Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 08:52, курс лекций
Экономическая сущность и содержание бюджета. Бюджетная классификация РФ. Понятие бюджетного процесса. Формирование доходов бюджета. Налог на прибыль организаций. Платежи в бюджет за пользование природными ресурсами.
Информационной
базой при разработке сводного финансового
баланса региона являются данные
территориальных экономических, статистических,
финансовых органов, функциональных подразделений,
территориальных органов
С помощью территориального сводного финансового баланса можно сбалансировать материальные, финансовые ресурсы, которые используются в регионе; достигнуть единства в развитии территории, повысить качество бюджетного планирования; скоординировать использование финансовых ресурсов территориальных органов и предприятий данной территории; определить объемы финансовых ресурсов, которые потребуются для проведения мероприятий по развитию данной территории; сконцентрировать финансовые ресурсы на важных направлениях развития территории; выявить внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий; эффективно использовать денежные средства, направляемые на развитие производства, и др.
6. Составление проектов бюджетов
Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.
В Бюджетном послании Президента РФ определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год.
Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Для своевременного и качественного составления проектов бюджетов финансовые органы получают необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы РФ и от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц.
Сведения, необходимые
для составления проектов бюджетов
– это сведения о действующем
на момент начала разработки проекта
бюджета налоговом
Составление бюджета основано на:
1) Бюджетном послании Президента РФ;
2) прогнозе социально-экономического развития территории на финансовый год;
3) основных направлениях бюджетной и налоговой политики территории на финансовый год;
4) прогнозе сводного финансового баланса по территории на финансовый год;
5) плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.
К основным характеристикам бюджета относятся: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета.
Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год, темп роста валового внутреннего продукта в очередном финансовом году и уровень инфляции (темп роста цен).
Перспективный финансовый план – документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.
Перспективный финансовый план законодательно не утверждается, разрабатывается в целях:
1) информирования законодательных органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;
2) комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;
3) выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;
4) отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.
Перспективный финансовый план разрабатывается на три года; первый – это год, на который составляется бюджет; а следующие два года – плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.
Базой для формирования перспективного финансового плана является бюджет на текущий год.
Перспективный финансовый
план корректируется каждый год с
учетом показателей уточненного
среднесрочного прогноза социально-экономического
развития РФ, субъекта РФ, муниципального
образования, при этом плановый период
сдвигается на один год вперед, составляется
по укрупненным показателям
Баланс финансовых
ресурсов представляет собой баланс
всех доходов и расходов РФ, субъектов
РФ, муниципальных образований и
хозяйствующих субъектов на определенной
территории. Баланс финансовых ресурсов
составляется на основе отчетного баланса
финансовых ресурсов за предыдущий год
в соответствии с прогнозом социально-
7. Порядок составления проекта федерального бюджета
Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
Составление проекта федерального бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной политикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента РФ.
Порядок и сроки
составления проекта
Уполномоченный орган исполнительной власти организует разработку прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, положенного в основу перспективного финансового плана.
Министерство финансов РФ организует разработку:
1) проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу;
2) проекта Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Проектировки основных
показателей федерального бюджета
на среднесрочную перспективу
Первый этап формирования
федерального бюджета – это разработка
федеральными органами исполнительной
власти и выбор Правительством РФ
плана-прогноза функционирования экономики
РФ на очередной финансовый год, содержащего
основные макроэкономические показатели,
характеризующие состояние
Министерство финансов осуществляет разработку характеристик федерального бюджета на финансовый год и распределение расходов федерального бюджета, рассматриваются предложения о соотношениях между величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также предложения о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу.
Министерство финансов в двухнедельный срок со дня принятия Правительством РФ характеристик федерального бюджета на финансовый год и распределения расходов федерального бюджета в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ:
1) направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;
2) уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу, определенную законодательством РФ.
Второй этап формирования
федерального бюджета – это распределение
федеральными органами исполнительной
власти предельных объемов бюджетного
финансирования на очередной финансовый
год в соответствии с функциональной
и экономической
Уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета в очередном финансовом году, согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу.
8. Рассмотрение и утверждение бюджетов
Орган исполнительной власти, орган местного самоуправления вносят проект закона о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного органа, представительного органа местного самоуправления в срок, определенный для:
1) федерального бюджета – Бюджетным кодексом;
2) бюджета субъекта РФ – законом субъекта РФ;
3) местного бюджета – правовыми актами органа местного самоуправления.
Орган исполнительной власти вместе с проектом бюджета представляет проекты смет бюджетов, предложенные законодательными органами, судебными и контрольными органами.
Порядок рассмотрения проекта закона о бюджете и его утверждения должен обеспечивать рассмотрение и утверждение указанного проекта закона до начала очередного финансового года, а также утверждение в процессе рассмотрения этого проекта закона определенных показателей.
Вместе с проектом закона о бюджете на финансовый год рассматриваются и утверждаются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов.
Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 26 августа текущего года одновременно со следующими документами и материалами:
1) предварительными итогами социально-экономического развития РФ за истекший период текущего года;
2) прогнозом социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год;
3) основными направлениями бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;
4) планом развития государственного и муниципального секторов экономики;
5) прогнозом Сводного финансового баланса по территории РФ на очередной финансовый год;
6) прогнозом консолидированного бюджета РФ на очередной финансовый год;
7) основными принципами и расчетами по взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ в очередном финансовом году;
8) проектами федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на очередной финансовый год;
9) проектом федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год;
10) проектом государственной программы вооружения на очередной финансовый год;
11) проектом программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на очередной финансовый год;
12) расчетами по статьям классификации доходов федерального бюджета, разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и дефициту федерального бюджета на очередной финансовый год;
13) международными договорами РФ, вступившими в силу для РФ и содержащими ее финансовые обязательства на очередной финансовый год, включая нератифицированные международные договоры РФ о государственных внешних заимствованиях и государственных кредитах;
14) проектом программы государственных внешних заимствований РФ на очередной финансовый год;
15) проектом программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам на очередной финансовый год;
16) проектом структуры государственного внешнего долга РФ по видам задолженности и с разбивкой по отдельным государствам в очередном финансовом году;
17) проектом структуры государственного внутреннего долга РФ и проектом программы внутренних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год;