Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:52, реферат
История является процессом и результатом деятельности людей. В советской науке с 1930-х гг. господствовал материалистический детерминизм, согласно которому бытие определяет сознание. Сейчас ему на смену приходит противоположный идеалистический подход: психическое (в том числе и сознание) определяет бытие. С точки зрения исторического реализма обе эти точки зрения на движущие силы исторического процесса односторонни: общественное бытие (историю) творят сознательные люди через свою деятельность (практическую и духовную).
Помимо исторической
цикличности иногда выделяют функциональную
цикличность в развитии обществ,
которая включают в себя: 1) стабильность
общества, 2) нестабильность (кризис, революция
и т.п.) общества, 3) стабильность на новой
основе. Здесь имеется в виду характер
функционирования социальных институтов,
общностей, государств. Во время стабильного
цикла воспроизводятся
Повторяемость
в историческом развитии означает сходство
ситуаций, противоборствующих субъектов,
стоящих перед обществом задач,
негативных последствий исторических
действий. Историческое развитие - это
последовательная временная цепь исторических
событий. Повторяемость относится
к историческим событиям, рассматриваемым
наблюдателем с точки зрения определенной
концепции и критерия. Поэтому
включенность в повторяемость наблюдателя
делает повторяемость субъективно-
1 Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. - СПб.: Ювента, 1996. - С.39.
Что это значит? Это значит, что потребности людей в основном неизменны и проявляются в разных общественных и природных ситуациях. Повторяемость потребностей (и интересов), ментальности людей является основой повторяемости человеческой истории. Это значит, что человек как главный субъект исторического процесса не меняется в своей основе, ставит в принципе одни и те же цели и задачи и стремится их реализовать, каждый раз в конечном итоге относительно безуспешно.
Важнейшими
критериями относительной достоверности
той или иной теории (концепции) развития
общества являются: 1) ее соответствие
историческим фактам; 2) понимание происходящего
на ее основе общественного развития
(субъекты, причины, последствия); 3) предсказание
вероятных сценариев развития общества;
4) возможность дальнейшего
21.3. Линейное развитие обществ
Большое значение
в понимании общественного
В основе эволюционного
понимания общественного
Сторонники линейного понимания развития исходили из того, что человечество и все конкретные общества развиваются взаимосвязанно. В результате эволюционного развития общества происходит добавление к прежнему его качеству нового (кумулятивный эффект), некоторое преобразование части старого и утрата чего-то. Очень важно для этого подхода определить критерии низшего и высшего, простого и сложного, частичного и целостного и т.п. Они разные в разных социально-философских и социологических теориях.
О. Конт полагал,
что для понимания современной
эпохи человечества нужно поместить
ее в более широкий исторический
контекст. Движущей силой развития
общества, по мнению О. Конта, является
сила человеческого духа (интеллекта,
морали, воли). Развитие общества напрямую
зависит от количества и разнообразия
его знаний, которые определяют военные,
политические, экономические стороны
общественной жизни. Общество проходит
в своем развитии три уровня. На
теологической стадии люди исходят
в своем творении жизни из наличия
сверхъестественных существ, которым
они поклоняются в форме
Г. Спенсер
считал эволюцию основополагающим принципом
развития природы, общества, человека.
Мир представляет собой материальную
реальность в единстве вещества, движения,
энергии. Эволюция - это движение от
гомогенности (однородности) мира к
гетерогенности (сложности), сопровождающееся
рассеянием движения и интеграцией
вещества. Эволюция осуществляется с
помощью структурно-
Эволюция общества от одной ступени к другой характеризуется: 1) дифференциацией функций, власти, собственности, престижа между разными группами людей; 2) усилением неравенства труда, власти, богатства, престижа и в целом усложнением дифференциации людей на многочисленные страты; 3) разделением общества на группы, классы, слои по экономическим, профессиональным, политическим, национальным, религиозным признакам.
Г. Спенсер
впервые предложил
1 См.: Штомпка П. Социология социальных изменений. - М.: Аспект-Пресс, 1966. - С. 138-141.
В основу эволюционной теории развития человечества Л. Морган положил развитие средств (технологию) производства. Он считал, что основными движущими силами истории являются изобретения, которые люди создают для удовлетворения своих потребностей (в пище, одежде, транспорте и т.п.). Если основные потребности людей остаются в принципе неизменными, то орудия и предметы их удовлетворения меняются от эпохи к эпохе. Распространяясь среди обществ, эти орудия (технологические новшества) и материальные блага постепенно меняют образ жизни обществ, всю их структуру.
Л. Морган выделил
в истории человечества три фазы:
дикость, варварство, цивилизацию. Во времена
дикости люди пользовались примитивными
орудиями (огонь, лук, стрелы и т.п.) для
собирательства пищи. На стадии варварства
была изобретена посуда, произошло
одомашнивание животных, начаты ирригация,
производство железа и инструментов.
На стадии цивилизации произошло
изобретение фонетического
Интересную идею человеческой эволюции выдвинул Л. Уорд в своей "Динамической социологии" [1]. В истории природы он выделяет следующие основные этапы: 1) космогенезис, охватывающий Вселенную; 2) биогенез, охватывающий все живое; 3) антропогенез, присущий людям; 4) социогенез - развитие обществ. На последней стадии развития человечества все четыре фазы взаимодействуют, накладываясь одна на другую. Планирование, предвидение, проектирование будущего - отличительная черта последней стадии эволюции, которая становится более гуманистической по сравнению с предыдущими.
1 Штомпка П. Указ соч. С. 143-144.
21.4. Спиралевидное развитие обществ
Спиралевидное развитие общества является более сложным по сравнению с циклическим и линейным. Мы придерживались именно его в изложении формационного и цивилизационного развития человечества. С одной стороны, оно является линейным, так как происходит в чем-то от простого к сложному. С другой стороны, это развитие является циклическим (три стадии), но в результате получается не круг, а именно спираль, когда конец цикла не полностью возвращается в начало, а приобретает новые черты. Это не значит, что не существует преимущественно циклических и линейных типов развития. В развитии конкретных обществ все типы развития тесно переплетаются.
Если изобразить рассмотренные типы развития графически, то обнаруживается, что спираль представляет собой синтез цикла (круга) и линии. Как графический образ она выступает аналогом "социальной преемственности", который отражает диалектическое единство прерывности и непрерывности, относительного тождества и различия, генетической связи сменяющих друг друга процессов.
В основе спиралевидного развития общества лежит закон отрицания отрицания, открытый Гегелем. С точки зрения этого закона развитие всех вещей и явлений (в том числе и обществ) проходит три стадии: 1) исходной стадии, с которой начинается развитие общества; 2) отрицания исходной стадии, в результате которого старое преобразуется (метафизически или диалектически); 3) отрицания отрицания исходной стадии, на которой осуществляется возврат к исходной стадии, но на качественно новой основе и синтез предыдущих двух стадий развития.
Примером такого развития является рост зерна, старение человека, прогресс человечества. Зерно с точки зрения закона отрицания отрицания проходит стадии посадки в почву, стебля и цветения, колоса. Колос дает множество зерен, похожих на посаженное, и отражает в качестве зерен почву, солнце, ветер и другие факторы, действующие на всех предыдущих стадиях развития. Человек рождается слабым и глупым, затем становится сильным и умным, но в конце жизни возвращается к слабости и впадает в старческий маразм.
Процесс отрицания
может происходить и
Диалектическое отрицание в развитии характеризуется следующими признаками: 1) есть отрицание только отжившего и ненужного в новом; 2) наличие преемственности между разными стадиями развития, в результате - и сохранение, и обновление; 3) сохраняется возможность развития на новой основе. Таковым является прорастание зерен в увлажненной и теплой почве вплоть до колоса, строительство буржуазного социализма (демократического капитализма) в западных странах в результате получения рабочими демократических прав, восьмичасового рабочего дня, высокой заработной платы, охраны труда, пенсионного обеспечения и т.п. И все это без тотального разрушения старого общества "до основания" и репрессий против инакодействующих и инакомыслящих.
В соответствии с законом отрицания отрицания Гегель положил в основу прогрессивной периодизации человеческой истории географию народа и дух народа, проживающего на этой территории. У него получилось четыре прогрессивных периода истории, в которых реализованы определенные принципы Абсолютного духа: Восточный мир, Греческий мир, Римский мир, Германский мир.
По мнению
Маркса, на первобытной стадии действуют
общественная собственность и коллективизм,
но низка эффективность
Карл Ясперс
обратил внимание на то, что Гердер,
Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Ницше сделали
исходной основой своих социально-
1 Ясперс К. Ницше и христианство. - М.: Медиум, 1994. - С. 46.
Спиралевидный
тип общественного развития, как
было видно из приведенных примеров,
характеризуется рядом