Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:44, контрольная работа
По сравнению с другими методами программно-целевой метод (ПЦМ) является относительно новым. Широкое распространение он получил только в последние годы, хотя был известен давно и впервые использовался еще при разработке плана Государственной комиссии по электрификации России. ПЦМ тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования.
Значение программно-целевого метода планирования бюджетов в совершенствовании бюджетного процесса…………………………3
Оценка эффективности исполнения бюджета субъекта РФ
(на примере ХМАО)…………………………………………………………14
Список литературы…………………………………………………...18
Содержание
(на примере ХМАО)…………………………………
Список литературы…………………………………
1. Значение программно-целевого метода планирования бюджетов в совершенствовании бюджетного процесса
Программно-целевое
Сущность ПЦМ заключается
в отборе основных целей социального,
экономического и научно-технического
развития, разработке взаимоувязанных
мероприятий по их достижению в намеченные
сроки при сбалансированном обеспечении
ресурсами с учетом эффективного
их использования. Т. е. программно-целевое
планирование построено по логической
схеме «цели - пути – способы –
средства». Сначала определяются цели,
которые должны быть достигнуты, потом
намечаются пути их реализации, а затем
– более детализированные способы
и средства. В конечном итоге, поставив
перед собой какие-то цели, организатор
разрабатывает программу
Программно-целевой метод
расходов, во-первых, способствует соблюдению
единого подхода к
По сравнению с другими
методами программно-целевой метод
(ПЦМ) является относительно новым. Широкое
распространение он получил только
в последние годы, хотя был известен
давно и впервые использовался
еще при разработке плана Государственной
комиссии по электрификации России. ПЦМ
тесно связан с нормативным, балансовым
и экономико-математическими
ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
Программно-целевое
При программно-целевом подходе
к внутрифирменному планированию основой
управления организацией является так
называемая целевая программа предприятия,
в которой сформулированы цели фирмы
и комплекс мер по их достижению.
Т.к. условия внешней среды
1.Разработка общих целей.
2.Определение конкретных,
детализированных целей на
3.Определение путей и средств их достижения.
4.Контроль за достижением
поставленных целей путем
На практике доказано, что применение программно-целевого планирования в организациях позволяет повысить точность прогнозов и приблизить плановые показатели к фактическим, что в значительной степени способствует успешному развитию компании.
Программно-целевой метод
является одним из наиболее распространенных
и эффективных методов
Перед программно-целевым планированием стоят и более конкретные задачи, такие как непосредственное влияние на размещение новых предприятий, миграционные потоки, развитие отдельных территориальных образований (освоение новых районов, подъем экономики депрессивных районов, разрешение острых эколого-экономических ситуаций и т.д.).
Программно-целевой метод
планирования и управления предполагает
определенную документальную базу. Основным
документом, характеризующим социально-
Таким образом, рассмотрев значение
программно-целевого метода планирования
расходов бюджета, можно сделать
вывод, программно-целевой метод
бюджетного планирования обеспечивает
прямую взаимосвязь между
Целевые комплексные программы
как эффективный результат
Целевая комплексная программа – это документ, в котором отражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее эффективным путем экономических проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
По содержанию целевые комплексные программы можно разделить на несколько видов:
1. Социально-экономические программы - предусматривают решение проблем социального характера и повышение материального уровня жизни населения.
2. Научно-технические программы - направлены на решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный положительный эффект. Перечень научно-технических программ формируется исходя из приоритетов развития экономики.
3. Производственно-экономические программы - предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области производства, способствующих повышению эффективности действующих и развитию новых производств.
4. Территориальные программы - направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач в регионах.
5. Экологические программы – представляют собой комплекс мероприятий природоохранного характера.
6. Организационно-хозяйственные программы - направлены на совершенствование организации управления экономикой.
Целевые комплексные программы различаются также по своей временной продолжительности. Они могут быть долгосрочными, разрабатываемыми на период свыше пяти лет, и среднесрочными – продолжительностью до пяти лет.
Разработка ЦКП с
1. Составляется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация.
2. Выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы. В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель разбивается на подцели.
3. Формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения.
4. Расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы. Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы.
5. Заключительный этап. Он связан с формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы .
Рис.1. Принципы отбора эффективных целевых программ
планирование бюджет экономика
Концепция целевой программы должна включать следующие разделы:
- обоснование соответствия целей и задач целевой программы целям и задачам развития экономики и социальной сферы субъекта;
- обоснование целесообразности разработки целевой программы;
- характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода;
- возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы;
- ориентировочные сроки, а в случае необходимости - этапы решения проблемы программно-целевым методом;
- предложения по целям и задачам целевой программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам;
- предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности от реализации целевой программы;
- предложения по исполнителям целевой программы;
- предложения о разработчике целевой программы и исполнителе-координаторе целевой программы;
- предложения по основным направлениям финансирования целевой программы; общие принципы и механизмы формирования мероприятий целевой программы.
Итак, целевая программа представляет собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, социальных, производственных, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления. По своему содержанию целевые комплексные программы подразделяются на социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, организационно-хозяйственные и экологические.
Преимущества и недостатки программно-целевого метода:
В последнее время программно-
Преимущества программно-
1. Дает четкое понятие государственным органам и обществу, на что тратятся бюджетные средства;
2. Обеспечивает прозрачность бюджета и дает возможность по последствиям исполнения бюджета оценить, достигнуты ли поставленные на этапе планирования цели и выполнены ли задачи;
3. Требует более дисциплинированного бюджетного процесса, поскольку устанавливает конкретные показатели результативности и соответствующие показатели расходов, и тем самым тяжелее использовать эти средства на цели, которые отличаются от изначально определенных целей;
4. Упорядочивает организацию деятельности главного распорядителя относительно формирования и исполнения своих бюджетов путем четкого расчленения ответственности между ответственными исполнителями в его системе по реализации каждой бюджетной программы, а также повышает ответственность главного распорядителя в целом за соблюдением ответственности всех своих бюджетных программ установленной цели его деятельности, их финансовое обеспечение и улучшает управление бюджетными программами;
5. Дает возможность повысить эффективность распределения и использования бюджетных средств, обеспечению приоритетных направлений и целесообразности отдельных расходов бюджета исходя из большей информированности относительно конкретной бюджетной программы;
6. Дает возможность пересмотреть функциональную классификацию расходов бюджета для приведения ее к международным стандартам и применение исключительно с целью составления сводных бюджетов;