Теоретические аспекты планирование и финансирования расходов бюджета на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в данной курсовой работе является изучение организации планирования и финансирования расходов бюджета на образование, а также обоснование мер по ее совершенствованию в современных условиях.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
1 Изучить сущность и понятие расходов на образование бюджетных организаций;
2 Рассмотреть классификацию расходов бюджета на образование;
3 Проанализировать методику финансирования расходов бюджета на образование;
4 Рассмотреть формы и методы бюджетного планирования и финансирования расходов на образование;
5 Произвести анализ сметы расходов Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Жлобина»;
6 Изучить организацию финансирования Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Жлобина»;
7 Охарактеризовать основные направления совершенствования планирования и финансирования расходов на образование.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты планирование и финансирования расходов бюджета на образование
1.1 Сущность и понятие расходов на образование бюджетных организаций
1.2 Классификация расходов бюджета на образование
1.3 Финансирование расходов бюджета на образование
1.4 Формы и методы бюджетного планирования и финансирования расходов на образование
2. Исследование организации планирования и финансирования расходов в учреждениях образования
2.1 Экономическая характеристика Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина»
2.2 Разработка сметы расходов Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина»
2.3 Организация финансирования Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина»
3. Основные направления совершенствования планирования и финансирования расходов на образование
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Особенности планирования и финансирования расходов бюджета на образование.rtf

— 950.62 Кб (Скачать файл)

Определённые трудности возникают из-за необходимости учёта средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на лицевых счетах в органах казначейства. Законодательством установлено, что такие средства наряду с бюджетными поступлениями расходуются в строгом соответствии со сметами доходов и расходов, подлежат контролю со стороны казначейств и главных распорядителей бюджетных средств, а это в определённой степени лишает руководителей учреждений оперативности.

Дополнительное финансирование может осуществляться за счет иных средств, выделяемых базовыми шефствующими предприятиями, попечительскими советами, спонсорами.

Иными средствами государственных учреждений образования являются полученные в соответствии с законодательством доходы от платных образовательных услуг, производственной и научной деятельности, гуманитарная помощь, имущество и денежные средства, полученные от благотворителей и меценатов, а также из иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

В соответствии с законодательством допускается взимание платы с обучающихся в государственных учреждениях образования за дополнительные виды обучения, не оплачиваемые из республиканского и местных бюджетов, а также с лиц, принятых на обучение сверх контрольных цифр приема.

Плата устанавливается руководителем учреждения образования в размере экономически обоснованных затрат, необходимых для подготовки специалистов по данной специальности (специализации) в данном учреждении.

Исследования в области образования и воспитания, гуманитарных и социальных наук, а также важнейшие разработки в интересах научно-технического и экономического прогресса республики, осуществляемые организациями системы образования, финансируются на конкурсной основе из республиканского бюджета [13].

Таким образом, изучив вопросы финансирования расходов бюджета на образование, необходимо отметить, что государственные учреждения образования финансируются из республиканского и (или) местных бюджетов. Объем бюджетного финансирования на содержание и развитие национальной системы образования утверждается законом Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год и устанавливается в размере не менее 10 процентов от валового внутреннего продукта. Общий порядок финансирования расходов по всем отраслям регламентирован Бюджетным кодексом РБ. В соответствии с ним все учреждения и организации, финансируемые за счёт бюджета, называются получателями бюджетных средств, а их учредители в лице органов управления - главными распорядителями средств бюджета. Они утверждают сметы доходов и расходов, составляют бюджетную роспись в разрезе подведомственных учреждений и вносят в неё коррективы, составляют сводную отчётность, контролируют деятельность учреждений.

 

1.4 Формы и методы бюджетного планирования и финансирования расходов на образование

 

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании» государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищённость соответствующих расходов республиканского и местных бюджетов. Закон предусматривает единые принципы формирования бюджетных средств на образование на всей территории РБ на основе государственных экономических нормативов на единицу контингента обучаемых, которые ежегодно должны утверждаться государственным законом одновременно с законом о бюджете. Предусмотрена ежеквартальная индексация выделяемых средств в соответствии с темпами инфляции. Таковы требования законодательства, но реальная практика формирования бюджетов свидетельствует о том, что эти положения не выполняются.

Далеки от провозглашённого уровня и показатели, характеризующие систему образования. К примеру, не обеспечен установленный законодательством размер оплаты труда работников учреждений образования, превышающий уровень средней заработной платы в РБ; не реализуется система льгот различным категориям обучающихся, а также видов и норм материального обеспечения учащихся и студентов; не введён механизм предоставления гражданам личного государственного образовательного кредита; устарели требования к образовательным учреждениям в части строительных и санитарных норм и правил, оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений; не созданы соответствующие фонды развития образования; отсутствуют научно обоснованные республиканские и местные нормативы финансирования; недостаточно чётко определена система налоговых льгот, стимулирующих развитие образования, и др.

Величина ассигнований в первую очередь регулируется объёмом доходов бюджета того или иного уровня. Порядок финансирования обеспечения образовательных учреждений регламентирован Бюджетным Кодексом Республики Беларусь. В нём чётко обозначены рамки применения нормативов финансовых затрат и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Отмечается, что нормативный метод используется на стадии формирования бюджета того или иного уровня, а не на стадии планирования расходов на содержание конкретного образовательного учреждения, как это предусмотрено Законом РБ «Об образовании». Бюджетный Кодекс РБ чётко указывает на сохранение методики поэлементного выделения средств для каждого бюджетополучателя с применением множества экономических статей по видам затрат и различных нормативов частного характера; от размера ставок заработной платы работников до объёма потребления таких видов услуг, как водоснабжение; санитарно-гигиеническое обслуживание и т.п. Детализация бюджетных расходов по экономическим статьям связана с необходимостью усиления контроля со стороны финансирующих и административных органов за их целевым использованием. Этому соответствует принцип постатейного выделения бюджетных средств для конкретного учреждения на основе сметно-финансового обоснования или сметы доходов и расходов. Определяет объёмы бюджетных ассигнований и распределяет разнообразные расходы по экономическим статьям государственный орган в пределах выделенных из бюджета средств на календарный финансовый год.

Суммарные расходы республиканского и местных бюджетов на образование определяются в соответствии с сетью учреждений и предполагаемым её развитием в планируемом году, а также показателями по контингентам детей, учащихся воспитанников, студентов. Финансированию подлежит не только образовательная деятельность, но и ряд социозащитных функций отрасли: выплата стипендий студентам, питание школьников из малообеспеченных семей, содержание сирот, воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Основу формирования расходов на содержание учреждений общего и профессионального образования составляют «производственные» показатели деятельности. Для школ такими показателями являются число учащихся и классов; для учреждений профессионального образования - госзаказ по приёму студентов на бесплатное обучение. При финансовом планировании учитываются не только показатели на начало и конец финансового года, но и среднегодовые, которые зависят от сроков комплектования (приёма), выпуска, отсева в процессе обучения. Например, по школам формула расчёта среднегодовых показателей имеет следующий вид [9]:

 

,     (1.4.1)

 

Где - среднегодовой контингент;

- контингент на начало планируемого года;

- число месяцев функционирования учреждения с переходящим контингентом на начало года;

- контингент планируемого года;

- число месяцев функционирования учреждения с новым контингентом на конец года;

12 - число месяцев в году.

 

Расчёт среднегодовых величин можно также производить путём суммирования показателей на каждое первое число месяца и деление полученной суммы на 12. При расчёте среднегодового числа воспитанников по дошкольным образовательным учреждениям этот метод предпочтительнее, так как позволяет точно определить требуемый для исчисления расходов контингент.

Производственные показатели по школе определяются по группам классов: I - III (IV), V - IX, X - XII. Эти данные приводятся в смете на две даты - на 1 января и на 1 сентября планируемого года, а также в среднегодовом исчислении. Число учащихся на 1 января принимается по фактическому состоянию на последнюю отчётную дату. Численность учащихся на 1 сентября планируемого года определяется в соответствии с планом приёма и выпуска учащихся. Число детей, поступающих в планируемом году в первые классы, устанавливается по данным специального учёта. Следует учитывать и такую особенность комплектования школ: основная часть первоклассников осваивает программу начальной школы в течение трёх лет и сразу переводятся в пятый класс; четыре года учатся в начальной школе дети, начинающие обучение с шести лет. Число учащихся в последующих классах обычно планируется на уровне выпуска учащихся из предшествующих классов. Так, контингент учащихся пятых классов планируется на уровне выпуска третьих (четвёртых) классов, шестых - на уровне выпуска пятых и т.д. Исключение составляет планирование контингентов десятых классов. При определении численности учащихся этих классов учитывается, что часть выпускников девятых классов общеобразовательных школ продолжит образование в других типах учебных заведений. В настоящее время предельная наполняемость классов установлена в количестве 25 учащихся. В зависимости от недостатков умственного или физического развития детей формируются отдельные классы или открываются специальные школы с меньшей наполняемостью [9].

Важное значение при планировании бюджетных средств как по школам, так и на содержание учреждений профессионального образования имеет система стандартов. Образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объём нагрузки обучающихся. Одним из элементов государственных образовательных стандартов является базисный учебный план общеобразовательных учреждений РБ. В нём определено минимальное количество часов на изучение образовательных областей, установлена максимальная учебная нагрузка учащихся по классам. Этот учебный план позволяет сохранить единое образовательное пространство в Республике Беларусь. На его основе планируются расходы на оплату труда учителей.

Ещё один показатель, используемый в процессе планирования расходов общеобразовательных школ, - количество педагогических ставок. Он рассчитывается на базе двух показателей - числа часов учебных занятий и нормы учебной нагрузки учителей в неделю. Базисный учебный план РБ устанавливает предельно допустимую нагрузку на учащихся (в часах) при пятидневной и шестидневной учебных неделях. При пятидневной она составляет в I - III классах - 22, в V - 28, в VI - 29, в VII - 31, в VIII - IX - 32, в X - XI - 33 часа. Норма учёбной нагрузки учителя на ставку установлена для начальной школы 20 часов в неделю, для старших классов - 18 часов в неделю. Поэтому число педагогических ставок определяется отдельно по группам классов. При определении числа оплачиваемых часов следует иметь в виду, что в некоторых случаях занятия ведутся с классами, разделёнными на две группы учащихся (иностранные языки, трудовое обучение, физическая культура и др.). Общее число учебных занятий в неделю определяется умножением количества классов на число часов для одного класса. Количество педагогических ставок рассчитывается делением общего числа часов учебных занятий в неделю по каждой группе классов на установочную норму учебной нагрузки учителя в неделю [9].

Фонд оплаты труда учителей определяется, исходя из количества педагогических ставок и средней ставки учителя в месяц по тарификации. Тарификационные списки позволяют определить общую сумму фонда заработной платы учителей за один месяц. Исходя из этих данных и зная число классов по группам на 1 января и 1 сентября, нетрудно рассчитать среднюю ставку учителя в месяц и фонд заработной платы за месяцы текущего и нового учебного года, приходящиеся на планируемый финансовый год. Для определения средней ставки учителя месячный фонд оплаты труда по каждой группе классов, установленный на базе тарификационного списка, делится на соответствующее этим группам классов количество педагогических ставок.

Фонда оплаты труда учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала определяется на основе штатного расписания и установленных должностных окладов. Число штатных единиц зависит от количества классов в школе и её индивидуальных особенностей. По учреждениям, реализующим образовательные программы повышенного уровня (гимназия, лицеи), а также по школам с продлённым днём обучения в штатное расписание вводятся дополнительные должности. В дореформенный период по всем типам учреждений Министерством образования утверждались типовые штаты. В настоящее время типовые штаты отменены, однако они всё ещё служат основой для выделения средств на оплату труда. После согласования с учредителем объёма финансирования на оплату труда учреждение самостоятельно определяет структуру управления деятельностью, штатное расписание, распределение должностных обязанностей.

Расходы на оплату труда планируются отдельно по педагогическому, административно-хозяйственному и учебно-вспомогательному персоналу. Этот фонда зазывается тарифным. Кроме того, предусматривается надтарифный фонд заработной платы заработной платы на установление за дополнительные виды работ (проверку тетрадей, классное руководство и т.п.) и надбавок за высокое качество работы. При исчислении надтарифного фонда оплаты труда применяется следующая методика: тарифный фонда принимается за 75%, надтарифный по школам должен составлять не более 25%. Следовательно, чтобы исчислить его объём, необходимо тарифный фонд разделить на 75 и умножить на 25. Узаконенный норматив надтарифного фонда по каждому типу учреждений различен. Например, по учреждениям дополнительного образования он составляет 10%, по дошкольным учреждениям - 12%, по школам - 25% [9].

Следующей экономической статьёй расхода по любому учреждению бюджетной сферы являются начисления на фонд оплаты труда. Размер ассигнований определяется путём умножения общего фонда оплаты труда на установленный правительством РБ норматив. В настоящее время он составляет 35 % от общего фонда оплаты труда.

При определении необходимых средств на приобретение предметов снабжения и расходных материалов рассчитываются в первую очередь расходы на питание школьников. Объём ассигнований зависит от общего контингента учащихся, среднего числа дней посещения школьных занятий в год одним ребёнком, установленной дневной нормы питания. Кроме того, отдельно определяются расходы на питание учащихся, посещающих группы продлённого дня. Действующая в настоящее время расчётная норма расхода на бесплатные завтраки всех обучающихся составляет 1,5% от минимального размера оплаты труда. По группам продлённого дня (ГПД) бесплатные обеды предоставляются 10% контингента и льготные (половина размера стоимости питания) - 15% контингента учащихся [9].

Информация о работе Теоретические аспекты планирование и финансирования расходов бюджета на образование