает филиалы и др.

При определении  целей можно использовать систему  правил, известную под названием  «SMART», в соответствии с которой  выдвигаемые цели должны быть конкретными, поддающимися оценке (измерению), актуальными, реалистичными, отслеживаемыми (контролируемыми).

Общефирменные цели, в свою очередь, делятся на подцели, которые определяют конкретные направления увеличения прибыли  фирмы, рост сбыта, снижение издержек и повышение продажной цены, связанной с разработкой новой, более конкурентоспособной продукции.

Чем четче выдвигает  фирма свои цели в рамках количества, места и времени, тем конкретнее может быть разработана стратегия  их достижения.

Далее необходимо рассмотреть условия работы фирмы, а именно:

1) циклы деловой  активности фирмы;

2) возможные  изменения конъюнктуры рынка;

3) наличие квалифицированной  рабочей силы;

4) источники  материальных и финансовых ресурсов;

5) взаимодействие  с общественными организациями, банками и другими предприятиями;

6) основные конкуренты  фирмы[13].

После описания перспектив, стоящих перед фирмой, необходимо охарактеризовать ее текущую  коммерческую деятельность, а также сообщить фамилии, имена, отчества и телефоны высшего управленческого звена (генерального директора, главного инженера, главного бухгалтера, главных специалистов).

Также предпринимателю  необходимо дать подробную информацию, охватывающую все аспекты бизнеса организации (технологию, рынок, кадры, финансы, организацию и т. п.). Таким образом, главным условием составления хорошего резюме является использование в нем наиболее выигрышных данных, заимствованных из остальных разделов бизнес-плана. Именно поэтому указанный раздел разрабатывается в самом конце составления бизнес-плана.

Систематизируя  вышеизложенное, рекомендуем в целях  составления качественного резюме бизнес-плана освещать в данном разделе  следующие моменты:

1) наименование  фирмы, ее возраст, период работы на отраслевом рынке;

2) миссию фирмы;

3) экономический  сектор отрасли (наука, распределение,  услуги и т. д.) и основной  вид деятельности;

4) основную продукцию  (услуги), предлагаемую данной отраслью;

5) основных клиентов;

6) количество работающих в фирме;

7) финансовое  состояние фирмы;

8) технический  уровень и характеристику выпускаемой  в настоящее время продукции;

9) объем выпуска  товаров (услуг) и долю рынка,  которой владеет фирма;

10) программу  и главную цель деятельности  фирмы;

11) основную стратегию фирмы, разработанную для достижения этих целей;

12) состав конкретных  мероприятий, которые необходимо  предпринять в рамках каждой  стратегии;

13) суть предлагаемого  бизнеса: его соответствие целям  фирмы и потенциальную эффективность;

14) конкурентные преимущества предлагаемой продукции (услуги);

15) совокупную  стоимость предлагаемого бизнес-проекта  и потребность в финансировании;

16) прогноз объемов продаж  товаров в планируемом периоде  (в натуральном и стоимостном  выражении);

17) планируемые затраты на реализацию проекта;

18) ожидаемую чистую прибыль;

19) уровень прибыльности  инвестиций в рассматриваемый  проект;

20) перспективы развития  данного бизнеса[14].

Основные сведения о предприятии включают полное и краткое наименование предприятия, дату и место регистрации, номер регистрационного удостоверения, юридический и почтовый адреса, банковские реквизиты, организационно-правовую форму, размер уставного капитала, виды и количество, номинальную стоимость выпущенных акций, учредителей предприятия с указанием их доли в уставном капитале, принадлежность предприятия к различного рода объединениям, наличие филиалов и представительств.

В бизнес-плане необходимо указать тип предполагаемого бизнеса (производство, обслуживание, розничные продажи, распределение). Представляются те виды деятельности, которыми предприятия будет заниматься или занимается. Сделанный выбор обосновывается.

В разделе описываются  положительные и отрицательные стороны местонахождения предприятия с учетом следующих факторов:

1) доступности рабочей  силы;

2) близости к сырью;

3) близости к заказчикам;

4) близости к поставщикам;

5) местного налогового  законодательства и т. д.

Особое место должно быть отведено характеристике отрасли. При этом указываются специфика отрасли, современное состояние и перспективы ее развития, технологическая изменчивость, наукоемкость, капиталоемкость, ресурсоемкость, уровень монополизма, тенденция роста отраслевого рынка и т. д.

При описании в бизнес-плане факторов, влияющих на деятельность предприятия, речь идет о факторах и условиях, на которые предприятие не может воздействовать, но которые негативно или позитивно влияют на его деятельность:

1) экономические (цикл  деловой активности, покупательная способность населения, инфляция и т. д.);

2) политические (законодательная  нестабильность);

3) демографические (рождаемость,  миграция);

4) природные (дефицит некоторых  видов сырья);

5) научно-технические;

6) культурные  и мировоззренческие[15]. 

2.2 Анализ стратегических  возможностей и выбор стратегии

Эффективным инструментом для проведения анализа предприятия  по отношению к внешней среде  служит SWOT-анализ (SWOT - сокращенное название, образованное из начальных букв английских слов «сила», «слабость», «возможность», «угроза»). SWOT-анализ предусматривает анализ сильных и слабых сторон предприятия, прогнозирование потенциальных угроз, разработку компенсационных мер, анализ стратегических и тактических возможностей предприятия.

SWOT-анализ позволяет  уточнить цели и задачи предприятия.

Заканчивается раздел формулировкой миссии и целей  деятельности предприятия и определением стратегии бизнеса. Процесс формирования стратегии включает три этапа:

1) формирование  общей стратегии предприятия  (портфельной);

2) формирование  деловой (конкурентной) стратегии;

3)определение  функциональных стратегий. Общая  стратегия организации формируется  высшим руководством.

Разработка общей стратегии должен решить две главные задачи:

1) отобрать и  развернуть основные элементы  общей стратегии фирмы;

2) установить  конкретную роль каждого из  подразделений фирмы при осуществлении  стратегии и выявить способы  определения ресурсов между ними[16].

Основными моделями, которые наиболее часто используются в практике бизнес-планирования для  разработки общей стратегии развития фирмы, являются портфельный анализ (матрица «рост - доля рынка» - метод, разработанный американской консультационной фирмой «Бостон консалтинг групп», матрица «привлекательность - конкурентоспособность» - метод, разработанный компанией «Мак-Кинси» по заказу «Дженерал-электрик»); матрица «товар - рынок», предложенная И. Ансоффом.

Разнообразие  общих стратегий может быть сведено  к трем основным типам, таким как:

1) стратегия  стабильности;

2) стратегия  роста;

3) стратегия  сокращения. Организация может выбрать  один из типов или применить  определенные сочетания различных типов (что обычно бывает характерно для крупных, дифференцированных компаний).

Информация о работе Стратегия в бизнес планировании