Сущность и значение бюджета как экономической категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…………...…3
1. Сущность бюджета и его значение как экономической категории……...…….5
1.1. Определение бюджета и его уровни………………………..……………….....5
1.2. Функции и роль бюджета………………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 31.31 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ» (МЭСИ)

АЛТАЙСКИЙ ТЕХНИКУМ ИНФОРМАТИКИ  И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ» (МЭСИ)

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РФ

НА ТЕМУ «СУЩНОСТЬ И  ЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  КАТЕГОРИИ»

 

 

                                                                              Выполнила студентка гр. АЛ-ДЛФ-001

                                                                                      Полковникова А.О.____________

                                                          Проверила преподаватель

                                                           Сова О.В._______________

                                                                    Оценка_____________________

 

 

СЛАВГОРОД 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…………...…3

1. Сущность бюджета и его значение как экономической категории……...…….5

1.1. Определение бюджета и его уровни………………………..……………….....5

1.2. Функции и роль бюджета………………………………………………………9

2.

Заключение……………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы определяется необходимостью теоретического исследования государственного бюджета как экономической категории.

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная  система. С момента, когда государство  начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.

Бюджетная система Российской Федерации включает государственный  федеральный бюджет, бюджеты субъектов  Российской Федерации и местные  бюджеты.

Федеральный бюджет РФ –  главное звено бюджетной системы  страны, которое является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным Собранием РФ в форме  закона; государственный бюджет концентрирует  основную часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы  Правительства Российской Федерации. Бюджет государства выражает экономические  отношения, опосредующие процесс образования  и использования централизованного  фонда денежных средств государства.

Изменяя основные показатели государственного бюджета, Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации могут определенным образом влиять на экономическую ситуацию в стране, решать наиболее важные государственные проблемы. Через государственный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые в дальнейшем перераспределяются и используются для целей государственного регулирования социально-экономического развития Российской Федерации и реализации финансово-бюджетной политики страны.

Все вышесказанное свидетельствует  о том, что изучение бюджетной  системы, функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее  время особую актуальность.

Целью настоящей работы является рассмотрение бюджетной системы, в  общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего  экономические отношения в обществе.

Предметом исследования работы является бюджет.

Цель курсовой работы – исследование сущности бюджета и его значения.

Задачи:

- рассмотреть сущность бюджета;

-исследовать роль бюджета;

- изучить уровни бюджета;

-на основе изученной  информации сделать выводы.

    Работа состоит  из введения, двух глав, заключения  и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА И  ЕГО ЗНАЧЕНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  КАТЕГОРИИ

1.1. Определение бюджета  и его уровни

Целенаправленное социально-экономическое  развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего, общегосударственного фонда денежных средств - государственного бюджета. Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы страны.

Общее понятие государственного бюджета приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. «Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления»[1]. Однако в Бюджетном кодексе дано слишком общее понятие, характеризующее лишь одну его сторону - как «Форму образования и расходования денежных средств».

В материальном понимании  государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах  государственного или административно - территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной  власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета  не является постоянным, объем концентрируемых  в нем денежных средств постоянно  меняется, меняются виды поступлений  в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета  постоянна. Она проявляется в  общественных отношениях, связанных  с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.

Как экономическая категория  бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих  в процессе образования, планового  распределения и использования  государственного централизованного  фонда денежных средств[5]. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда при помощи налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

Понятие государственного бюджета  имеет и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления государственного бюджета он рассматривается как  финансовый план государства. В смысле правового акта государственному бюджету  дается следующее определение.

Государственный бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Такой финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Сердцевиной финансового  планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый  одновременно с планом социального  развития системы как составная  его часть. Финансовый план призван  отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций  общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус - главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов[2].

В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, структура бюджетной системы нашего государства состоит из трех уровней:

- 1 уровень составляют Федеральный Бюджет и государственные внебюджетные фонды РФ.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  предназначены для исполнения расходных  обязательств Российской Федерации.

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования  и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

Федеральный бюджет и свод консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов  между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

- 2 уровень составляют бюджеты  Субъектов федерации и государственные  территориальные внебюджетные фонды. 

Каждый субъект Российской Федерации  имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного  фонда.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда  предназначены для исполнения расходных  обязательств субъекта Российской Федерации.

Использование органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается[8].

В бюджетах субъектов Российской Федерации  в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Бюджет субъекта Российской Федерации  и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

- 3 уровень представляют местные  бюджеты, в том числе бюджеты  муниципальных районов, бюджеты  городских округов, бюджеты внутригородских  муниципальных образований городов  федерального значения Москвы  и Санкт-Петербурга, бюджеты городских  и сельских поселений. 

Каждое муниципальное образование  имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для  исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается[8].

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются  средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных  образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских  и сельских поселений, входящих в  состав муниципального района (без  учета межбюджетных трансфертов  между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений  могут быть предусмотрены сметы  доходов и расходов отдельных  населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Таким образом, бюджет имеет  огромное главенствующее положение, он необходим для функционирования всего государства. Бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В РФ существует 3 уровня бюджета: федеральный, региональный и местный бюджеты.

 

 

1.2. Функции и роль бюджета

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства[6]. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

1. Вмешательство в экономику;

2. Поддержание государственного аппарата управления;

3. Правоохранительные органы и судоустройство;

4. Медицина, здравоохранение и образование;

5. Оборона страны.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Информация о работе Сущность и значение бюджета как экономической категории