Анализ и оценка рисков в системе бизнес-планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

В ходе реализации производственно-хозяйственной деятельности организации всех секторов и отраслей народного хозяйства ежедневно сознательно или неосознанно подвергаются ряду рисков различной степени. В основе теории риска лежит концепция потенциальной опасности организации для ведения бизнеса, который осуществляется в условиях полной или частичной неопределенности и неустойчивости.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_риски.docx

— 236.56 Кб (Скачать файл)

Другие ученые-экономисты отожествляют риск с предполагаемой удачей или благоприятным исходом выполнения проекта, однако при этом не исключают возможность потерь в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных проектом, либо получения доходов ниже тех, которые заложены в проекте. Например, А.В. Воронцовский определяет риск как положительную и отрицательную колеблемость конечного результата, дает рискукак экономическому явлению наглядную интерпретацию (рис. 1.1)

Рис. 1.1. Графическое описание понятия «риск»[5, с. 142]

 

Под экономическим риском инвестиционного проекта на этапе бизнес-планирования понимается ущерб, вызванный отклонениями конечных показателей проекта в меньшую сторону по сравнению с планируемыми значениями, рассчитанный с учетом вероятности его появления. Данное определение риска не входит в противоречие с нормативно-законодательной базой по менеджменту риска в России и уточняет определение расчета поправки на риск при оценке эффективности инвестиционного проекта. Учет поправки на риск в показателях экономической эффективности проекта, сроках его окупаемости и общих объемах капитальных вложений позволит точно оценить эти показатели уже на прединвестиционной стадии проектирования и сделать выводы о экономической привлекательности инвестиционного проекта.

На основе анализа экономической литературы по проблеме управления риском в бизнесе на рис. 1.2 представлена общая классификация рисков, характерных для организаций.

 

Рис. 1.2. Общая классификация рисков[18, с. 68]

 

Идентификация рисковых ситуаций на стадии разработки бизнес-плана проекта позволяет получать точную количественную оценку риска, что отразится на стоимости и цене реализации готовой строительной продукции.

По последствиям воздействия риски проекта делятся на следующие виды:

  • допустимый риск - это риск управленческого решения, в результате неосуществления которого не будут достигнуты планируемые показатели проекта; в пределах этой зоны проект сохраняет свою экономическую целесообразность и привлекательность, т.е. потери имеют место, но они незначительно влияют на достижение конечных результатов проекта;
  • существенный риск - это риск, при котором конечные результаты проекта не будут достигнуты в намеченные сроки; то есть зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые превышают ожидаемую прибыль от проекта и характеризуют проект как нежизнеспособный;
  • критический риск - это риск, при котором возникает полная невыполнимость проекта по основным его показателям и прямая опасность для жизни людей, при этом потери могут достигнуть величины, равной собственному капиталу строительной организации.

Таким образом, главные задачи менеджера по рискам состоят в определении области повышенного риска, оценке степени риска, разработке и принятии мер, предупреждающих риск, а в случае ущерба принятии мер к оптимальному его возмещению, а также анализе и предупреждении возникновения рисков. Так как управление рисками означает предотвращение появления риска, определение его стоимости, проведение предупредительных мероприятий, позволяющих избежать или уменьшить потери, то важным моментом системы управления риском является правильная оценка действительной вероятности и цены риска, которому подвергается проект в процессе реализации.

 

 

2.Подходы  к анализу и оценке рисков  в организации.

 

Базовыми методами управления экономическими рисками в строительной организации являются анализ, прогноз, планирование, регулирование и учет. В процессе анализа исследуются показатели базовых периодов, фиксируются отклонения фактических показателей от плановых и причины их возникновения.

С помощью оперативного анализа риска менеджеры организации своевременно реагируют на сбои в осуществлении производственно-хозяйственной деятельности и вырабатывают управленческие решения по минимизации ущерба от экономического риска.

Анализ и оценка рисков может выполняться отдельно на каждой стадии реализации проекта, но предлагается идентифицировать и анализировать риски в процессе реализации проекта уже на стадии бизнес-планирования и оценивать конечные результаты с учетом поправки на риски.

Анализ рисков при реализации проекта может быть разделен на качественный и количественный. Качественный анализ рисков имеет целью определение факторов, рисковой области и видов рисков. Целью количественного анализа является численное определение величины ущерба от возникновения каждого риска и суммарного риска проекта.

Само процессо управленияо рискомо довольноо сложеноо и включаето в себяо несколькоо стадийо[5, с. 142]:

1) информационныйо анализо – содержито работыо поо мониторингуо внешнейо и внутреннейо средыо, по выявлениюо источниково рискао;

2) диагностикао ситуациио – ведетсяо учето причино, вызывающихо изменениео рискао, ранжированиео причино;

3) разработкао вариантово решенийо – дляо каждогоо вариантао рассматриваютсяо пределыо негативногоо проявленияо рискао;

4) принятиео решенияо – содержито комплексноео обоснованиео решенияо иопараметрово допустимогоо рискао;

5) организацияо и реализацияо – включаето видыо управленияо деятельностио, прио которойо выявляютсяо новыео аспектыо рискао;

6) стратегияо управленияо – политикао, обеспечивающаяо допустимостьо рискао конкретногоо видао применительноо к конкретнымо ситуациямо;

7) разработкао средство минимизациио потерьо илио ихо нейтрализациио- этоо страхованиео и другиео средствао защитыо ото рискао;

8) оценкао эффективностио управленияо рискао.

Кромео данныхо стадийо разработаныо специальныео методыо оценкио уровняо рисково [5, с. 145].

Экспертныео методыо – применяютсяо, когдао уо фирмыо отсутствуюто данныео дляо расчетао илио сравненияо. Методыо основываютсяо нао опросео квалифицированныхо специалистово в областио финансово, страхованияо со последующейо математическойо обработкойо результатово.

Статистическиео методыо – позволяюто получитьо наиболеео полноео представлениео обо уровнео рискао. Отрицательныйо моменто – необходимоо большоео количествоо статистическойо информациио. Статистическийо методо осуществляетсяо по каждойо финансовойо операциио.

Расчетноо-аналитическиео методыо – позволяюто количественноо оценитьо вероятностьо возникновенияо потерьо. Вероятностьо устанавливаетсяо во зависимостио от значенийо плановыхо показателейо финансовойо деятельностио фирмыо.

Аналоговыео методыо – проводятсяо поо наиболеео частоо повторяющимсяо операциямо.

Эффективноео управлениео организациейо в современныхо условияхо должноо обеспечиватьо экономическио безопасноео существованиео бизнесао. Числоо и разнообразиео факторово рискао, ослабляющихо условияо стабильнойо работыо организациио возрастаюто, поэтомуо функцияо управленияо рискомо приобретаето всео болеео самостоятельнуюо рольо и становитсяо однимо изо важнейшихо условийообеспеченияо экономическойо безопасностио организациио.

Анализо рисково можноо условноо разделитьо на несколькоо этапово. Нао первомо этапео проводитсяо ихо идентификацияо. В ходео этойо работыо с помощьюо первичныхо собеседованийо с руководствомо, общенияо с ключевымио людьмио нао предприятиио выявляютсяо обстоятельствао, представляющиео реальнуюо опасностьо дляо бизнесао. В зависимостио от величиныо и сложностио  предприятияо общеео числоо идентифицированныхо рисково можето исчислятьсяо десяткамио. Первичныйо анализо рисково необходимоо проводитьо како можноо раньшео, чтобыо поо возможностио прояснитьо путио дальнейшейо работыо. Впоследствиио анализо рисково проводитсяо на регулярнойо основео нао всемо протяжениио бизнесао [8, С.114]:

  • в началео каждогоо этапао предприятияо како частьо подготовительныхо работо поо этапуо;

  • послео принятияо большихо измененийо в объемео проектныхо работо;

  • послео проведенияо реорганизациио бизнесао клиентао.

 

 Следующийо этапо анализао рисково - их классификацияо и определениео уровняо важностио и приоритетностио. Напримеро, неприятиео новойо системыо сотрудникамио можноо классифицироватьо како «политическийо» факторо со высокимо уровнемо важностио и соответственноо с высокимо приоритетомо.

Послео идентификациио рисково и ихо классификациио составляетсяо согласованныйо списоко действийо поо минимизациио негативныхо последствийо ио назначаютсяо ответственныео зао ихо выполнениео.

Второйо компоненто процедурыо - их мониторинго и контрольо, заключающиесяо в регулярномо анализео рисково и в претворениио в жизньо акцийо, направленныхо на снижениео вероятностио проявленияо неблагоприятныхо факторово и их влиянияо на ходо предприятияо. Прио этомо надоо помнитьо, чтоо мониторинго рисково должено бытьо практическио непрерывнымо процессомо, выполняемымо руководителемо. Послео назначенияо ответственныхо зао выполнениео мероприятийо поо снижениюо влиянияорисково, дальнейшийо ихо контрольо проводитсяо совместноо с рутиннымио задачамио предприятияо.

Несмотряо на усилияо руководствао и командыо, нео всео факторыо можноо учестьо заранеео, нео всео мероприятияо, направленныео нао устранениео определенногоо рискао, даюто ожидаемыйо результато.

Еслио нужныйо результато не достигнуто и было нанесено некийо ущербо ходу работ, необходимоо переходитьо к такимо мероприятиямо, како [8, С.118]:

  • локализацияо ущербао, привнесенногоо проявлениемо рискао;

  • снижениео количествао и серьезностио возникшихо проблемо;

  • уменьшениео илио полноео устранениео дальнейшегоо негативногоо влиянияо.

Во мировойо практикео финансовогоо менеджментао используютсяо различныео методыо анализао рисково предприятияо. Ко наиболеео распространеннымо из нихо следуето отнестио [8, С.126]:

  • методо корректировкио нормыо дисконтао;

  • методо достоверныхо эквивалентово (коэффициентово достоверностио);

  • анализо чувствительностио критериево эффективностио (чистыйо дисконтированныйо доходо (NPV), внутренняяо нормао доходностио (IRR)о и дро.);

  • методо сценариево;

  • анализо вероятностныхо распределенийо потоково платежейо;

  • деревьяо решенийо;

  • методо Монте-Карлоо (имитационное моделирование)о и др.

 

Предприятиео, использующеео заемныйо капитало, имеето болеео высокийо финансовыйо потенциало своегоо стратегическогоо развитияо (зао счето формированияо дополнительногоо объемао активово) и возможностио приростао финансовойо рентабельностио деятельностио, однакоо в большейо мерео генерируето финансовыйо риско и угрозуо банкротствао (возрастающиео поо мерео увеличенияо удельногоо весаозаемныхо средство в общейо суммео используемогоо капиталао).

Со учетомо особенностейо использованияо собственногоо и заемногоо капиталао предприятияо осуществляетсяо процессо непосредственнойо оптимизациио егоо структурыо. Оптимальнаяо структурао капиталао представляето собойо такоео соотношениео использованияо собственныхо и заемныхо средство, прио которомо обеспечиваетсяо наиболеео эффективнаяо пропорциональностьо междуо коэффициентомо финансовойо рентабельностио и коэффициентомо финансовойо устойчивостио предприятияо, т.е. максимизируетсяо его рыночнаяо стоимостьо.

Показательо, отражающийо уровеньо дополнительноо генерируемойо прибылио нао собственныйо капитало прио различнойо долео использованияо заемныхо средство, называетсяо эффектомо финансовогоо левериджао. Оно рассчитываетсяо по формуле (2.1).о им

(2.1)

где:

ЭФЛо эффекто финансовогоо левериджао, заключающийсяо в приростео коэффициентао рентабельностио собственногоо капиталао, %;

Снп — ставкао налогао на прибыльо, выраженнаяо десятичнойо дробьюо;

КВРао — коэффициенто валовойо рентабельностио активово (Отношение валовой оприбыли к среднейо стоимостио активово), %;

ПК — среднийо размеро процентово за кредито, уплачиваемыхо предприятиемо за использованиео заемногоо капиталао, %;

ЭК — заемногоо капиталао;

СК — средняяо суммао собственногоо капиталао предприятияо.

Рассматриваяо приведеннуюо формулуо расчетао эффектао финансовогоо левериджао, можноо выделитьо в нейо трио основныео составляющиео:

1) Налоговыйо корректоро финансовогоо левериджао (1 - Снп), которыйо показываето в какойо степенио проявляетсяо эффекто финансовогоо левериджао во связио с различнымо уровнемо налогообложенияо прибылио.

2) Дифференциал финансового  левериджа (КВРа - ПК), который характеризует  разницу между коэффициентом  валовой рентабельности активов  и средним размером процента  за кредит.

3) Коэффициенто финансовогоо левериджао (ЗК/СК)о, которыйо характеризуето суммуо заемногоо капиталао, используемогоо предприятиемо, во расчетео нао единицуо собственногоо капиталао.

Выделениео этихо составляющихо позволяето целенаправленноо управлятьо эффектомо финансовогоо левериджао в процессео финансовойо деятельностио предприятияо.

Информация о работе Анализ и оценка рисков в системе бизнес-планирования