Структура государственного долга РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 23:22, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – исследовать структуру и проблемы управления государственного долга России.
Цель работы предопределила постановку следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть понятие государственного долга, его виды;
- отобразить структуру государственного долга;
- выявить проблемы управления государственным долгом и пути их решения.

Содержание работы

Введение
3
1. Государственный долг: понятие государственного долга, его виды
4
2. Структура государственного долга
6
3. Проблемы управления российским долгом и пути их решения
11
3.1 Основные задачи по управлению долгом
13
3.2 Пути преодоления
13
Заключение
15
Список использованной литературы
17

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по БС РФ.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

По учебной дисциплине «Бюджетная система

Российской  Федерации»

На тему «Структура государственного долга РФ»

 

 

Содержание

Введение

3

1. Государственный долг: понятие государственного долга, его виды

4

2. Структура государственного долга

6

3. Проблемы управления  российским долгом и пути их решения

11

3.1 Основные задачи по управлению долгом

13

3.2 Пути преодоления

13

Заключение

15

Список использованной литературы

17


 

 

Введение

Государственный бюджет состоит из расходов и доходов. Когда расходы правительства превосходят доходы за данный год, мы сталкиваемся с бюджетным дефицитом. Существует несколько концептуальных подходов к бюджету, считающих каким способом должен быть сбалансирован бюджет или должен он вообще быть сбалансированным: ежегодно балансируемый, на циклической основе и функциональные финансы. Накопленные в предшествующие периоды времени суммы бюджетных дефицитов образуют государственной долг, который может быть как внутренним, так и внешним. Причинами государственного долга могут служить войны и циклическое развитие экономики.

Государство может противодействовать росту государственного долга путём: налогов, дополнительной эмиссии денег  или выпуска и реализации государственных  обязательств.

Цель работы – исследовать структуру и проблемы управления государственного долга России.

Цель работы предопределила постановку следующих взаимосвязанных  задач:

- раскрыть понятие государственного долга, его виды;

- отобразить структуру  государственного долга; 

- выявить проблемы управления государственным долгом и пути их решения.

 

 

1. Государственный долг: понятие государственного долга, его виды

Сумма накопленных за несколько лет бюджетных дефицитов  образует  государственный долг [6, 407], под которым понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну [9, ст. 97 БК РФ].

Виды государственного долга

Существует несколько  классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.

По очередности  погашения государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам. Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

В зависимости от субъектов-кредиторов и валюты платежа государственный долг делится на внутренний и внешний. Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации.

Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают  физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства. Внутренние займы выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы. Бюджетный кодекс РФ в ст. 89 определяет государственные внутренние заимствования как займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации [5, 186.].

Внешние займы размешаются  на иностранных фондовых рынках в  валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения. Внешние заимствования РФ законодатель определяет как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте. [3, 307.]

В зависимости от того, у какого субъекта возникают долговые обязательства в результате заемной деятельности, различают общегосударственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта Российской Федерации и муниципальный долг.

По срокам государственный долг делится на краткосрочный — до 1 года, среднесрочный — от 1 до 5 лет и долгосрочный — от 5 до 30 лет, для муниципальных образований — до 10 лет.

 

 

2. Структура государственного  долга

В соответствии со ст. 98 Бюджетного кодекса РФ структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации [7]. Долговые обязательства РФ могут существовать в форме:

- кредитных соглашений  и договоров, заключенных от  имени РФ с кредитными организациями,  иностранными государствами и  международными финансовыми организациями,  в пользу указанных кредиторов;

- государственных ценных  бумаг, выпускаемых от имени  РФ;

- договоров и соглашений  о получении Российской Федерацией  бюджетных ссуд и бюджетных  кредитов от бюджетов других  уровней бюджетной системы РФ;

- договоров о предоставлении  государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

- переоформленных долговых  обязательств третьих лиц в  государственный долг РФ на  основе принятых федеральных  законов;

- соглашений и договоров,  в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Таким образом, законодательство РФ определяет государственные долговые обязательства как совокупность государственных заимствований (привлекаемые государственные займы и кредиты) и государственных гарантий, предоставляемых по займам других лиц.

Государственный внешний  долг РФ (включая обязательства бывшего  СССР, принятые Российской Федерацией) складывается из:

·       задолженности странам - участницам Парижского клуба;

·       задолженности странам, не вошедшим в Парижский клуб;

·       задолженности по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;

·       задолженности перед международными финансовыми Организациями;

·       задолженности бывшим странам СЭВ;

·       еврооблигационных займов;

·       ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

·       кредитов Центрального Банка России.

Таблица 1. Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2010 года [ 9]

Наименование

Сумма,

млн. долл. США

Задолженность перед  официальными кредиторами - членами  Парижского клуба

999,8

Задолженность перед  официальными кредиторами - не членами  Парижского клуба

1 820,4

Задолженность бывшим странам  СЭВ

1 300,1

Коммерческая задолженность бывшего СССР

830,5

Задолженность перед  международными финансовыми организациями

3 793,9

Задолженность по еврооблигационным  займам

26 239,6

Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

1 775,3

Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте

881,4

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией)

37 641,0


Структура государственного внутреннего долга РФ включает следующие  основные элементы:

1) рыночные долговые  обязательства. К ним относятся  эмитированные государством и  свободно обращающиеся на внутреннем  рынке государственные ценные  бумаги. Это государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС), с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС), облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с амортизацией долга (ОФЗ-АД). [2, 50], и др. Данные долговые обязательства представлены в таблице 2.

2) нерыночные долговые обязательства - это обязательства, которые не могут свободно продаваться и покупаться. К ним относятся:

- некоторые виды займов, размещенных среди населения,  например целевой заем 1990 г.; целевые  вклады и чеки на автомобили  и др.;

- целевые долговые обязательства по гарантированным сбережениям граждан РФ;

- задолженность Правительства  РФ по кредитам, полученным от  Центрального банка РФ (например, на покрытие дефицита бюджета  в 1991-1994 гг.), включая задолженность  по процентам;

- задолженность предприятий отдельных отраслей, переоформленная в государственный внутренний долг (например, задолженность по агропромышленному комплексу, переоформленная в вексель Минфина РФ; задолженность предприятий текстильной промышленности Ивановской области; задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в вексель Минфина РФ; задолженность Пенсионному фонду и др.);

3) государственные гарантии  и поручительства, представленные  федеральным правительством, субъектами РФ и муниципальными образованиями;

4) государственный внутренний  долг РФ, принятый от бывшего  СССР.

Таблица 2. Структура государственного внутреннего долга по состоянию  на 01 ноября 2010 г.[9]


Виды государственных  ценных бумаг

Сумма(млрд. руб.)

ОФЗ-ПД

1 137,974

ОФЗ-АД

815,584

ГСО-ППС

140,415

ГСО-ФПС

132,000

Итого

2 225,973


 

Наряду с определением государственного долга РФ законодатель в Бюджетном кодексе РФ формулирует понятие государственного долга субъекта Российской Федерации, а также муниципального долга.

Так, под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимается совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации, которые полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом. Данные долговые обязательства могут осуществляться в форме:

кредитных соглашений и договоров;

государственных займов субъекта Российской Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации;

договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

договоров о предоставлении государственных  гарантий субъекта Российской Федерации;

соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъекта Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства субъекта Российской Федерации не могут превышать 30 лет.

Под муниципальным долгом понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования, которые, в свою очередь, могут существовать в форме:

кредитных соглашений и договоров;

займов, осуществляемых путем выпуска  муниципальных ценных бумаг;

договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

Названные долговые обязательства  не могут превышать 10 лет. [3, 307]

Российская Федерация  не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования также не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации. [3, 309].

 

 

3. Проблемы управления  российским долгом и пути их решения

Органы государственной  власти и органы местного самоуправления обязаны использовать все полномочия по формированию доходов бюджетов всех уровней для погашения долговых обязательств и обслуживания государственного и муниципального долга Российской Федерации. В этой связи важным является вопрос о деятельности названных органов по управлению государственным и муниципальным долгом.

Информация о работе Структура государственного долга РФ