Задачи и проблемы сбалансированности Федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – рассмотреть социально-экономическую сущность федерального бюджета, его функции. Рассмотреть проблемы образования дефицита и профицита и пути их устранения. Предметом исследования являются дефицит и профицит бюджета, а объектом изучения выступает, непосредственно, сам федеральный бюджет. Данная курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, его роли в системе финансовых планов и путям сокращения дефицита. Исходя из вышесказанного, можно наметить следующий план работы. Первая глава будет посвящена теории, то есть в ней рассматривается понятие бюджета, его сущность, основные функции, его роль в финансовых планах страны, а также дефицит федерального бюджета и классические пути его сокращения. Во второй главе проводится небольшой анализ доходов и расходов федерального бюджета в 2009-2011 гг. и в плановом периоде 2012 и 2013 годов. В третьей главе рассматриваются пути сокращения дефицита федерального бюджета, используемые в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
1 Федеральный бюджет как главный элемент бюджетной системы РФ..5
1.1 Социально-экономическая сущность и функции федерального бюджета……………………………………………………………………..5
1.2 Роль федерального бюджета в финансовых планах страны…….8
1.3 Дефицит и профицит Федерального бюджета………………….10
2 Анализ динамики и структуры Федерального бюджета РФ в период 2009-2011 гг. и на плановый период…………………………………………….13
2.1 Структура доходов Федерального бюджета……………………...13
2.2 Анализ расходов Федерального бюджета……………………...…16
3 Задачи и проблемы сбалансированности Федерального бюджета……22
Заключение………………………………………………………………….26
Список использованной литературы………………………………………28

Файлы: 1 файл

Государственный бюджет. Порядок формирования, принятия и особенности исполнения.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

9) исследование и использование  космического пространства;

10)содержание учреждений, находящихся  в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

11) формирование федеральной собственности;

12) обслуживание и погашение  государственного долга РФ;

13) компенсация государственным  внебюджетным фондам расходов  на выплату государственных пенсий  и пособий, других социальных  выплат, подлежащих финансированию  в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

14) пополнение государственных  запасов драгоценных металлов  и драгоценных камней, государственного материального резерва;

15) проведение выборов и референдумов  Российской Федерации; 16)федеральная инвестиционная программа;

17)обеспечение реализации решений  федеральных органов государственной власти;

18)обеспечение осуществления отдельных  государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

19)финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

20) официальный статистический  учет;

21 )прочие расходы.

Проведем сравнительный анализ расходной части федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

 

Таблица №4

Расходы федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов

Расходы федерального бюджета

2011г.

2012г.

2013г.

Сумма,

млрд.

руб.

Удельный вес, %

Сумма,

млрд.

руб.

Удельны й вес, %

Сумма,

млрд.

руб.

Удельны й вес, %

Общегосударственные вопросы

1 143,28

11,24

1 172.35

9,26

1 135,45

8,21

Национальная оборона

712,57

7,01

734.95

5,81

806,93

5,84

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

756,84

7,44

833,60

6,59

888,74

6,43

Национальная экономика

1 063,31

10,46

1 165,78

9,21

1 371,49

9,92

ЖКХ

81,02

0,80

82,25

0,65

79.38

0,57

Охрана окружающей среды

13,80

0.14

14,67

0,12

15,05

0,11

Образование

410,44

4.04

448,50

3,54

465,42

3,37

Культура, кинематография и средства массовой информации

114,06

1,12

114,13

0,90

114,32

0,83

Здравоохранение и спорт

349,87

3.44

365,85

2,89

367,54

2,66

Социальная политика

310,26

3.05

338,62

2,68

307,88

2,23

Межбюджетные трансферты

2 987,11

29,38

3 617,57

28,58

3 994,42

28,89

Условно утвержденные расходы

 

0,00

258,00

2,04

565,90

4,09

Секретные статьи

2 225,37

21,89

3 512,17

27,75

3 712,10

26,85

ВСЕГО

9 024,665

100,00

10 320,31

100,00

11 317,68

100,00


 

Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2011 году доля расходования этих средств составляет 29,38%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем году (2012) он снижается на 0,8%. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 630,46 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2013 году до 3 994,42 млрд. рублей, что составляет на 1 007,31 млрд. руб. больше по отношению к 2011 году.

Вторым разделом, доля которого составляет 11,24% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. Прогнозируется, что в 2013 году сумма расходов составит 1 135,45 млрд. руб., что уменьшится по отношению к запланированному в 2011 году на 7,83 млрд. руб.. К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных, проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации.

Основное место в расходах, в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.

На 4 месте в списке расходов бюджета стоит. Разделы - национальная безопасность и правоохранительная деятельность и национальная оборона наращивают финансирование. Мы видим, что такой показатель, как национальная оборона имеет динамику роста, с 2011 года по 2013 год прогнозируется увеличение в сумме 94,36 млрд. руб. А прогноз по разделу национальная безопасность и правоохранительная деятельность увеличится на 131,19 млрд. руб. В процентном соотношении данный показатель падает. Следующим разделом, удельный вес которого снижается в общем объеме расходов, является образование, в 2009 году составит 4,04%. В динамике этот показатель падает, к 2013 году он снизится на 0,67%. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта «Образование», также увеличением заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.

Здравоохранение и спорт - это один из наиболее важных показателей, т. к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е. с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д. Прогнозируется, что в 2012 году произойдет увеличение на 4,55%, а в 2013 году на 5,05%. Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает незначительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Этот показатель сначала увеличивается, а потом уменьшается. Спрогнозировано, что в 2012 году поступлений из федерального бюджета будет на сумму 310,26 млрд. руб., к 2013 году эта сумма уменьшится на 2,38 млрд. руб. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций. Менее финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,14-1,12% в общем объеме расходов занимают: культура, кинематография и СМИ; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды.

Согласно изменениям в бюджетном законодательстве в структуре расходов в 2012 и 2013 году появится новая статья условно утвержденные расходы. То есть некий объем средств, который не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать новые возникающие обязательства. В соответствии со статьей 199 БК РФ, эти расходы должны составлять в объеме не мене 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода.

 

 

3 Задачи и проблемы  сбалансированности Федерального  бюджета

 

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение неналоговых доходов, федеральный бюджет РФ продолжает оставаться резко дефицитным. При рассмотрении вопроса сбалансированности бюджета не следует приковывать все внимание к тому, каков размер дефицита бюджета. Это является важным, но не определяющим. Главное здесь в том, какую роль в экономике играет госбюджет: конструктивную, созидательную или пассивную, даже разрушительную.

Оздоровление государственного бюджета необходимо осуществлять по трем основным направлениям: увеличение его доходной базы; реструктуризация расходной части бюджета; регулирование дефицита бюджета и упорядочение бюджетных процедур.

Реструктуризация доходной части бюджета.

Для добросовестных и не имеющих льгот налогоплательщиков уровень налогов чрезмерен. Однако показатели налоговых поступлений необходимо скорректировать на значительные суммы задолженности по налоговым платежам в бюджет, которые увеличивают налоговое бремя на предприятия. Кроме того, следует учесть, что около трети всех зарегистрированных в России предприятий вообще не платят налоги. С учетом всех вышеперечисленных факторов планка изъятия ВВП в пользу государства поднимается до максимального значения, при котором начинается массовое уклонение от налогов. Таким образом, в ближайшей перспективе отсутствуют предпосылки сокращения бюджетного дефицита за счет увеличения налоговых поступлений. Поэтому основной прирост доходов бюджета предполагается получить за счет значительного сокращения количества налоговых льгот и повышения собираемости таможенных платежей и доходов от производства и продажи алкоголя. Для выхода из бюджетного кризиса очень важна серьезная налоговая реформа, включающая: совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения, придания налоговым законам большей прозрачности, расширения базы налогообложения, снижения налоговых ставок, обеспечение нейтральности налогов по отношению к некоторым категория налогоплательщиков; пересмотр и отмену налоговых льгот; объединение налогов, имеющих одинаковую налоговую базу; установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов.

Для решения проблемы недоимки по налогам необходимо:

1. наладить работу по обращению  взыскания задолженности на имущество недоимщиков;

2. установить ответственность собственников  и управляющих предприятий за неуплату налогов в бюджет;

3. отказаться от использования  зачетных схем уплаты налогов  в бюджет, вызывающих рост отсроченных недоимок;

Скорейшее введение в действие указанных мер позволит существенно повысить собираемость налогов.

Основные направления реструктуризации бюджетных расходов6. Реальность федерального бюджета определяется как собираемостью средств, так и обоснованностью планируемых затрат. В условиях предельной ограниченности ресурсов государства федеральный бюджет должен разрабатываться на основе четких приоритетов расходования его средств. Планируя расходы, государство делало акцент на суммы средств в ущерб реальному содержанию бюджетной политики. То, как ныне строится расходная часть бюджета, не соответствует не только его политической роли, но и интересам населения и получателей средств.

В основу расходной части федерального бюджета целесообразно закладывать концепцию бюджетной политики, базовыми параметрами которой стали бы конкретные характеристики тех рубежей, достижение которых государство обязуется безусловно обеспечить бюджетными ассигнованиями. При реструктуризации обязательств государства должен выполняться основной принцип: государство должно давать деньги в первую очередь под реформы. Те сферы, где идут реальные реформы, должны быть обеспечены финансовыми ресурсами в приоритетном порядке.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов важно выделить приоритеты расходования бюджетных средств: социальные расходы, доля которых возрастает в общем объеме бюджета; в структуре социальных расходов также следует выделить приоритеты: расходы на выплату заработной платы, пенсий; военные расходы, которые отражают приоритетное финансирование расходов на оборонные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки; расходы на содержание судебной системы, которые должны возрасти, чтобы обеспечить реальную независимость этой ветви власти.

Важнейшей задачей государства является дальнейшая реализация программы экономии государственных расходов. Однако экономия бюджетных средств не должна осуществляться в ущерб малоимущим гражданам, усугублять положение в социально приоритетных сферах. Требует дополнительного упорядочения система социальных льгот населению, которые пока не обеспечены реальным бюджетным финансированием. Процедура составления проекта бюджета должна позволять федеральным органам исполнительной власти самостоятельно определять наиболее важные направления расходования средств внутри отрасли исходя из возможностей бюджета при сохранении общих приоритетов, предусмотренных в проекте федерального бюджета.

Регулирование дефицита бюджета и совершенствование бюджетных процедур. Необходимо пересмотреть политику заимствований для покрытия бюджетного дефицита. Во-первых, во главу угла должны быть поставлены не потребности бюджета, а ограничение негативного влияния на экономический рост бремени обслуживания внутреннего госдолга. Во-вторых, должны быть изменены некоторые принципы работы государства на финансовом рынке. В частности, необходимо создать финансовый резерв Минфина РФ, предназначенный для активных операций на рынке ценных бумаг с целью сглаживания ценовых колебаний и улучшения платежного графика. Анализ причин бюджетного кризиса показывает, что до тех пор, пока в России не будет полномасштабной системы цивилизованных бюджетных процедур, существует опасность воспроизводства бюджетного кризиса. В этих условиях Правительство РФ предлагает следующие меры:

1. осуществлять составление проекта бюджета на очередной финансовый год исходя из предельных лимитов финансирования, что упростит работу по подготовке бюджета, сделает его показатели реалистичными;

2. увязать составление бюджета  со среднесрочным бюджетным планированием, что важно для определения финансовой политики государства на перспективу и выработки программы действий правительства по ее реализации;

3. разработать цивилизованную процедуру  секвестра расходов;

4. обеспечить полномасштабный переход  на казначейскую систему исполнения  бюджетов всех уровней; внедрить в практику распределение бюджетных средств на конкурсной основе.

На решение поставленных задач направлен Бюджетный кодекс РФ - свод законов о бюджетном устройстве и бюджетном процессе.

 

Заключение

 

Центральное место в системе государственных финансов занимает федеральный бюджет - это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. В соответствии со статьей 6 БК РФ «Бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Информация о работе Задачи и проблемы сбалансированности Федерального бюджета