Структура государственного долга РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 23:22, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – исследовать структуру и проблемы управления государственного долга России.
Цель работы предопределила постановку следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть понятие государственного долга, его виды;
- отобразить структуру государственного долга;
- выявить проблемы управления государственным долгом и пути их решения.

Содержание работы

Введение
3
1. Государственный долг: понятие государственного долга, его виды
4
2. Структура государственного долга
6
3. Проблемы управления российским долгом и пути их решения
11
3.1 Основные задачи по управлению долгом
13
3.2 Пути преодоления
13
Заключение
15
Список использованной литературы
17

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по БС РФ.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

Под управлением государственным  и муниципальным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ. Эта деятельность осуществляется Правительством страны в соответствии с законодательными актами. Бюджетный кодекс РФ предусмотрел запрет на изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения [7, ст. 98 БК РФ].

К основным методам  управления государственным долгом относятся следующие.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, но в условиях постоянного роста государственной задолженности государство может прибегнуть к рефинансированию, т.е. к погашению старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

До введения в действие Бюджетного кодекса РФ использовались такие методы управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, унификация, отсрочка, аннулирование

Конверсия — это изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже  выпущенных займов называется консолидацией государственного долга.

Совместно с консолидацией  может проводиться и унификация займов, т.е. объединение нескольких займов в один.

Отсрочка погашения  займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда  дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства.

Под аннулированием государственного долга понимается отказ государства  от долговых обязательств.

В настоящее время  законодательством предусмотрена  реструктуризация долга, под которой понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Основным методом регулирования  внешнего долга является его реструктуризация. Наряду с этим мировая практика использует метод конверсии внешнего долга, под которой понимаются механизмы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительных для экономики государства-должника.  Обслуживание государственного долга производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством, посредством осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Контроль за состоянием государственного внутреннего долга  РФ осуществляется Парламентом страны. [4,  204.]

 

3.1 Основные задачи по управлению долгом:

· сокращение объемов  внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;

· оптимизация структуры  внешнего долга, увеличение доли его  рыночной составляющей;

· оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;

· рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований  без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;

· повышение эффективности  использования заемных средств.

Существует необходимость  законодательного реформирования системы  управления госдолгом Российской Федерации  и первоочередного проведения необходимых  мероприятий, к которым можно отнести:

·       разработку и принятие Федерального закона о внесении в Бюджетный кодекс Российской Федерации по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления государственным долгом;

·       разработку и принятие федерального закона о государственном долге Российской Федерации;

·       разработку и утверждение нормативных документов, регламентирующих деятельность Внешэкономбанка в качестве агента по обслуживанию государственного внешнего долга и государственных внешних финансовых активов;

·       создание единой базы данных по государственному долгу РФ;

·       разработку и утверждение единого порядка ведения Государственной долговой книги РФ, субъекта РФ и муниципальной долговой книги;

·       разработку критериев и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики.

3.2 Пути преодоления

Существуют два основных пути решения: усиление административного  контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства и осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.

Первый путь - это осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала - занижения экспортных цен, невозврата валютной выручки, фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне, расчетов через оффшоры.

Второй путь для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя: улучшение налоговой системы и налогового администрирования; сбалансированность бюджета; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; борьба с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны региональных и местных властей.

Россия может продержаться максимум год без рефинансирования и реструктуризации своих внешних долгов, без новых займов на погашение старых, списания части долга и рассрочки платежа. Федеральный бюджет не приходится рассматривать в качестве основного гаранта платежеспособности, поскольку нагрузку в 12-15 млрд. долл. в год он не выдержит. В противном случае все надежды на экономический рост, за счет которого и может пополняться доходная часть бюджета, можно оставить.

 

Заключение

Дефицит бюджета –  часть расходов и предоставленных  кредитов, которая превосходит поступления  в бюджет от налогов, грантов, которая финансируется правительством за счет мобилизации ресурсов внутри страны и за рубежом. В результате может возникать государственный долг –совокупность прямых обязательств правительства перед остальной экономикой и внешним миром, аккумулированных в результате бюджетных операций в прошлом, которые должны быть покрыты за счет бюджета в будущем.

Государственный долг классифицируется по признакам очередности погашения (капитальный и текущий), валюты платежа (внутренний и внешний), субъектам (общегосударственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг).

Согласно п.1 ст. 97 Бюджетного кодекса РФ «государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права». Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме кредитных договоров и соглашений с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в форме государственных ценных бумаг, договоров о предоставлении гарантий РФ, поручительства, переоформления долговых обязательств третьих лиц, соглашений и договоров о пролонгации, реструктуризации долговых обязательств долговых обязательств прошлых лет. Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Государственный долг оказывает существенное влияние на экономику страны, а также уровень жизни населения. Поскольку долг РФ имеет динамичный, растущий характер, существует необходимость использования  органами государственной власти и местного самоуправления всех полномочий по формированию доходов бюджетов всех уровней для погашения долговых обязательств и обслуживания государственного и муниципального долга Российской Федерации. Для решения этой задачи возможны два основных направления: усиление административного контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства и осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Вавилов А.П.. Внутренние проблемы внешнего долга/ А.П. Вавилов// КоммерсантЪ.- 2004.-№59.
  2. Попкова Н.А. Управление государственным долгом6 проблемы и возможности. / Н.А. Попкова // Финансы. - 2010. - №1
  3. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Проспект , 2010.
  4. .Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л. А. Дробозина, Л. П. Окунева, Л. Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. — М.: ЮНИТИ, 2000
  5. Финансы: Учебник для вузов/Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
  6. Экономическая теория: Учеб. Для студ. Высш.учеб.заведений / Под ред.В.Д.Камаева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003
  7. www. bk-rf.ru
  8. www. gk-rf.ru
  9. www. minfin.ru

 




Информация о работе Структура государственного долга РФ