Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 10:17, доклад
В сравнении с бюджетом перераспределение средств внутри внебюджетных фондов или их использование осуществляется более оперативно. Кроме того, государственные внебюджетные фонды создаются для реализации более или менее долгосрочных целей. Цель данной работы – функции главных распорядителей целевых бюджетных фондов. В рамках обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть Целевые бюджетные фонды денежных средств: назначение и сущность;
2. изучить исполнителей расходной части бюджета, их функции;
3. рассмотреть права и обязанности распорядителя бюджетных средств.
Введение 3
1. Целевые бюджетные фонды денежных средств: назначение и сущность 4
2. Исполнители расходной части бюджета, их функции 7
3. Права и обязанности распорядителя бюджетных средств 9
Заключение 12
Список литературы 14
Содержание
Целевые государственные и местные фонды денежных средств появились в финансовой системе России недавно. Первоначально они создавались преимущественно как государственные внебюджетные фонды. Создание внебюджетных фондов в России относится к 1990 году. Как внебюджетный в числе первых был создан Пенсионный фонд РФ, затем стали появляться и другие.
Целевой бюджетный фонд — это централизованный фонд денежных средств, создаваемый за счет доходов, используемых по целевому назначению, или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или других поступлений и используемый по отдельной смете.
С помощью внебюджетных фондов государство стремится более эффективно и целесообразно использовать свои финансовые ресурсы. Через государственный бюджет, как показала практика прошлых лет, не всегда удавалось достаточно последовательно проводить в жизнь те или иные социальные и экономические программы. Это связано с тем, что в государственном бюджете доходы не закреплены за конкретными видами расходов, поэтому расходы на конкретные программы, как правило, оказываются урезанными.
Внебюджетные фонды представляют собой достаточно динамичный элемент финансовой системы. В сравнении с бюджетом перераспределение средств внутри внебюджетных фондов или их использование осуществляется более оперативно. Кроме того, государственные внебюджетные фонды создаются для реализации более или менее долгосрочных целей. Цель данной работы – функции главных распорядителей целевых бюджетных фондов.
В рамках обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть Целевые бюджетные фонды денежных средств: назначение и сущность;
2. изучить исполнителей расходной части бюджета, их функции;
3. рассмотреть права и обязанности распорядителя бюджетных средств.
На сегодняшний день определились четыре вида государственных и местных фондов:
а) государственные и муниципальные (местные) внебюджетные фонды;
б) целевые бюджетные фонды;
в) государственные целевые фонды Правительства Российской Федерации;
г) государственные отраслевые денежные фонды.
Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.
Принципы функционирования бюджетной системы:
• единство бюджетной системы;
• разграничение доходов и
• самостоятельность бюджетов;
• полнота отражения доходов и расходов бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов;
• сбалансированность бюджетов;
• эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее или совокупное покрытие расходов бюджетов;
• гласность;
• достоверность бюджета;
• адресность и целевой характер
использования бюджетных
Целевые государственные и
Государственные и муниципальные (местные) денежные фонды могут быть классифицированы по различным основаниям.
По способу образования
целевые государственные и
а) бюджетные, которые образуются в составе бюджетов и вместе с бюджетом;
б) внебюджетные.
В зависимости от уровня управления
целевые фонды подразделяются на
федеральные, региональные (субъектов
Федерации) и муниципальные. Федеральные
целевые денежные фонды – это
такие, которые создаются
Общим для целевых бюджетных фондов и внебюджетных фондов является – целевые источники и целевое расходование средств; принадлежность к бюджету определяет все прочие характеристики этих фондов. Включение целевых фондов в бюджет придает им формальные признаки бюджетных средств, не меняя их сущности как ограниченной формы перераспределения определенной части вновь созданной стоимости. Иными словами, выделение целевого фонда в бюджете более единственно с позиции изменения перераспределительной роли, чем его перемещение за рамки бюджета или консолидации в бюджет.
Целевые бюджетные фонды денежных
средств создаются в бюджетах
для направленного
Начало образованию бюджетных фондов на федеральном уровне было положено Законом РФ «О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год». В соответствии с этим Законом был образован целевой фонд социальной поддержки северян. Однако, достаточно стабильную систему, обновляющуюся из года в год вместе с федеральным бюджетом, целевые бюджетные фонды образовали начиная с 1995 года. Это связано с тем, что начиная с 1995 г. в федеральный бюджет ежегодно консолидируются большинство фондов, которые до 1995 года являлись внебюджетными.
Прослеживая динамику образования
и упразднения целевых
Операции по средствам этих фондов (за исключением средств дорожного фонда), включенных в состав федерального бюджета, проводятся только через органы Главного управления Федерального Казначейства Министерства финансов РФ. Для учета доходов и расходов целевых бюджетных фондов в Главном управлении Федерального Казначейства открываются специальные бюджетные счета, управление которыми осуществляют уполномоченные государственные органы.
В бюджетах субъектов РФ, как правило, в качестве целевых выделяются: территориальные дорожные фонды, территориальные экологические, другие фонды, а также фонды финансовой поддержки муниципальных образований.
Правовой режим целевых
Исполнителями расходной части бюджета являются главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств.
Главный распорядитель средств бюджета субъекта федерации - орган государственной власти субъекта федерации, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, в его функции входит составление бюджетной росписи, распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнение бюджета2.
Главный распорядитель целевых бюджетных фондов в необходимых случаях получает полномочия от Правительства РФ представлять сторону государства в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций. Главный распорядитель целевых бюджетных фондов определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат. Он утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и представляет их для исполнения в орган, исполняющий бюджет.
Главный распорядитель целевых бюджетных фондов наделен правом вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетных учреждений в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет.
Главный распорядитель целевых бюджетных фондов контролирует получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг. Он также контролирует использование бюджетных средств распорядителями, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств, государственными и муниципальными унитарными предприятиями. Непосредственный контроль за использованием бюджетных средств унитарными предприятиями осуществляют по инициативе главного распорядителя бюджетных средств органы государственного финансового контроля3.
Главный распорядитель целевых бюджетных фондов готовит и представляет органу, ответственному за контроль соответствующего бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг.
Рассмотрим права и обязанности распорядителя целевых бюджетных фондов.
Распорядитель целевых бюджетных фондов — орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по их подведомственным получателям. Он может получить полномочия от Правительства РФ представлять сторону государства в договорах о предоставлении средств бюджета на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций4.
Распорядитель целевых бюджетных фондов составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их органу, исполняющему бюджет. Он определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг дач получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений.
Распорядитель целевых бюджетных фондов контролирует использование бюджетных средств их подведомственными получателями.
Главный распорядитель и распорядитель целевых бюджетных фондов, а также должностные лица главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств отвечают за:
• целевое использование выделенных в их распоряжение бюджетных средств;
• достоверность и своевременное представление отчетности и другой информации, связанной с исполнением бюджета;
• своевременное составление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств;
• своевременное представление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств в орган, исполняющий бюджет;
• утверждение смет доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
• соответствие бюджетной росписи показателям, утвержденным законом (решением) о бюджете;
• соблюдение нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг при утверждении смет доходов и расходов;
• эффективное использование бюджетных средств5.
Таким образом, главный распорядитель, распорядитель целевых бюджетных фондов (рис. 1):
- составляет бюджетную
роспись, распределяет лимиты
бюджетных обязательств по
- утверждает сметы
доходов и расходов
- вносит изменения
в утвержденную смету доходов
и расходов бюджетного
- определяет задания
по предоставлению
- осуществляет финансовый
контроль за исполнением
- проводит проверки подведомственных муниципальных предприятий, бюджетных учреждений;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные бюджетным законодательством.
Рисунок 1. – Бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств6
Так же в функции главного распорядителя бюджетных средств входит контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности. Распорядитель целевых бюджетных фондов - орган государственной власти, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.