Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 00:58, реферат
В последние годы субъекты Российской Федерации получают все больше полномочий, в первую очередь в сфере социальной политики, однако этот положительный процесс не сопровождается соответствующим расширением финансовых возможностей. Вследствие этого переданные в ведение региональных властей права не реализуются полностью, что в свою очередь обостряет социальную напряженность, усиливает противоречия между федеральными и региональными структурами власти, поддерживает региональный сепаратизм. В конечном счете это опасно для федеративного государства. Поэтому упорядочение финансовой поддержки субъектов РФ и межбюджетных отношений в целом является важным условием дальнейшего углубления экономических реформ и укрепления российской государственности на основе принципов демократии и федерализма.
Введение ………………………………………………………………
Глава
1. Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации ……………………………………………..
1.1
Бюджетный федерализм — основа построения бюджетной системы Российской Федерации …………………………………
Глава
2.Бюджетное регулирование и его основные методы ………….
2.2
Межбюджетные отношения: проблемы и пути решения ………
Заключение …………………………………………………………..
Список литературы …………………………………………………………
Содержание
Введение ……………………………………………………………… | ||
Глава | 1. Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации …………………………………………….. | |
1.1 | Бюджетный федерализм — основа построения бюджетной системы Российской Федерации ………………………………… | |
Глава | 2.Бюджетное регулирование и его основные методы …………. | |
2.2 | Межбюджетные отношения: проблемы и пути решения ……… | |
Заключение ………………………………………………………….. |
Список
литературы …………………………………………………………
Введение
В последние годы субъекты Российской Федерации получают все больше полномочий, в первую очередь в сфере социальной политики, однако этот положительный процесс не сопровождается соответствующим расширением финансовых возможностей. Вследствие этого переданные в ведение региональных властей права не реализуются полностью, что в свою очередь обостряет социальную напряженность, усиливает противоречия между федеральными и региональными структурами власти, поддерживает региональный сепаратизм. В конечном счете это опасно для федеративного государства. Поэтому упорядочение финансовой поддержки субъектов РФ и межбюджетных отношений в целом является важным условием дальнейшего углубления экономических реформ и укрепления российской государственности на основе принципов демократии и федерализма.
С другой стороны отсутствие эффективных стимулов повышения доходности территориальных бюджетов привело к появлению большого числа хронически дотационных территорий. Плановое выравнивание территориальных (в том числе республиканских) бюджетов за счет дотаций и субвенций создало у региональных органов власти иждивенческие настроения и не способствует развитию их хозяйственной инициативы.
Цель
данной курсовой работы рассмотреть
процесс бюджетного регулирования,
способы его осуществления, достоинства
и недостатки данного процесса, а
также предложить направления улучшения
межбюджетных отношений на основе постепенного
перехода от их приоритетной направленности
на дотационное выравнивание бюджетной
обеспеченности регионов к преимущественному
созданию условий для укрепления
бюджетной самостоятельности
Глава 1.
Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации
Центральное
место в системе
Как правило,
сложившиеся формы
Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации, и её бюджетном устройстве.
Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение: «бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.
Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством, наряду с федеральным и местными бюджетами, выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.
Таким образом, бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:
· первый уровень – федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
· второй
уровень – бюджеты субъектов
РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет,
55 краевых и областных бюджетов,
10 окружных бюджетов автономных округов,
бюджет автономной Еврейской области,
городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга)
и бюджеты территориальных
· третий уровень – местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.
Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет области может быть представлен в виде следующей схемы:
Консолидированный бюджет области |
1.Областной бюджет |
3.Бюджеты
районов
области |
2.Бюджеты
городов
областного подчинения, в т.ч. областного центра |
3.2.Бюджеты
городов
районного подчинения |
3.1.Районные
бюджеты |
2.3.Бюджеты
городских районов |
3.3.Сельские
поселковые и пр. бюджеты |
2.1.Городские
бюджеты |
Рис.1 Схема консолидированного бюджета области
Консолидированный
бюджет РФ – это федеральный бюджет
и неконсолидированные бюджеты
всех субъектов федерации. Консолидированные
бюджеты позволяют получить полное
представление обо всех доходах
и расходах региона или страны
в целом, они не утверждаются и
служат для аналитических и
Принципы бюджетной системы
Бюджетным кодексом РФ в гл. 5 законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:
· единства бюджетной системы Российской Федерации;
· разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
· самостоятельности бюджетов;
· полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
· сбалансированности бюджета;
· эффективности и экономности использования бюджетных средств;
· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
· гласности;
· достоверности бюджета;
· адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Принцип
разграничения доходов и
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
- право
законодательных органов
- наличие
собственных источников
- законодательное
закрепление регулирующих
- право
органов государственной
- недопустимость
изъятия доходов,
- недопустимость
компенсации за счет бюджетов
других уровней потерь в
Принцип
полноты учета бюджетных