Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 23:22, контрольная работа
Цель работы – исследовать структуру и проблемы управления государственного долга России.
Цель работы предопределила постановку следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть понятие государственного долга, его виды;
- отобразить структуру государственного долга;
- выявить проблемы управления государственным долгом и пути их решения.
Введение
3
1. Государственный долг: понятие государственного долга, его виды
4
2. Структура государственного долга
6
3. Проблемы управления российским долгом и пути их решения
11
3.1 Основные задачи по управлению долгом
13
3.2 Пути преодоления
13
Заключение
15
Список использованной литературы
17
Контрольная работа
По учебной дисциплине «Бюджетная система
Российской Федерации»
На тему «Структура государственного долга РФ»
Содержание
Введение |
3 |
1. Государственный долг: понятие государственного долга, его виды |
4 |
2. Структура государственного долга |
6 |
3. Проблемы управления российским долгом и пути их решения |
11 |
3.1 Основные задачи по управлению долгом |
13 |
3.2 Пути преодоления |
13 |
Заключение |
15 |
Список использованной литературы |
17 |
Введение
Государственный бюджет состоит из расходов и доходов. Когда расходы правительства превосходят доходы за данный год, мы сталкиваемся с бюджетным дефицитом. Существует несколько концептуальных подходов к бюджету, считающих каким способом должен быть сбалансирован бюджет или должен он вообще быть сбалансированным: ежегодно балансируемый, на циклической основе и функциональные финансы. Накопленные в предшествующие периоды времени суммы бюджетных дефицитов образуют государственной долг, который может быть как внутренним, так и внешним. Причинами государственного долга могут служить войны и циклическое развитие экономики.
Государство может противодействовать росту государственного долга путём: налогов, дополнительной эмиссии денег или выпуска и реализации государственных обязательств.
Цель работы – исследовать структуру и проблемы управления государственного долга России.
Цель работы предопределила постановку следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть понятие государственного долга, его виды;
- отобразить структуру государственного долга;
- выявить проблемы управления государственным долгом и пути их решения.
1. Государственный долг: понятие государственного долга, его виды
Сумма накопленных за
несколько лет бюджетных
Виды государственного долга
Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.
По очередности погашения государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам. Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
В зависимости от субъектов-кредиторов и валюты платежа государственный долг делится на внутренний и внешний. Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации.
Кредиторами по внутренним
займам преимущественно выступают
физические и юридические лица, являющиеся
резидентами данного
Внешние займы размешаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения. Внешние заимствования РФ законодатель определяет как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте. [3, 307.]
В зависимости от того, у какого субъекта возникают долговые обязательства в результате заемной деятельности, различают общегосударственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта Российской Федерации и муниципальный долг.
По срокам государственный долг делится на краткосрочный — до 1 года, среднесрочный — от 1 до 5 лет и долгосрочный — от 5 до 30 лет, для муниципальных образований — до 10 лет.
2. Структура государственного долга
В соответствии со ст. 98 Бюджетного кодекса РФ структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации [7]. Долговые обязательства РФ могут существовать в форме:
- кредитных соглашений
и договоров, заключенных от
имени РФ с кредитными
- государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;
- договоров и соглашений
о получении Российской
- договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
- переоформленных долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
- соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.
Таким образом, законодательство РФ определяет государственные долговые обязательства как совокупность государственных заимствований (привлекаемые государственные займы и кредиты) и государственных гарантий, предоставляемых по займам других лиц.
Государственный внешний
долг РФ (включая обязательства
· задолженности странам - участницам Парижского клуба;
· задолженности странам, не вошедшим в Парижский клуб;
· задолженности по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;
· задолженности перед международными финансовыми Организациями;
· задолженности бывшим странам СЭВ;
· еврооблигационных займов;
· ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)
· кредитов Центрального Банка России.
Таблица 1. Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2010 года [ 9]
Наименование |
Сумма, млн. долл. США |
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба |
999,8 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба |
1 820,4 |
Задолженность бывшим странам СЭВ |
1 300,1 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР |
830,5 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
3 793,9 |
Задолженность по еврооблигационным займам |
26 239,6 |
Задолженность по ОВГВЗ
(облигации внутреннего |
1 775,3 |
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте |
881,4 |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) |
37 641,0 |
Структура государственного внутреннего долга РФ включает следующие основные элементы:
1) рыночные долговые
обязательства. К ним
2) нерыночные долговые обязательства - это обязательства, которые не могут свободно продаваться и покупаться. К ним относятся:
- некоторые виды займов, размещенных среди населения, например целевой заем 1990 г.; целевые вклады и чеки на автомобили и др.;
- целевые долговые обязательства по гарантированным сбережениям граждан РФ;
- задолженность Правительства РФ по кредитам, полученным от Центрального банка РФ (например, на покрытие дефицита бюджета в 1991-1994 гг.), включая задолженность по процентам;
- задолженность предприятий отдельных отраслей, переоформленная в государственный внутренний долг (например, задолженность по агропромышленному комплексу, переоформленная в вексель Минфина РФ; задолженность предприятий текстильной промышленности Ивановской области; задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в вексель Минфина РФ; задолженность Пенсионному фонду и др.);
3) государственные гарантии и поручительства, представленные федеральным правительством, субъектами РФ и муниципальными образованиями;
4) государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР.
Таблица 2. Структура государственного внутреннего долга по состоянию на 01 ноября 2010 г.[9]
Виды государственных ценных бумаг |
Сумма(млрд. руб.) |
ОФЗ-ПД |
1 137,974 |
ОФЗ-АД |
815,584 |
ГСО-ППС |
140,415 |
ГСО-ФПС |
132,000 |
Итого |
2 225,973 |
Наряду с определением государственного долга РФ законодатель в Бюджетном кодексе РФ формулирует понятие государственного долга субъекта Российской Федерации, а также муниципального долга.
Так, под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимается совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации, которые полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом. Данные долговые обязательства могут осуществляться в форме:
кредитных соглашений и договоров;
государственных займов субъекта Российской Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации;
договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации;
соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъекта Российской Федерации прошлых лет.
Долговые обязательства
Под муниципальным долгом понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования, которые, в свою очередь, могут существовать в форме:
кредитных соглашений и договоров;
займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
договоров и соглашений
о получении муниципальным
договоров о предоставлении муниципальных гарантий.
Названные долговые обязательства не могут превышать 10 лет. [3, 307]
Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования также не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации. [3, 309].
3. Проблемы управления российским долгом и пути их решения
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны использовать все полномочия по формированию доходов бюджетов всех уровней для погашения долговых обязательств и обслуживания государственного и муниципального долга Российской Федерации. В этой связи важным является вопрос о деятельности названных органов по управлению государственным и муниципальным долгом.