Задачи и проблемы сбалансированности Федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – рассмотреть социально-экономическую сущность федерального бюджета, его функции. Рассмотреть проблемы образования дефицита и профицита и пути их устранения. Предметом исследования являются дефицит и профицит бюджета, а объектом изучения выступает, непосредственно, сам федеральный бюджет. Данная курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, его роли в системе финансовых планов и путям сокращения дефицита. Исходя из вышесказанного, можно наметить следующий план работы. Первая глава будет посвящена теории, то есть в ней рассматривается понятие бюджета, его сущность, основные функции, его роль в финансовых планах страны, а также дефицит федерального бюджета и классические пути его сокращения. Во второй главе проводится небольшой анализ доходов и расходов федерального бюджета в 2009-2011 гг. и в плановом периоде 2012 и 2013 годов. В третьей главе рассматриваются пути сокращения дефицита федерального бюджета, используемые в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
1 Федеральный бюджет как главный элемент бюджетной системы РФ..5
1.1 Социально-экономическая сущность и функции федерального бюджета……………………………………………………………………..5
1.2 Роль федерального бюджета в финансовых планах страны…….8
1.3 Дефицит и профицит Федерального бюджета………………….10
2 Анализ динамики и структуры Федерального бюджета РФ в период 2009-2011 гг. и на плановый период…………………………………………….13
2.1 Структура доходов Федерального бюджета……………………...13
2.2 Анализ расходов Федерального бюджета……………………...…16
3 Задачи и проблемы сбалансированности Федерального бюджета……22
Заключение………………………………………………………………….26
Список использованной литературы………………………………………28

Файлы: 1 файл

Государственный бюджет. Порядок формирования, принятия и особенности исполнения.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники следующих  видов:

а) кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;

б) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

в) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

2) внешние источники следующих видов:

а) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

б) кредитивы правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Бюджетным кодексом также предусмотрено сокращение расходов федерального бюджета. Если в процессе исполнения федерального бюджета происходит снижение поступлений доходов федерального бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 5 процентов, министр финансов вправе самостоятельно принять решение о введении режим сокращения расходов федерального бюджета и ввести указанный режим. Если неполное финансирование расходов происходит в интервале от 5 до 10 процентов, то Правительство РФ вправе принять решение о введении режима сокращения расходов федерального бюджета. Сокращение расходов осуществляется в одной и той же пропорции для всех видов федерального бюджета и получателей средств бюджета. Если неполное финансирование происходит более чем на 10 процентов, то Правительство РФ представляет в Государственную Думу проектов федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. В мировой практике существует замена, правда, не совсем адекватная, понятию сокращение расходов. Это - секвестр. Секвестр вводится в том случае, если недофинансирование принимает угрожающие размеры и затрагивает основные сферы финансово-экономической и политической деятельности государства. Важный вопрос - как сокращать. В мировой практике за основу принята модель так называемого «автоматического» сокращения расходов, подпадающих под секвестр. Обычно такое сокращение производится по единой пропорции для всех бюджетных статей, либо по отдельным их группам. Существует также практика одноуровневого и многоуровневого сокращения бюджетных ассигнований. При этом разные уровни могут предусматривать разный процент сокращений, однако и здесь жестко соблюдается правило единых пропорций по одному уровню. Дискуссионным является вопрос о временных рамках секвестра. Существует точка зрения, что секвестр более эффективен в случае его использования с момента введения до конца финансового года, с последующим отчетом о его исполнении в рамках общего отчета об исполнении бюджета. Другая позиция - секвестр должен вводиться на определенный срок в рамках текущего финансового года: полугодие, квартал, желательно с месячной разбивкой, и ежемесячной отчетностью о его реализации.

Однако секвестирование имеет ряд недостатков. Во-первых, секвестр нарушает сложившийся баланс и провоцирует новый виток борьбы за бюджетные ресурсы. Значительный выигрыш в ней получают те силы, которые контролируют основные финансовые потоки. Во-вторых, практика показывает, что в условиях ограниченного финансирования происходит усиление территорий - региональных лидеров и концентрация вокруг них экономически слабых регионов.

 

2 Анализ динамики и  структуры Федерального бюджета  РФ в период 2009-2011тт. и на плановый период

 

2.1 Структура доходов  Федерального бюджета

 

Доходы Федерального бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ. Рассмотрим состав, структуру и динамику доходов Федерального бюджета в 2009-2011 гг.

 

Таблица №1

Динамика доли расходов и доходов в федеральном бюджете на соответствующий год

Год

Доля расходов

в ВВП, %

Доля доходов

в ВВП, %

     

2009

17,7

20,7

2010

18,6

19,5

2011

17,8

18,5


 

Отклонение параметров бюджетной системы Российской Федерации бюджетного периода 2009 – 2011 годов от соответствующих параметров предыдущего бюджетного периода 2008 – 2010 годов составило по доходам: в 2009 году - 5 020,49 млрд. рублей, или 37,8 %, в 2010 году - 5 572,49 млрд. рублей, или 38,2 %; по расходам: в 2009 году - 3 118,84 млрд. рублей, или 23,5 %, в 2010 году – 4 221,3 млрд. рублей, или 29,2 %; по профициту: в 2009 году - 1 901,65 млрд. рублей, или в 51 раз, в 2010 году - 1 351,28 млрд. рублей, или в 14 раз. Из таблицы доходов, расходов и ВВП за соответствующие годы очевидна тенденция роста как доходов, так и расходов федерального бюджета РФ. Налоговые доходы федерального бюджета в первом полугодии 2009 года составили 2,007 триллиона рублей (14,4% ВВП), что на 72,448 миллиарда рублей (или на 3,7%) больше плановых показателей, говорится в опубликованных на сайте правительства РФ материалах к заседанию кабинета министров.

 

Таблица №2

Динамика поступлений доходов в Федеральный бюджет РФ

 

2011

2010

2009

Доходы

7210,717

6 146,277

4 896,534

Налоги на прибыль, доходы

635,607

485,681

328,746

Налоги и взносы на социальные нужды

389,087

310,412

266,159

Налоги на товары, реализуемые на территории РФ

1 489,323

1 049,017

1 162,553

Налоги на товары, ввозимые на территории РФ

874.330

593,028

445,342

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1 114,683

1 104,226

830,175

Государственная пошлина, сборы

26, 660

25,002

22,517

Задолженность и перерасчеты, отмененным долгам, сборам и иным обязательным платежам

2,291

4,674

 

Доходы от внешнеэкономической деятельности

2 364,266

2 301,236

1 644,570

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

88,220

113,338

81,555

Платежи за пользование природными ресурсами

46,551

53,501

36,274

Доходы от оказания платных услуг, компенсации затрат государства

125,407

95,869

64,164

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

6,976

1,512

1,045

Административные платежи и сборы

41,226

3,252

8,379

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

3.896

2,735

1,762

Прочие неналоговые доходы

2,187

2,787

3,293

Всего доходов

(в 2005 безвозмездные поступления)

443,923

76 170,484

4 979,756


 

Вместе с тем отмечается, что налоговые доходы без учета погашения задолженности по налоговым платежам крупнейшего налогоплательщика (перечисления признанного банкротом ОАО «НК "ЮКОС"» составили 92,308 миллиарда рублей) в первые шесть месяцев 2009 года оказались меньше запланированных на 1% и составили 1,915 триллиона рублей (13,8% к ВВП).

Большая часть налоговых поступлений федерального бюджета в первом полугодии 2009 года была обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (НДС - 48,7% от общего объема налоговых доходов). Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами обеспечили 25,1% общих налоговых доходов, налог на прибыль организаций - 13,1%.

Неналоговые доходы федерального бюджета (без учета безвозмездных поступлений) в первом полугодии составили 1,184 триллиона рублей (8,5% к ВВП), что на 200,193 миллиарда рублей (или на 14,5%) меньше плановых показателей. При этом более 84% неналоговых доходов было обеспечено поступлениями доходов от уплаты таможенных пошлин. Так, поступления от взимания вывозных таможенных пошлин в первом полугодии составили 791,176 миллиарда рублей, что на 24,5% меньше, чем предусмотрено плановыми показателями. Что же касается прочих неналоговых доходов, то они в расчетах планировались в сумме 157,598 миллиарда рублей. Однако фактическое поступление указанных доходов составило 180,072 миллиарда рублей, что на 22,474 миллиарда рублей (или на 14,3%) больше, чем предусмотрено плановыми показателями.

Поступление дохода, соответственно, в размере 33,923 968 млрд. рублей, 22,064 млрд. рублей, 33,927 млрд. рублей обеспечивала Федеральная налоговая служба, в размере 814,917 млрд. рублей, 554, 326 млрд.рублей, 393,847,млрд. рублей обеспечивает Федеральная таможенная служба.

Поступление налога в федеральный бюджет за вычетом отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации составило 320,594 млрд. рублей, 318,827 млрд. рублей, 314, 032 млрд. рублей, соответственно. Поступление пошлины в федеральный бюджет за вычетом отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации составило 255,193 млрд. рублей, 188,056 млрд. рублей, 581,943 млрд. рублей, соответственно.

 

 

2.2 Анализ расходов Федерального  бюджета

 

Расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства. Практически расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

Расходы федерального бюджета классифицируют:

1. по экономической роли в  процессе воспроизводства - на затраты, связанные с финансированием  материального производства и  содержанием непроизводственной  сферы;

2. по функциональному назначению - на затраты на содержание  аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.

В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы. Капитальные расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность.

Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт. Текущие расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование. Формирование расходов федерального бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами РФ, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий органов государственной власти.

В соответствии с выполняемыми функциями государства исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

1) Обеспечение деятельности Президента  РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2) функционирование федеральной  судебной системы;

3) осуществление международной  деятельности в общефедеральных  интересах;

4) национальная оборона и обеспечение  безопасности государства, осуществление конверсии оборонной промышленности;

5) фундаментальные исследования  и содействие научно-техническому  прогрессу;

6) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

7) государственная поддержка атомной  энергетики;

8)ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

Информация о работе Задачи и проблемы сбалансированности Федерального бюджета