Технологии бюджетирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 17:12, контрольная работа

Описание работы

В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие получило юридическую и экономическую самостоятельность. Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб.
В настоящее время немногие российские организации имеют таким образом поставленный управленческий и бухгалтерский учет, чтобы содержащаяся в нем информация была пригодна для оперативного управления и анализа.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Методологические аспекты технологии бюджетирования ………..5
1.1 Сущность и основные принципы бюджетирования ……………………..5
1.2 Организация процесса бюджетирования …………………………………11
Глава 2. Технология бюджетирования ………………………………….…….15
2.1 Технология формирования бюджета………………………………………15
2.2 Анализ и контроль за выполнением бюджета…………………………….25
2.3 Современные технологии бюджетирования ……………………………...32
Глава 3. Технология бюджетирования ООО «Дом мебели»…………………39
3.1 Оценка бюджетирования на предприятии………..………………………39
3.2 Анализ сбытовой деятельности ООО «Дом мебели»……………………41
3.3 Совершенствование бюджетирования на ООО «Дом мебели»…………45
Заключение …………………………………………………………………….49
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Referat GUSAROVA.doc

— 532.00 Кб (Скачать файл)

Контроль. Бюджет представляет собой отчет о желаемых результатах на момент формирования бюджета. Тщательно подготовленный бюджет является наилучшим стандартом, с которым сравнивают фактически достигнутые результаты, так как он включает оценку эффекта всех переменных, которые прогнозировались во время разработки бюджета. Анализ отклонений между фактически достигнутыми результатами и плановыми данными бюджета может:

- помочь идентифицировать проблемную область, которая требует первоочередного внимания;

- выявить новые возможности,  не предусмотренные в процессе  разработки бюджета;

- показать, что первоначальный бюджет в некоторой степени был нереалистичным.

Оценка. Отклонения от бюджета, определяемые ежемесячно, служат для целей контроля в течение всего года. Сравнение фактических и бюджетных данных за год часто является главным фактором оценки каждого центра ответственности и его руководителя в конце года.

Обучение. Бюджет также служит хорошим средством обучения менеджеров. Составление бюджетов способствует изучению в деталях деятельности своих подразделений и взаимоотношений одних центров ответственности с другими центрами в целом по организации. Это особенно важно для лиц, вновь назначенных на должность руководителя центра ответственности.

Механизм бюджетного планирования целесообразно внедрять в практику российских предприятий для обеспечения экономии денежных ресурсов, большей оперативности в управлении последними, снижения непроизводительных расходов и потерь, а также для повышения достоверности плановых показателей (в целях налогового планирования). Таким образом, преимуществами внедрения принципов бюджетного планирования являются:

- помесячное планирование бюджетов структурных подразделений даст более точные показатели размеров и структуры затрат, и, соответственно, более точное плановое значение размера прибыли, что важно для налогового планирования (включая платежи во внебюджетные фонды);

- в рамках утверждения месячных бюджетов структурным подразделениям будет предоставлена большая самостоятельность в расходовании экономии по бюджету фонда оплаты труда, что повысит материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий;

- минимизация количества контрольных  параметров бюджетов позволит  сократить непроизводительные расходы  рабочего времени работников  экономических служб предприятия;

- осуществление режима строгой экономии финансовых ресурсов предприятия, что особенно важно для выхода из финансового кризиса.5

 

1.2 Организация процесса  бюджетирования.

 

Бюджет предприятия всегда разрабатывается  на определенный временной интервал, который называется бюджетным периодом. Правильный выбор продолжительности бюджетного периода является важным фактором эффективности бюджетного планирования предприятия.

Как правило, сводный бюджет организации составляется и утверждается на весь бюджетный период (обычно это один календарный год). Это объясняется тем, что за такой промежуток времени выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. Индикативно, то есть без утверждения в качестве системы целевых показателей и нормативов, обязательных к исполнению, некоторые показатели бюджетов могут устанавливаться на более продолжительный период (три-пять лет). Кроме того, внутри бюджетного периода каждый из бюджетов имеет разбивку на подпериоды.6

Бюджетирование - это процесс составления и реализации данного документа в практической деятельности предприятия. Бюджетный процесс не ограничивается лишь стадией составления сводного бюджета. Вообще, процесс представляет собой замкнутый контур финансового управления, включающий три последовательных этапа:

  1. этап разработки и проекта сводного бюджета;
  2. утверждение проекта бюджета и включение его в структуру научно обоснованного бизнес-плана организации;
  3. анализ исполнения бюджета по итогам текущего года.

Бюджетный цикл включает период времени от начала первого этапа до завершения третьего этапа. Бюджетный процесс должен быть непрерывным, то есть завершение анализа исполнения бюджета текущего года должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего года. То есть анализ исполнения бюджета – это одновременно и отправная, и завершающая стадия бюджетного цикла.

На средних и крупных предприятиях решение об утверждении сводного бюджета могут принимать:

- правление организации, в состав которого входит высшее руководство;

- президент организации (в этом  случае правление организации  представляет из себя консультативный орган при президенте);

совет директоров организации (рис.1.2.);

- общее собрание акционеров (совет директоров подает проект сводного бюджета на утверждение общему собранию акционеров).

После утверждение бюджета он принимает силу приказа.

Третий этап – анализ исполнения бюджета по итогам истекшего года. На этом этапе делается анализ финансового состояния предприятия, на основе которого вносятся необходимые коррективы в тактику и стратегию экономического развития организации.

Для того чтобы система бюджетирования была эффективной, необходим ряд обязательных условий, без которых эта система попросту не сможет работать.

Во-первых, предприятие должно располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета, а работники управленческих служб должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методологическая и методическая база составления, контроля и анализа исполнения сводного бюджета аналитический блок (или компонент) бюджетного процесса.

Во-вторых, для того чтобы разрабатывать бюджет, контролировать и анализировать его исполнение нужна соответствующая количественная информация о деятельности предприятия, достаточная для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, основные хозяйственные операции. Следовательно, на предприятии должна существовать система управленческого учета, регистрирующая факты хозяйственной деятельности, необходимые для обеспечения процесса составления, контроля и анализа сводного бюджета. Система управленческого учета на предприятии составляет основу учетного блока (компонента) бюджетного процесса.

В-третьих, бюджетный процесс не происходит в «безвоздушном пространстве» - он всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и систему управления, существующие на предприятии.

Понятие организационной структуры  включает в себя:

- количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входит разработка, контроль и анализ бюджета предприятия;

- совокупность структурных подразделений,  являющихся объектами бюджетирования, то есть теми центрами ответственности,  которыми назначается бюджетный  план и которые ответственны  за его исполнение.

Система управления бюджетированием – это регламент взаимодействия служб аппарата управления и структурных подразделений, закрепляющий в соответствующих внутренних нормативных актах и инструкциях обязанности каждого подразделения на каждой стадии бюджетного процесса. Так как бюджетный процесс является непрерывным и повторяющимся (регулярным). Точно так же регулярно, в соответствующие сроки  аппарата управления из структурных подразделений должна поступать учетная информация, необходимая для его обеспечения.7

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.2. Утверждение сводного бюджета коммерческой организации 

 

Организационная структура и система  управления составляют организационный  блок (компонент) бюджетного процесса. В приложении 1 изображена организационная  структура российского предприятия в части, касающейся составления и утверждения сводного бюджета. Приведенная модель организационной структуры основывается на классическом варианте аппарата управления и в наибольшей степени подходит для средних и крупных предприятий.


В-четвертых, процесс разработки, контроля и анализа исполнения бюджета предполагает регистрацию и обработку больших массивов информации, что затруднительно сделать вручную. В бюджетном процессе уровень оперативности и качества учетно-аналитической работы существенно повышается, а количество ошибок сокращается при использовании программно-технических средств. Программно-технические средства, используемые структурами предприятия, задействованными в бюджетном процессе, составляют программно-технический блок системы бюджетирования.8

 

Глава 2. Технология бюджетирования.

 

2.1 Технология формирования бюджета.

 

Технология бюджетирования включает виды и формы бюджетов, целевые  показатели (систему финансово-экономических  показателей, на основе которых строятся бюджеты), порядок консолидации бюджетов в сводный бюджет организации.

Системный характер бюджетирования означает, что в бюджетном процессе совокупность бюджетов отдельных центров ответственности  в обязательном порядке формирует  сводный бюджет компании в целом. Иными словами, в конечном итоге объектом бюджетирования служит бизнес компании как единое целое, и бюджетные показатели для отдельных подразделений и по отдельным сегментам хозяйственной деятельности устанавливаются, исходя из критерия максимизации конечных финансовых результатов предприятия в целом.9

Существует много разновидностей бюджетов, применяемых в зависимости  от структуры и размера организации, распределения полномочий, особенностей деятельности и т.п. Их можно классифицировать по следующим признакам (табл. 2.1.).

 

Различают два основных метода бюджетирования:

- «нулевой метод» актуален для новой коммерческой организации или при коренном изменении предмета деятельности организации;

 

«планирование от достигнутого» - традиционный метод.10

Суть первого метода заключается в том, что каждый из видов деятельности, осуществляемый в рамках центра финансовой ответственности или же структурного подразделения, в начале текущего года должен доказать свое право на дальнейшее существование путем обоснования будущей экономической эффективности выделяемых средств. Это означает, что менеджеры должны будут готовить план затрат для их сферы деятельности при минимальном уровне производства, а затем определить затраты и прибыль от дополнительного прироста деятельности, за которую они отвечают. В результате высшее руководство получит информацию, позволяющую лучше определить приоритеты: если окажется, что существующей сферы деятельности низкий рейтинг, может последовать перевод ресурсов из нее в новую деятельность, с более высоким рейтингом.

 

Таблица 2.1.

Классификация бюджетов по основным классификационным признакам

Классификационный признак

Вид бюджета

По сферам деятельности предприятия

1.Бюджет по операционной деятельности  детализирует в рамках соответствующего  времени содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по данной деятельности

 

2.Бюджет по инвестиционной деятельности направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности

 

3.Бюджет по финансовой деятельности детализирует показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств

По видам затрат

1.Текущий бюджет состоит из  двух разделов: текущих расходов, представляющих собой издержки  производства по рассматриваемому  виду операционной деятельности и доходов от текущей хозяйственной деятельности, сформированными в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг)

 

2.Капитальный бюджет доводит до конкретных исполнителей результаты текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на основе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т.д.

По широте номенклатуры затрат

1.Функциональный бюджет разрабатывается  по одной (или двум) статьям затрат (бюджет оплаты труда персонала и т.д.)

 

2.Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат (производственный участок, административно-управленческие расходы и т.п.)

По методам разработки

1.Фиксированный бюджет не зависит от изменения объемов работы (расходы по обеспечению охраны предприятия).

 

2.Гибкий бюджет устанавливает планируемые текущие или капитальные затраты в виде норматива расходов

По длительности планируемого периода

1.Ежедневный, понедельный, месячный, квартальный, годовой

По периоду составления

1.Оперативный бюджет прямо связан  с достижением целей предприятия  (план производства, материально-технического  снабжения)

2.Текущий бюджет направлен на планирование текущих целей предприятия

3.Перспективный бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации

По непрерывности планирования

1.Самостоятельный бюджет изолирован, не зависит от других бюджетов

2.Непрерывный бюджет, к которому по окончанию месяца или квартала добавляется новый

По степени содержания информации

1.Укрупненный бюджет, в котором  основные статьи доходов и  расходов указываются укрупнено

2.Детализированный бюджет, в котором все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим

Информация о работе Технологии бюджетирования