Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:20, статья
С 2011 года в соответствии с принятым Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее – Федеральный закон N 83-ФЗ) все бюджетные учреждения должны принять статус казенных, бюджетных или автономных. Какие учреждения будут относиться к казенным, каковы особенности их правового положения, кем будут осуществляться функции и полномочия их учредителей? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.
С 2011 года в соответствии с принятым Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее – Федеральный закон N 83-ФЗ) все бюджетные учреждения должны принять статус казенных, бюджетных или автономных. Какие учреждения будут относиться к казенным, каковы особенности их правового положения, кем будут осуществляться функции и полномочия их учредителей? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.
Общие положения
Государственным (муниципальным)
учреждениям, осуществляющим оказание
государственных (муниципальных) услуг,
выполнение работ и (или) исполнение
государственных (муниципальных) функций
в целях обеспечения реализации
предусмотренных
Согласно пп. 1 п. 1, п. 10 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ создание казенных учреждений на федеральном уровне проводится на базе существующего юридического лица без реорганизационных процедур путем изменения типа действующих учреждений.
Согласно п. 1 ст. 31 Федерального
закона N 83-ФЗ изменить правовой
статус федеральных
а) управления объединений,
управления соединений и
б) учреждения, исполняющие
наказания, следственные
в) специализированные
учреждения для
г) учреждения МВД,
Главного управления
д) психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.
В соответствии с
п. 2 ст. 17.1 Федерального закона от
12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих
организациях" изменение типа
бюджетного учреждения в целях
создания казенного учреждения
осуществляется в порядке,
– Правительством РФ – в отношении федеральных казенных учреждений;
– высшим исполнительным
органом государственной
– местной администрацией
муниципального образования –
в отношении муниципальных
В целях создания
федерального казенного
а) наименование
б) наименование создаваемого
федерального учреждения с
в) наименование федерального
органа исполнительной власти, осуществляющего
функции и полномочия
г) информацию об
изменении (сохранении) основных
целей деятельности
д) информацию об изменении (сохранении) штатной численности;
е) перечень мероприятий
по созданию федерального
Проект такого распоряжения
подготавливается федеральным
Одновременно с проектом распоряжения в Правительство РФ представляется:
– пояснительная записка,
содержащая обоснование
– информация о кредиторской задолженности учреждения (в том числе просроченной).
Если изменение типа
федерального казенного
Особенности правового положения казенных учреждений
Перечислим основные особенности правого положения казенных учреждений:
– финансовое обеспечение
деятельности казенного
– операции по исполнению
бюджета казенными
– казенное учреждение
самостоятельно выступает в
– казенное учреждение
отвечает по своим
– казенное учреждение не вправе предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются (п. 10 ст. 161 БК РФ);
– казенное учреждение
не вправе отчуждать либо иным
способом распоряжаться
– казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ);
– размещение заказов
на поставки товаров,
– имущество казенного
учреждения закрепляется за
Функции и полномочия учредителя казенного учреждения
Функции и полномочия учредителя
в отношении казенного
Постановлением Правительства
РФ от 26.07.2010 N 537 утверждено Положение
об осуществлении федеральными
органами исполнительной
а) выполняет функции
и полномочия учредителя
б) утверждает устав
федерального казенного
в) назначает руководителя
федерального казенного
г) заключает и прекращает
трудовой договор с
д) формирует и утверждает государственное задание для федерального казенного учреждения в соответствии с предусмотренными его уставом основными видами деятельности;
е) определяет на
основании правового акта
ж) осуществляет финансовое
обеспечение деятельности
з) определяет порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности федерального казенного учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином;
и) устанавливает порядок
составления, утверждения и
к) согласовывает с Росимуществом (за исключением решения в отношении федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Минобороны, Управления делами Президента РФ и Росморречфлота (в отношении подведомственных ему федеральных казенных учреждений, за которыми закреплено в оперативном управлении имущество, расположенное в границах морских портов)) распоряжение недвижимым имуществом федерального казенного учреждения (в том числе передачу его в аренду). Росимущество рассматривает проект решения и не позднее 15 рабочих дней со дня его получения согласовывает данный проект либо направляет мотивированный отказ в согласовании. Если такая информация от него не поступает в течение 30 рабочих дней, решение считается согласованным. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, уведомляет Росимущество о принятом решении (с приложением его копии) в срок не позднее 10 рабочих дней со дня его принятия. В отношении федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Минобороны, Управления делами Президента РФ и Росморречфлота (в отношении подведомственных ему федеральных казенных учреждений, за которыми закреплено в оперативном управлении имущество, расположенное в границах морских портов), решение принимается соответственно Минобороны, Управлением делами Президента РФ и Росморречфлота;
л) согласовывает
м) осуществляет контроль за деятельностью федерального казенного учреждения в соответствии с законодательством РФ;
н) осуществляет иные функции и полномочия учредителя, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.
Органами государственной
власти субъектов РФ и
Критерии для определения типа государственного (муниципального) учреждения
В целях оказания органам
государственной власти субъектов
РФ и органам местного самоуправления
содействия по приведению правового
положения государственных
В соответствии с этими рекомендациями в целях определения типа государственного (муниципального) учреждения (оценки целесообразности принятия решения об изменении типа государственного (муниципального) учреждения) применяются критерии, основанные на положениях федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов и исходящие из нормативного правового регулирования правового положения соответствующего типа государственного (муниципального) учреждения, а также дополнительные критерии, основанные на учете экономического и управленческого потенциала государственного (муниципального) учреждения.
Среди основных критериев следует назвать:
– возможность исполнения
государственных (
– сферу деятельности
учреждения. С учетом особенностей
правового положения казенных
учреждений целесообразно