Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 18:45, курсовая работа
Федеральный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. На современном этапе развития бюджетной системы России федеральный бюджет характеризуется повышенной степенью контроля за целевым расходованием бюджетных средств в ходе исполнения бюджета. Кроме того, на федеральный уровень бюджетной системы возлагаются наиболее масштабные, стратегически обоснованные и политически связанные расходные полномочия, например, национальная оборона, международная деятельность, социальная политика, обслуживание государственного долга.
Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения федерального бюджета.
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов бюджет должен быть сбалансированным по доходам и расходам. Сбалансированность является основным принципом бюджетной системы РФ. Превышение расходов над доходами называется дефицитом бюджета, превышение доходов над расходами – профицитом бюджета.
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1.Бюджетная система РФ и принципы ее построения
1.2. Бюджетная сбалансированность
1.3. Дефицит и профицит Федерального бюджета
2.СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ
2.1. Анализ доходов и расходов Федерального бюджета 2008-2014 гг.
2.2. Источники финансирования дефицита федерального бюджета
3.ПРОБЛЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Возможным долгосрочным источником стабилизации и балансировки доходов бюджета правительство РФ видит Таможенный Союз (России, Белоруссии и Казахстана). Выгоды от образования единого таможенного пространства будут стимулировать рост экономики России (также и других стран-участниц), что обеспечит прирост ВВП, а, следовательно, и доходы федерального бюджета Российской Федерации.
В принятом федеральном бюджете на 2012 г. и на плановый период 2013-2014 гг. планируется дефицит бюджета – в размере 876,6 млрд. руб. или 1,% ВВП. Данный бюджет сформирован исходя из следующих параметров макроэкономического прогноза: рост ВВП в 2012 г. ожидается в размере 3,7%; инфляция – в размере 6%, что на 1% ниже, чем в 2011 г., цена на нефть марки «Urals» планируется в размере 100 дол. за баррель.
Т.е. общая сбалансированность бюджета может быть достигнута лишь при цене на нефть 117 дол. за баррель. Изменение величины цены на нефть только на 1 дол. увеличит или уменьшит бюджетные доходы на 55 млрд. руб. Еще недавно Россия имела масштабный профицит при ценах на нефть на уровне 60-70 долларов за баррель. Сейчас же и показателя 100-120 оказывается недостаточно. Еще выше цены вряд ли вырастут в обозримой перспективе, а вот упасть в случае, например, долгового кризиса в Европе могут запросто. Поэтому основная проблема состоит в зависимости поступлений доходных источников в бюджет от внешнеэкономической конъюнктуры.
В трехлетнем бюджете предусмотрено снижение зависимости от нефти, то есть общая сбалансированность бюджета при цене на нефть снижается. Если общая сбалансированность бюджета в 2012 году, будет достигнута при цене на нефть 117,2 долларов за баррель, то в 2014 году - 107 долларов. Предусмотрено постепенное сокращение дефицита бюджета, а на 2015 г. планируется выход на бездефицитный бюджет.
Постепенно будет сокращаться размер и ненефтегазового дефицита. то есть дефицит бюджета, в случае, если доходы от нефтегазового сектора к нам бы не поступали.[10]
На сегодняшний день дефицит бюджета России в начале 2012 года оказался сенсационно высоким, составив почти 250 миллиардов рублей за два месяца. В прошлом году в этот же период бюджет был профицитным, а сейчас дефицит сразу вдвое превысил прогнозы.
Значительный дефицит бюджета России, сложившийся в январе-феврале 2012 года на уровне около 245 миллиардов рублей, связан с более активным расходованием средств министерствами и ведомствами страны. Об этом заявил министр финансов Антон Силуанов, передает "Интерфакс".
По словам Силуанова, за два месяца текущего года было израсходовано 16,7 процента средств, предусмотренных в бюджете. В прошлом году за аналогичный период было потрачено 12,8 процента средств. "В этом году как никогда идет хорошее использование бюджетных ресурсов", - добавил глава Минфина, объяснив это тем, что Минобороны более эффективно заключает контракты в рамках оборонзаказа, а также переходом на новую систему взаимоотношений с бюджетными учреждениями.
«Мы перешли на новую форму взаимоотношений с бюджетными учреждениями, то есть целый ряд министерств и ведомств перечислил субсидии в квартальной сумме — об этом мы уже говорили. Также мы говорили о том, что в этом году по Министерству обороны очень неплохо идет контрактация. Министерство обороны также перечисляет средства бюджета непосредственно уже исполнителям гособоронзаказа, поэтому бюджетный дефицит связан именно с более равномерным расходованием бюджетных средств», — пояснил министр.
Напомним, что ранее чиновники и экономисты не раз говорили о том, что бюджетные деньги расходуются с большим опозданием и основная сумма денег, заложенных в расходную часть бюджета на год, перечисляется под новый год. Это создавало препятствия для получателей денег, госзаказа и ФЦП.
По официальному прогнозу, по итогам всего 2012 года дефицит бюджета должен составить около 900 миллиардов рублей, или 1,5 процента от годового ВВП. По данным Минфина, прошлый год Россия завершила с профицитом в 427,8 миллиарда рублей в номинальном выражении. Таким образом, заметны отклонения от за планируемых прогнозов[11].
В 2009-2010 годах подобную проблему удалось разрешить за счет накопленных в государственных фондах резервов. Сейчас их объем недостаточно высок, чтобы закрывать дефицит на протяжении нескольких лет. В случае чего придется либо повышать налоги, либо идти на рынок заимствований. Какова будет реакция этого рынка, если Россия начнет брать в долг в больших объемах, предсказать трудно. Ситуация осложняется тем, что расходы и дальше будут расти.
Соблюдение баланса бюджета – это нелегкая задача на любом уровне управления, даже если это личный бюджет, а уж тем более нелегка она на федеральном уровне. Для стабилизации экономики и соблюдения баланса бюджета следует экономно расходовать оставшиеся накопленные средства и рационально строить не только систему доходов, но и систему расходов средств федерального бюджета. Доходная же часть должна преимущественно перестраиваться в социально-ориентированную систему, дающую с одной стороны средства на подпитку бюджета, с другой не угнетающую население страны, так как от экономического развития каждого жителя зависит совокупность поступлений в тот же бюджет. Чем больше у человека, у предприятия возможностей для развития и экономического взлета тем больше со временем будут налоговые и неналоговые поступления в бюджет.
Итак, на данном этапе наиболее остро стоит задача покрытия дефицита бюджета и снижение зависимости федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры.
Проведенный анализ федерального бюджета в 2008-2011 г.г. и на плановый период 2012-2014 позволил выявить следующие факты. За анализируемый период наблюдается устойчивая тенденция роста доходов федерального бюджета, постепенное сокращение дефицита бюджета.
Для макроэкономической стабильности необходимо:
создавать благоприятный инвестиционный климат, для чего необходимо ввести налоговые льготы;
развивать наукоемкие отрасли и ускорять развитие экономики;
перестраивать систему экспортной ориентации с экспорта сырья на экспорт высокотехнологичного оборудования, вкладывать средства в развитие производства продукции с высокой степенью обработки;
необходимо не просто закрывать дыры в бюджете, а вкладывать средства так, чтобы в дальнейшем они приносили прибыль;
снизить зависимость поступлении доходных источников в бюджет от цен на нефть;
обеспечить стабильность курсовой политики;
снизить инфляцию;
обеспечить планируемые темпы роста экономики на следующий год.
1. Бюджетный кодекс РФ.
2. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»
3. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 382–ФЗ «Об исполнении Федерального бюджета за 2008 год».
4. Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. № 255–ФЗ «Об исполнении Федерального бюджета за 2009 год».
5. Федеральный закон Российской Федерации от 7 октября 2011 г. № 272-ФЗ «Об исполнении Федерального бюджета за 2010 год».
6. О бюджетной политике в 2012-2014 годах: Бюджетное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 29 июня 2011 г.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года №955 «О порядке управления средствами Резервного Фонда».
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 года № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния».
9. Афанасьев Мст. Управление сбалансированностью федерального бюджета: иностранный долг перед Россией /Мст. Афанасьев, И. Кривогов // Вопросы Экономики. – 2005. – №4. – с.4.
10. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. 2-е изд., испр. и перераб. М.: Юрайт, 2008. – 565 с.
11. Колчин С. П., Морозова Е. А., Окунева Л. П., Пилипенко О. И., Поляк Г. Б., Поляк Г. Б. Бюджетная система России. - M.:ЮНИТИ, 2008. – 703 с.
12. Меньшиков С.М. Новая экономика. Основы экономических знаний: учебник для вузов / С.М. Меньшиков. – М. : Международные отношения, 2002. – 367 с.
13. Попова Е.В. Стабилизационный фонд: новые возможности // Россия и современный мир, 2007 №3, с. 152 – 164.
14. Соколова А.А. О проблемах несбалансированности в бюджетной системе Российской Федерации / А.А. Соколова // Финансы и кредит. – 2011. –№38. –С. 10-14.
15. Сорокина Т.В., Файберг Т.В., Деревцова И.В. Бюджетный учет: учебно-практическое пособие. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. – 203 с.
16. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2010.- 367 с.
17. Издательский дом «Бюджет» [Электронный ресурс] С.В. Разгулин. – Налоги в 2011–2012 годах – режим доступа: http://bujet.ru. – (15.01.2011)
18. Официальный сайт Министерства финансов РФ // http://www.minfin.ru.
19. Сборник научных трудов Института бизнеса и права [Электронный ресурс] Филипчук О.А. – СПб.: Россия на пути выхода из экономического кризиса – режим доступа: http://www.ibl.ru. – 2010 г.
20. "Лента.Ру" [Электронный ресурс] ; Дмитрий Мигунов: Глава Минфина назвал причины резкого роста бюджетного дефицита. – режим доступа: http//www/lenta.ru/ – (15.03.2012).
[1] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. О. Врублевской, М. Романовского. – МПб.: Питер, 2008.- с. 53.
[2] Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2010.- 367 с.
[3] Бюджетный кодекс РФ с изм. и доп.
[4] Википедия [Электронный ресурс]; Бюджет США. – режим доступа: http://ru.wikipedia.
[6] «Голд.ру». [Электронный ресурс]: Профицит бюджета РФ в 2011 году более чем 400 млрд. руб. режим доступа: http://gold.ru/articles/
[8] Сборник научных трудов Института бизнеса и права [Электронный ресурс] Филипчук О.А.- СПб.: Россия на пути выхода из экономического кризиса - режим доступа: http://www.ibl.ru. – 2010 г.
[10] Силуанов А.Г. Бюджет макроэкономической стабильности / А.Г. Силуанов // Финансы. – 2011. - №12. – С. 3-7.
Информация о работе Управление сбалансированностью Федерального бюджета