Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:52, реферат
История является процессом и результатом деятельности людей. В советской науке с 1930-х гг. господствовал материалистический детерминизм, согласно которому бытие определяет сознание. Сейчас ему на смену приходит противоположный идеалистический подход: психическое (в том числе и сознание) определяет бытие. С точки зрения исторического реализма обе эти точки зрения на движущие силы исторического процесса односторонни: общественное бытие (историю) творят сознательные люди через свою деятельность (практическую и духовную).
ГЛАВА 21. Типы общественного развития
21.1. Понятие общественного развития
История является
процессом и результатом
Развитие обществ - это процесс, в котором действуют, с одной стороны, люди, общности, институты, а с другой стороны, объективные условия, которые становятся рамками их целей, деятельности и результатов. С точки зрения исторического реализма решающим фактором исторического развития является субъективный фактор - сознательная деятельность элит, партий, классов, их интересы, программы, организованность, воля, энергия в реализации интересов. К объективным факторам развития обществ относятся территория, климат, уровень экономики, состояние общественных институтов (семьи, образования, суда, армии и т.п.), ментальность, сознание, мировоззрение народа и т.п.
Развитие
обществ включает в себя два взаимодополняющих
процесса - прогресс и регресс. Прогресс
предполагает движение обществ от низшего
к высшему, от простого к сложному,
от частей к целому, регресс, наоборот,
- движение обществ от высшего к
низшему, от сложного к простому, от
целого к его частям. Прогресс обществ
и человечества всегда сопровождается
регрессом, когда происходит не только
приобретение, но и утрата каких-то
ценностей: экологии, тишины, спокойствия,
стабильности профессии, незыблемости
общественного строя и т.п. Если
прогресс преобладает, то в целом
говорится о прогрессивном
Всегда нужно
помнить о цене общественного
прогресса, его регрессивной стороне,
утратах. Вспомним, какой ценой был
достигнут формационный рывок СССР
в XX в.: гражданской войной, гибелью
крестьянства, упадком религиозности,
уничтожением людей в ГУЛАГе, милитаризацией
страны, деградацией природы и
т.п. Исходя из печального опыта россиян
нужно помнить, что общественный
прогресс не должен представлять "пиррову
победу", когда утраты превышают
в перспективе приобретение. С
точки зрения августа 1991 г. путь Февральской
буржуазно-демократической
Развитие
обществ (отдельных сфер, формаций,
цивилизаций и т.п.) включает переходные
периоды, в которые происходит дезорганизация,
деформация, децивилизация. Фундаментальной
причиной необходимости переходного
периода является противоречие между
развившимися потребностями демосоциальной
сферы и формацией общества, средствами
производства. В результате разрешения
этого противоречия происходит развитие
структуры занятости населения.
Трудовые навыки, опыт, знания большинства
трудоспособного населения
Анализ всемирной
истории показывает, что нормальная
продолжительность переходного
периода составляет 15-20 лет, т.е. примерно
период смены поколений. В зависимости
от качества национальной элиты и
характера формационного
Нужно различать процесс развития обществ и разные способы понимания его, Между пониманием, которое всегда односторонне, и общественным развитием, которое всегда объективно, существует важное противоречие - знания и объект. В истории понимания общественного развития в социальной философии можно выделить три основных подхода к этому объективному процессу: циклический, поступательный, спиралевидный.
21.2. Циклическое развитие обществ
Раньше всех получил признание циклический (круговой), позже - поступательный (линейный), а сейчас - спиралевидный процесс, как самый сложный.
Изучение
циклов и волн исторического и
социально-философского развития было
осуществлено Дж. Вико, Н.Я. Данилевским,
О. Шпенглером, Ф. Броделем, А. Тойнби, Н.Д.
Кондратьевым и др. Теории циклического
развития (исторического круговорота)
многообразны по используемому авторами
материалу, форме изложения, методам
аргументации, видению всемирно-исторических
перспектив. Если для Вико основополагающим
принципом выступает единство всемирной
истории, то Данилевский, наоборот, исходит
из отрицания этого единства и
рассматривает историю общества
как совокупность различных культурно-
Создатель теории исторического круговорота Вико (1668-1744) считал конечной причиной развития обществ-народов Бога. Каждый народ, по его учению, проходит в своем развитии четыре эпохи: божественную (государства нет), героическую (возникает аристократическое государство), человеческую (демократическое государство, свобода, естественная справедливость), упадок, разрушение, возврат в первоначальное состояние. В основу цикличности развития народов Вико положил форму правления в обществе. Субъектом исторического процесса у Вико являются отдельные народы, которые проходят стадии богов (теократические правила), героев (правление аристократов), людей (демократическое правление), образующих исторический цикл.
Н. Данилевский
выделяет в своей книге "Россия
и Европа" следующие культурно-
Историю цивилизаций, по мнению Н. Данилевского, творят люди, роль которых в этом творении различна. Так, существуют: 1) позитивные лица истории (люди, племена, народы), создавшие мировые цивилизации; 2) негативные лица истории (гунны, монголы, тюрки и т.п.), игравшие разрушительную роль по отношению к другим цивилизациям; 3) пассивные лица истории, являющиеся этнографическим материалом для других лиц истории. Каждый народ проходит в своем развитии три этапа: этнический (племенной), государственный (политический), цивилизационный (культурный). Общей хронологии (исторической судьбы) у перечисленных цивилизаций нет, т.е. они развиваются в основном обособленно: нет исторического события, которое оказало бы влияние на судьбу всего человечества.
Ни одна из восьми цивилизаций, по мнению Н. Данилевского, не может рассматриваться как лучшая или худшая: все они равны. Каждая цивилизация проходит три стадии развития. Становление цивилизации - самый продолжительный период, когда народ утверждает основные черты своей цивилизации: язык, традиции, по литическую самостоятельность. Процветание - самый короткий период в развитии цивилизации (400-600 лет), когда творческие силы народа (пассионарность, по Гумилеву) находятся в расцвете. Упадок цивилизации имеет своей причиной ослабление творческих сил народа, застой в его формах жизни, развитие цинизма, ослабление и распад. Европейская (германо-романская) цивилизация вошла в стадию упадка, а русско-славянская - в стадию становления и ожидаемого расцвета.
О. Шпенглер
("Закат Европы", 1918) определяет
культуру как сферу органически-
Шпенглер насчитывает восемь высших культур (оказавших влияние на человечество): египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, греко-римскую (классическую), арабскую, мексиканскую, западную (возникшую около 100 лет тому назад). Каждая культура имеет свою сущность - символ: в китайской - это Дао (путь жизни), в греко-римской - это культ чувственности и т.п. Каждая цивилизация проявляет себя в определенных областях жизнедеятельности: греческая - в красоте, китайская - в пользе, индийская - в воображении и мистицизме, германо-романская - в науке и технике.
Обстоятельной и получившей распространение в научном мире была теория цивилизаций А. Тойнби, изложенная в его 20-томном труде "Постижение истории" (1934-1961). У него единицей изучения и субъектом человеческой истории являются не народы, не культуры, не национальные государства, не человечество, а цивилизация. Последняя представляет нечто промежуточное между отдельной страной и человечеством, включает в себя несколько народов (и стран) и обладает культурно-духовной самобытностью. Таких цивилизаций А. Тойнби насчитывает 21. В каждой из них тоже одна доминирующая тема - деятельность. Например, в цивилизации эллинов - эстетика, в западной цивилизации - техника и наука и т.п.
Цивилизации
возникают в результате взаимодействия
двух факторов: появления творческого
меньшинства (элиты) и не совсем благоприятных
условий, "бросающих вызов" творческому
меньшинству. Цивилизация - это ответ
творческого меньшинства на этот
исторический вызов в форме религии,
искусства, науки и техники, экономики
и т.п. Стержнем цивилизаций является
всегда та или иная религия, носителем
которой вначале выступает
Циклическое
развитие (и его понимание) может
быть историческим и функциональным.
Они выражаются в становлении
обществ, каких-то институтов, общностей,
людей и т.п., их развертывании
и расцвете, а затем упадке и
исчезновении. Например, становление,
расцвет и упадок фашистской Германии,
милитаристской Японии, Советского Союза.
Таким образом, циклическое понимание
общественного развития - это выделение
в нем стадий (периодов) становления,
расцвета и упадка, выступающих разными
качественными состояниями
В циклическом развитии обществ можно выделить следующие основные моменты. Во-первых, специфический круговорот, повторение одних и тех же состояний. Во-вторых, чередование этих кругов на протяжении относительно длительного времени. В-третьих, повторение этих кругов на новой в чем-то основе. Циклический подход к развитию обществ предполагает изменение качеств обществ и внутри цикла, и между циклами-кругами. Поэтому сводить циклическое развитие к теории исторического круговорота (Вико, Данилевский и др.) нельзя. Например, циклический подход к развитию России выделяет в ней несколько циклов: княжеский, имперский, советский. И каждый раз, завершив очередной цикл-круг, Россия начинала новый.
Разрушение социального организма не происходит бесследно: в каждом отдельном случае сохраняется определенная связь с ним возникших на его месте образований. Так было на территории бывшей Римской империи, где возник ряд самостоятельных обществ, которые в эпоху Возрождения и Новое время обогатили многие унаследованные достижения римской культуры. Но в этом случае правомерно говорить уже об исторических циклах вновь образовавшихся обществ.
Очевидно, что
циклическое понимание