Сущность и значение бюджета как экономической категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…………...…3
1. Сущность бюджета и его значение как экономической категории……...…….5
1.1. Определение бюджета и его уровни………………………..……………….....5
1.2. Функции и роль бюджета………………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 31.31 Кб (Скачать файл)

В то же время бюджет можно рассматривать  как экономическую категорию, которая  выражает определенные экономические  отношения. Возникновение и развитие бюджета связано с зарождением  и формированием государства. Государство  использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения  своей деятельности и проведения экономической и социальной политики[4].

Как экономическая категория бюджетные  отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

- перераспределительную (перераспределение ВВП);

- регулирующую (государственное регулирование и стимулирование экономики);

- стимулирующую (финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства);

- контролирующую (контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств).

Распределительная функция бюджета  проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням  государственной и территориальной  власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство  регулирует хозяйственную жизнь  страны, экономические отношения, направляя  бюджетные средства на поддержку  и развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления[7].

Перераспределение ВВП через бюджет имеет 2 взаимосвязанные стадии:

  1. Образование доходов бюджета;
  2. Использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Контрольная функция бюджета действует  одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Государственный бюджет – главное звено финансовой системы.

По уровню управления государственный бюджет подразделяется на: федеральный бюджет и бюджет субъектов Федерации.

Госбюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным  Собранием РФ как закон. Через  госбюджет государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления[3].

С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы.

Роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются и в непроизводственную сферу. За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально-культурного направления. Эти расходы имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, т.к. представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального  и культурного уровней жизни.

Таким образом, по–моему мнению, главными функциями бюджета являются: распределительная и контрольная, так как распределительная функция государственного бюджета характеризуется многократностью распределения, она проявляется во всех сферах общественных отношений, используется государством для развития экономики, науки, культуры, образования, здравоохранения, искусства, обороны и другие цели, а контрольная функция государственного бюджета обусловлена его взаимосвязью с экономикой, что позволяет ему (то есть бюджету) отражать ход распределительных процессов, возникающие положительные и негативные изменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2007.
  2. Бюджетная система Российской Федерации// Вахрин П.И., Нешитой А.С.: Учебник – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009.
  3. Л.А. Васильева. Доходы федерального бюджета в 2008 – 2010 годах.// Финансы.-2007.
  4. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд., 2007.
  5. Экономический словарь для юных бизнесменов//Е.В.Савицкая, О.В.Евсеев, 2008.
  6. http://ru.wikipedia.org -Новая экономика - википедия.
  7. http:// www.allbest.ru – Бюджет и его функции.
  8. http://www.budgetrf.ru – Уровни бюджета.

 

  

 

 


Информация о работе Сущность и значение бюджета как экономической категории