Теоретические аспекты планирование и финансирования расходов бюджета на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в данной курсовой работе является изучение организации планирования и финансирования расходов бюджета на образование, а также обоснование мер по ее совершенствованию в современных условиях.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
1 Изучить сущность и понятие расходов на образование бюджетных организаций;
2 Рассмотреть классификацию расходов бюджета на образование;
3 Проанализировать методику финансирования расходов бюджета на образование;
4 Рассмотреть формы и методы бюджетного планирования и финансирования расходов на образование;
5 Произвести анализ сметы расходов Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Жлобина»;
6 Изучить организацию финансирования Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Жлобина»;
7 Охарактеризовать основные направления совершенствования планирования и финансирования расходов на образование.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты планирование и финансирования расходов бюджета на образование
1.1 Сущность и понятие расходов на образование бюджетных организаций
1.2 Классификация расходов бюджета на образование
1.3 Финансирование расходов бюджета на образование
1.4 Формы и методы бюджетного планирования и финансирования расходов на образование
2. Исследование организации планирования и финансирования расходов в учреждениях образования
2.1 Экономическая характеристика Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина»
2.2 Разработка сметы расходов Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина»
2.3 Организация финансирования Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина»
3. Основные направления совершенствования планирования и финансирования расходов на образование
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Особенности планирования и финансирования расходов бюджета на образование.rtf

— 950.62 Кб (Скачать файл)

 

Данные, представленные в таблице 2.2.1, свидетельствуют о том, что расходы Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина» на 2009 год представлены текущими расходами. В том числе расходы на закупку товаров и оплату услуг занимают 99,36 %, из которых наибольший удельный вес составляют расходы на оплату труда рабочих (58,37 %). В том числе основной оклад гражданских служащих составляет 37,24 %, надбавки к заработной плате гражданских служащих - 8,66 %, дополнительная оплата гражданских служащих - 0,07 % и прочие денежные выплаты гражданским служащим - 12,40 %.

Начисления на заработную плату также занимают значительный удельный вес в общей сумме расходов Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина» на 2009 год (19,78 %). Из них обязательные страховые взносы в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения занимают 19,67 % и страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования - 0,11 %.

Также значительную долю в общей сумме расходов организации занимают расходы по оплате коммунальных услуг (16,53 %). В том числе удельный вес расходов по оплате потребленной тепловой энергии составил 9,26 %, по оплате потребленной электрической энергии - 1,47 % и по оплате прочих коммунальных услуг - 5,81 %.

Незначительную долю составили расходы по приобретению предметов снабжения и расходных материалов (0,58 %). Из них расходы по приобретению канцелярских принадлежностей, материалов и предметов для текущих хозяйственных целей - 0,55 % и по приобретению мягкого инвентаря и обмундирования - 0,01 %.

Командировки и служебные разъезды, а также оплата услуг связи имеют незначительную долю в сумме общих расходов Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина» на 2009 год (0,04 и 0,05 %, соответственно). Прочие текущие расходы на закупку товаров занимают 3,99 %. В том числе оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря - 0,24 и оплата текущего ремонта зданий и помещений - 2,78 %. А также необходимо отметить о незначительной доле текущих трансфертов населению (0,64 %).

Что же касается поквартального распределения расходов Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина» на 2009 год, то можно выделить некоторые особенности. В 4 квартале 2009 г. наблюдается снижение удельного веса расходов по оплате труда работников, а, соответственно, и снижение по отдельным статьям данного вида расходов. Вследствие - снижение удельного веса начислений на заработную плату работников.

На 3 квартал 2009 г. согласно смете расходов запланировано увеличение расходов по приобретению предметов снабжения и расходных материалов, а также увеличение прочих текущих расходов на закупку товаров.

В 1 и 4 кварталах запланировано увеличение расходов по оплате коммунальных услуг, что связано с сезонностью данных расходов.

Таким образом, обязанностью любого образовательного учреждения, а в частности Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина», является своевременное представление учредителю программы развития, обоснований потребности в бюджетных средствах, а также объемов предполагаемого поступления внебюджетных источников финансирования, расходование бюджетных средств по целевому назначению и эффективное использование закрепленных за учреждением объектов собственности. В связи с этим Определение расходов по бюджетной смете Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина» производится исходя из действительной потребности в средствах с учетом осуществления режима экономии и эффективного расходования материальных и денежных средств. А расходы, включаемые в бюджетную смету Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина», должны быть обоснованы соответствующими расчетами по статьям, подстатьям и (или) элементам экономической классификации расходов бюджета.

 

2.3 Организация финансирования Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина»

 

Каждое образовательное учреждение создается одним или несколькими учредителями, которые финансируют его деятельность. Собственником государственных образовательных учреждений является государство в лице государственных, областных и местных органов управления. В соответствии с этим основой государственных гарантий получения гражданином образования в пределах стандартов является государственное финансирование.

Степень участия бюджета того или иного уровня в финансировании расходов зависит от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В нашей стране сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов. Из республиканского бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов [2]:

обеспечение функционирования государственных организаций образования, находящихся в республиканской собственности;

обеспечение получения послевузовского образования;

повышение квалификации и переподготовка работников организаций, финансируемых из бюджета, других работников в соответствии с законодательством;

прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области образования;

проведение централизованных мероприятий в области образования;

издание учебников и учебных пособий для учащихся организаций, обеспечивающих получение общего среднего образования, учебных пособий для воспитанников организаций, обеспечивающих получение дошкольного образования;

иная деятельность по обеспечению функционирования государственных организаций образования, находящихся в республиканской собственности;

государственные программы в области образования;

обеспечение функционирования республиканских органов государственного управления в сфере образования.

Областной и местный уровни аналогичны республиканскому. В территориальных бюджетах предусматриваются средства на проведение мероприятий и содержание учреждений, находящихся в их ведении, и реализацию собственных программ развития. В тех случаях, когда одни и те же расходы финансируются из разных бюджетов, применяется термин «многоуровневое финансирование». Если же источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования, но и внебюджетные средства, употребляется термин «многоканальное финансирование».

Величина ассигнований в первую очередь регулируется объёмом доходов бюджета того или иного уровня. Порядок финансирования обеспечения образовательных учреждений регламентирован Бюджетным Кодексом Республики Беларусь. В нём чётко обозначены рамки применения нормативов финансовых затрат и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Бюджетный Кодекс Республики Беларусь чётко указывает на сохранение методики поэлементного выделения средств для каждого бюджетополучателя с применением множества экономических статей по видам затрат и различных нормативов частного характера; от размера ставок заработной платы работников до объёма потребления таких видов услуг, как водоснабжение (мі в сутки на одного учащегося); санитарно-гигиеническое обслуживание и т.п. Детализация бюджетных расходов по экономическим статьям связана с необходимостью усиления контроля со стороны финансирующих и административных органов за их целевым использованием. Этому соответствует принцип постатейного выделения бюджетных средств для конкретного учреждения на основе сметно-финансового обоснования или сметы доходов и расходов. Определяет объёмы бюджетных ассигнований и распределяет разнообразные расходы по экономическим статьям государственный орган в пределах выделенных из бюджета средств на календарный финансовый год.

Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина» финансируется из районного бюджета через Главное управление Министерства финансов по Гомельской области (казначейство). Финансирование осуществляется на выплату заработной платы, оплату коммунальных услуг, приобретение расходных материалов и предметов снабжения и пр.

Деятельность учреждений образования может финансироваться не только из бюджетных средств на сферу образование, но из государственных программ (например, Государственная программа развития среднего специального образования на 2006-2010 годы и др.).

В объем бюджетного финансирования для расчета обеспеченности расходов на образование по соответствующей административно-территориальной единице включаются:

суммы текущих и капитальных расходов (за исключением средств, предусмотренных на капитальное строительство) в соответствии с функциональной классификацией расходов по видам, на финансирование организаций образования, структурных подразделений иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, независимо от уровня бюджета, за счет которого осуществляется финансирование (республиканский, областной, городской, районный);

суммы расходов из централизованных источников на финансирование мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений образования;

суммы расходов на проведение централизованных мероприятий и реализацию программ в сфере образования.

Таким образом, изучив организацию финансирования учреждений образования, а в частности Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина», необходимо отметить, что финансирование образовательных учреждений представляет собой процесс, направленный на решение его текущих задач и задач развития. В целом объём бюджетных ассигнований на реализацию государственных гарантий в области образования в современной белорусской практике определяется на основе применения элементов стандартизации процесса обучения, финансового нормирования расходов, формирования государственного (муниципального) заказа по видам бюджетных услуг. Однако нельзя не сказать, что при любой системе финансирования экономическая эффективность и социальная справедливость в образовании должны дополнять друг друга.

 

3. Основные направления совершенствования планирования и финансирования расходов на образование

 

Оптимизация бюджетной сферы образования, осуществляемая в рамках общей социально-экономической политики Республики Беларусь, должна быть направлена, прежде всего, на повышение качества и доступности образовательных услуг населению, в соответствии с установленным Конституцией и законодательством Республики Беларусь правом граждан на образование. При безусловном выполнении указанной задачи, основное внимание необходимо уделить повышению эффективности участия Республики Беларусь в управлении организациями сферы образования и их имуществом, повышению конкурентоспособности белорусских образовательных организаций на внутреннем и мировом рынке образовательных услуг.

Устранение недостатков и решение проблем, накопившихся в системе образования, в том числе, на государственном уровне управления, требует выработки новых стратегий и механизмов управления образовательными организациями, улучшения использования собственности и финансовых ресурсов образования, основанных на сочетании методов государственного управления и рыночных подходов [4].

Ведущими направлениями оптимизации сети государственных образовательных организаций является поиск для них наиболее эффективных организационно-правовых форм, степени участия органов государственной власти в управлении, с учетом состояния и тенденций распределения государственных полномочий в сфере образования, особенностей целевых групп потребителей, на которые ориентированы образовательные организации, качества подготовки выпускников, финансовых результатов деятельности, состояния имущественного комплекса и других факторов.

В настоящее время система частного предпринимательства в образовании отражает общественную реакцию на новые направления развития экономики государства. Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, который обеспечивается бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. В процессы образования включаются как формирующийся класс предпринимателей, так и представители различных движений, национальных объединений, религиозных общин. Стремление реформировать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным. В свою очередь и государственные учреждения вправе предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе [4].

Привлечение дополнительных источников финансирования на цели образования может осуществляться тремя путями [4]:

предпринимательской,

условно-предпринимательской и специфической деятельностью самого образовательного учреждения;

взаимодействием с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительность в пользу образовательного учреждения.

Все учреждения и организации, финансируемые за счет бюджета, называются получателями бюджетных средств, а их учредители в лице органов управления -- главными распорядителями средств бюджета. Они утверждают сметы доходов и расходов, составляют бюджетную роспись в разрезе подведомственных учреждений, вносят в нее коррективы, составляют сводную отчетность, контролируют деятельность учреждений.

В связи с большой актуальностью вопроса особо остановимся на казначейских схемах исполнения бюджета. Их суть заключается в полном переводе оплаты расходов бюджетополучателей напрямую поставщикам услуги исполнителям работ (кроме денежных выплат работникам и студентам). Если раньше средства бюджета поступали на счет учреждения, а затем использовались им по своему усмотрению (безусловно, с соблюдением законодательства), то в настоящее время для всех учреждений в казначействе открыты лицевые счета с указанием постатейного и поквартального распределения средств. В рамках указанной росписи казначейства могут выполнить поручения учреждений на оплату тех или иных расходов. Движению средств через органы казначейства предшествует санкционирование расходов, включающее в себя ежемесячное лимитирование затрат, фактическое принятие бюджетных обязательств и осуществление платежа.

Информация о работе Теоретические аспекты планирование и финансирования расходов бюджета на образование