Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 16:09, контрольная работа
Цель работы. Провести анализ конкурентной среды товарного рынка, закрепив тем самым знания, полученные в ходе изучения дисциплины «Антимонопольная политика». Задачи работы. Дать характеристику товарного рынка. Сделать анализ структуры товарного рынка: дать оценку количественным и качественным показателям структуры товарного рынка. Дать оценку уровню концентрации на товарном рынке. Сделать итоговую оценку состояния конкурентной среды ранка и дать рекомендации по его регулированию.
Введение………………………………………………………………..………...3
1.Характеристика товарного рынка.
1.1.Определение границ товарного рынка………………………………….5
1.2. Определение субъектов товарного рынка………………… ………….9
2.Анализ структуры товарного рынка.
2.1.Оценка количественных показателей структурны товарного рынка.
2.1.1.Оценка объема товарных ресурсов…………………………………....10
2.1.2.Определение доли хозяйствующего субъекта………………………..10
2.1.3. Определение рыночного потенциала хозяйствующего субъекта…..12
2.2. Оценка качественных показателей структуры товарного рынка
2.2.1 Исследование наличия барьеров входа на товарный рынок…….......16
3. Оценка уровня концентрации на товарном рынке…………………...……18
4. Итоговая оценка состояния конкурентной среды рынка и рекомендации по его регулированию……………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………....21
Список использованной литературы…………………………………………..23
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1.Характеристика товарного рынка.
1.1.Определение
границ товарного рынка……………………
1.2. Определение
субъектов товарного рынка……………
2.Анализ структуры товарного рынка.
2.1.Оценка количественных показателей структурны товарного рынка.
2.1.1.Оценка объема
товарных ресурсов…………………………………
2.1.2.Определение
доли хозяйствующего субъекта……
2.1.3. Определение
рыночного потенциала
2.2. Оценка качественных
показателей структуры
2.2.1 Исследование наличия барьеров входа на товарный рынок…….......16
3. Оценка уровня концентрации
на товарном рынке…………………...……
4. Итоговая оценка состояния
конкурентной среды рынка и
рекомендации по его
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..23
Введение
Актуальность работы. В условиях современной рыночной экономики при остро сложившейся конкуренции на рынке товаров и услуг предприятиям необходимо проводить анализ конкурентной среды на товарных рынках.
По результатам анализа, проведенного в данной работе, делаются выводы о состоянии конкурентной среды на рынке услуг, предоставляемых народонаселению автошколами, а также выносятся рекомендации по регулированию сложившейся ситуации.
Цель работы. Провести анализ конкурентной среды товарного рынка, закрепив тем самым знания, полученные в ходе изучения дисциплины «Антимонопольная политика».
Задачи работы. Дать характеристику товарного рынка. Сделать анализ структуры товарного рынка: дать оценку количественным и качественным показателям структуры товарного рынка. Дать оценку уровню концентрации на товарном рынке. Сделать итоговую оценку состояния конкурентной среды ранка и дать рекомендации по его регулированию.
Методы работы.
- Метод, основанный на сведениях, предоставляемых учащимися в автошколах (при определении географических и продуктовых границ рынка услуг автошкол города Старый Оскол Белгородской области, или в дальнейшем просто Рынка);
- Структурный метод (для определения рыночного потенциала предприятия);
- Метод определения доли хозяйствующих субъектов на Рынке и общего объема реализации продукции;
- Метод исследования барьеров входа на Рынок (с целью оценки качественных показателей структуры товарного рынка);
- Метод расчета коэффициентов (с целью оценки уровня концентрации на Рынке).
Информационная основа работы. При написании данной работы использовались методические указания к контрольной работе, лекционный материал по дисциплине «Антимонопольная политика», данные сайтов участников товарного рынка услуг, предоставляемых автошколами.
Объект исследования работы. В качестве объекта исследования в контрольной работе будет рассмотрен рынок услуг автошкол города Старый Оскол Белгородской области (в дальнейшем просто Рынок).
Предмет исследования работы. Предметом исследования работы является конкурентная среда на данном Рынке.
История развития рынка частных автошкол
Неизменной необходимостью для автовладельцев во все времена являлась нужда в овладении навыками вождения. Первое учреждение, обучающее будущих водителей правилам дорожного движения и управления транспортным средством, появилось в Германии сто лет тому назад.
В те времена установленных правил дорожного движения ещё не существовало, а первая автошкола выполняла больше функции советчика, нежели инструктора. На занятиях с учениками, возраст которых начинался от 17 лет, рассматривались различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге, а также варианты выхода из затруднительного положения. Большинство из рассматривавшихся тогда ситуативных примеров сегодня вряд ли употребимы. Так, например, едва ли современному автомобилисту полезно знать правила езды при приближении конного экипажа или с какой стороны нужно объезжать извозчика.
Работа первых автошкол затруднялась отсутствием единого свода унифицированных правил дорожного движения, который был подписан только спустя 3 года Вильгельмом II. Вот почему основное внимание при обучении водителей в то время уделялось не нормам поведения на дороге, которых просто не существовало, а устройству и ремонту автомобиля, который тогда был осуществим лишь в полевых условиях и собственными силами.
В России с постройкой первого здания Императорского гаража в 1906 году и в связи с увеличивающимся количеством Царских автомобилей, возникла острая необходимость в квалифицированных специалистах, способных управлять и ремонтировать Императорские автомобили, а также обеспечивать безопасность членов Императорской семьи в поездках на автомобилях.
Буквально с середины 1906 года начинает действовать в этом здании первая в России автошкола – «Императорская школа шоферов». Количество Императорских автомобилей быстро росло, и для управления и обслуживания этих автомобилей естественно требовались квалифицированные водители. Уже через год, к 1907 году, штат Царскосельского гаража насчитывал 26 человек. Это были лучшие шоферы и специалисты Петербурга. Им платили весьма приличные деньги и выдавали казенную форму.
Первые курсы водителей в России открыл в 1908 году А.М. Фокин, известный спортсмен, владелец крупного магазина по продаже автомобилей и гаража при нем. На курсах обучали не только вождению автомобиля, но и ремонту. В 1909 году эти курсы были закрыты.
1909 год: Россия присоединилась к международной «Конвенции о передвижении автомобилей». На всей территории России была введена принятая за рубежом форма водительского документа.
В 1910 году при Первых Санкт-Петербургских политехнических курсах была открыта школа шоферов «Аутотехникум». Школа была организована по образцу подобных заведений Германии. Прием в школу осуществлялся с 17 лет, теоретические занятия проводились ежедневно с 10 утра по 2-3 часа (но были и вечерние группы). Практическое вождение — утром, днем и вечером. Обучение длилось от 2 до 5 месяцев. Плата за обучение составляла 125 рублей.
В 1913 году обучением водителей в Санкт-Петербурге занимались и другие организации - «Курсы шоферов» при «Русском Автомобильном Заводе И. И. Пузырева» и «Классы шоферов» при «Семеновском» и «Крестовском» гаражах и при гараже Г. Рейса. К 1917 году в Петрограде действовало 6 автомобильных школ и курсов.
Императорская школа шоферов, начав свою деятельность в начале 1907 года, просуществовала до февральской революции 1917 года.
К сожалению, последовавшие социальные катаклизмы прервали нормальный ход автомобилизации страны, и в 20-е годы все пришлось начинать с самого начала.
1923 год: Совет народных комиссаров - утвердил «Свидетельство на право управления экипажем», которое имело три категории. Высшая категория предполагала стаж вождения не менее шести лет, а также умение отремонтировать автомобиль. Новые документы выдавались местной администрацией и имели различную форму. Это приносило определенные неудобства: свидетельства, выданные в Киеве, например, не признавались в Москве или Петербурге.
1936 год: выдавать «водительские удостоверения» стали органы внутренних дел, они приобрели новую единую форму, а также новое название — «удостоверение шофера».
1956 год: ситуация усугубилась. Постановлением Совета Министров РСФСР 382 от 24 мая 1956 года Госавтоинспекции Управления милиции МВД РСФСР предоставлено право лишать (изымать водительское удостоверение). Лишением водительского удостоверения наказывались сроком до 1 года за управление транспортным средством в нетрезвом виде и запрещение эксплуатацию автомобилей и мотоциклов личного владения, если владельцы управляли ими без водительского удостоверения.
1968 год: СССР присоединился к международной Венской конвенции о дорожном движении, позднее в 1971 г. конвенция была дополнена в Женеве, и в стране впервые появилось международное водительское удостоверение. С 70-х годов появляется пять категорий водительских прав, каждая из которых обозначает право на управление определенным видом транспортных средств.
В конце 80-х годов ХХ века наряду с государственными появляются первые частные автошколы.
Спрос на автомобили неуклонно растет, а вместе с ним и число желающих научиться вождению.
Рынок автошкол Старого Оскола пока нельзя назвать полностью сформировавшимся – еще совсем недавно на нем присутствовали только
государственные учреждения. Однако в последние десятилетия спрос на услуги
обучению вождению настолько вырос, что существующего числа имевшихся
государственных организаций оказалось недостаточно. Это привело к началу
формирования частного сектора данного Рынка.
Если раньше кроме государственных автошкол не существовало никаких предприятий по обучению вождению, то в настоящий момент данный сегмент постепенно сокращается. Это связано с тем, что значительно уменьшились объемы финансирования государством. Как следствие – существующее оборудование в таких организациях устаревает, что значительно снижает уровень потребительского спроса.
В качестве основного представителя данного сегмента можно назвать автошколы
РОСТО (бывший ДОСААФ).
Сегмент частных автошкол довольно велик. При этом существующая ситуация
способствует открытию все большего их количества, когда качество обучения не
всегда соответствуют требуемому.
Плюсами частных автошкол (если говорить о заведениях с качественным
подходом к обучению), является
- Хорошая материальная база
- Ответственные, опытные инструкторы
В качестве минусов или рисков при обращении в частную компанию можно назвать:
- Возможность попасть в фирму-однодневку
- Возможность попасть в компанию, которая не имеет лицензии на обучение.
Географические границы рынка
За географические
границы рассматриваемого
Внутри границ Рынка города Старый Оскол уровень цен услуги частных автошкол примерно одинаков. Выход за пределы города существенно повышает издержки покупателей (время, транспортные расходы), связанные с приобретением товара, т.е. цена потребления товара возрастет.
Товарные границы рынка
В качестве товара рассмотрим услугу – обучение водителей категории В.
Границами товарного рынка являются:
- обучение в государственной автошколе;
- обучение в частной автошколе;
- самостоятельное
обучение (изучение теоретической
части, занятия с
1.2 Определение субъектов товарного рынка
Потребителем
данной услуги, предоставляемой
честными автошколами,
Табл.1 Субъекты товарного рынка
Возрастная категория потребителя |
Количество курсантов в год, человек |
Доля, % |
17-20 лет |
206 |
5,2 |
21-25 лет |
1162 |
29,3 |
26-30 лет |
913 |
23,1 |
31-40 лет |
590 |
14,9 |
41-50 лет |
539 |
13,6 |
старше 50 лет |
550 |
13,9 |
Итого: |
3960 |
100 |
Информация о работе Анализ конкурентной среды на товарных рынках