Анализ типичных ошибок и недостатков в бизнес-планировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:25, реферат

Описание работы

Ценность бизнес-плана тем не менее не ограничивается необходимостью убедить инвесторов в том, что у предприятия есть достойная поддержки бизнес-идея. Он имеет важное значение и для управленческого персонала фирмы, поскольку точно определяет содержание целей предприятия, а также время и пути их достижения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Для чего нужен бизнес-план……………….………………………………….4
2. Причины ограниченного применения бизнес-планирования…………….....6
3. Типичные ошибки в бизнес-планировании….……………...………………..8
4. Несколько примеров, как не следует составлять бизнес-план……………..14
5. Работа над ошибками…………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….19
Литература……………………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

реферат по планированию.docx

— 41.33 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Для чего нужен бизнес-план……………….………………………………….4

2. Причины ограниченного применения бизнес-планирования…………….....6

3. Типичные ошибки в бизнес-планировании….……………...………………..8

4. Несколько примеров, как не следует составлять бизнес-план……………..14

5. Работа над ошибками…………………………………………………………18

Заключение……………………………………………………………………….19

Литература……………………………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Любая конструкция создается  сначала на бумаге. Дом, самолет, космический  корабль и компьютер начинаются с чертежей и расчетов. Бизнес-план – это план построения вашего бизнеса, и к нему надо отнестись с соответствующим вниманием. Точно так же, как чертеж или расчет, бизнес-план – это размышление перед действием. Именно он позволяет проверить все «за» и «против», прежде чем браться за дело и искать ресурсы.

Бизнес-план – это документ, отражающий состояние бизнеса на текущий момент и в перспективе, а именно: истинный доход предприятия, его реальные издержки, расходы и возможности, а также поставленные цели и задачи на будущее. [4]

Обращение к бизнес-плану, как правило, происходит тогда, когда  компании необходимы перемены, когда  для их осуществления не хватает  ресурсов компании. Важнейшим фактором, влияющим на судьбу обращения за необходимыми ресурсами и часто определяющим судьбу проекта, является качество предоставляемых  материалов. По данным журнала «Эксперт», примерно 90% предлагаемых проектов отвергается  уже на этапе рассмотрения бизнес-планов. Бывают ситуации, когда деньги, запланированные  иностранными партнерами под совместные проекты, так и остаются невостребованными.

Ценность бизнес-плана  тем не менее не ограничивается необходимостью убедить инвесторов в том, что  у предприятия есть достойная  поддержки бизнес-идея. Он имеет  важное значение и для управленческого персонала фирмы, поскольку точно определяет содержание целей предприятия, а также время и пути их достижения.

 

 

Для чего нужен  бизнес-план

Существуют четыре основные причины составления бизнес-плана:

  1. Возможность обнаружить проблемы «на бумаге» до того, как они возникли.

Один из первых заказов  на бизнес-план для кредита привел к отрицательному результату. По всем расчетам получалось: чтобы отдать кредит в реальные сроки, каждая торговая точка должна иметь оборот в размере 3 млн руб., а она имела не более 1 млн руб. Чудес в бизнесе не бывает: поднять оборот втрое – нереально. Кредит брать нельзя. Но заказчик был доволен результатом: «Если бы я не просчитал все и как-то получил бы кредит, - сказал он, - то не смог бы его отдать. Уж если на бумаге не получается, то в жизни еще сложнее. На мне повисли бы 500 000 долл. невозврата. Вот тогда был бы повод расстроиться». Именно составление бизнес-плана заставило его отказаться от рискованной идеи, оказавшейся только поверхностно привлекательной.

Таких примеров можно привести очень много. Еще больше примеров, когда деньги привлекаются без всякого  плана и расходуются неизвестно на что.

  1. Без бизнес-плана практически невозможно привлечение инвестиций.

Термин «бизнес-план»  стал модным в 1991-1992 гг. Это было время  «отрицательных» банковских ставок: инфляция больше, чем проценты по кредиту, поэтому отдавать нужно «пустые» деньги В таких условиях получение кредита часто определялось личными взаимоотношениями банкира и заемщика, а не качеством бизнеса. Поэтому в ответ на предложения по разработке бизнес-плана можно было услышать: «Скажите, а есть ли гарантии, что по нему дадут деньги?» Уже тогда правильный ответ звучал так: «Гарантировать можно только то, что без бизнес-плана денег не дадут». И это было сущей правдой. Чем ближе к цивилизованному рынку, тем «абсолютнее» становится это правило.

  1. Бизнес-план – это стандартный документ ознакомления с предприятием и обязательное требование со стороны цивилизованного рынка.

Бизнес-план – это элемент  имиджа вашего предприятия. Значительно  убедительнее выглядит человек, который  знает, как будет развиваться его фирма в течение ближайших лет, чем тот, который затрудняется ответить на этот вопрос.

  1. Бизнес-план – это инструмент контроля и управления.

Бизнес-план – это стартовая  точка и базис плановой и исполнительной деятельности предприятия, единый источник стратегической информации о нем. Бизнес-план прямо воздействует на все результаты работы предприятия.

Вот почему так важно правильно составлять бизнес-план.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины ограниченного  применения

бизнес-планирования

  1. Недостаток знаний. Ситуации, в которых знания участников бизнес-проекта не удовлетворяют профессиональным требованиям, обычны. Причина заключается в том, что некоторые области этой деятельности не вполне поняты или изучены (особенно руководство коллективом, учет внешних воздействий).
  2. Непрактичные средства. Например, программы управления осуществлением проекта относительно сложны. Их освоение требует больших трудовых и финансовых затрат, что сдерживает процесс бизнес-планирования. Усилия, требуемые для реорганизации предприятия, недооцениваются. Имеющиеся в распоряжении команды по разработке бизнес-плана знания, полученные из различных источников, не полностью учитывают специфику компании. Требуются дополнительные усилия и расходы, которые разработчиками проекта часто недооцениваются. Возникновение этого факта может привести к разочарованию и остановке работ по разработке и реализации проекта.
  3. Значение системного, комплексного планирования не осознается достаточно полно. Слишком много времени тратится на то, чтобы осознать, что подготовительный этап бизнес-планирования должен стать одной из важных задач.
  4. Роль руководителя проекта. Позиция лидера проекта не привлекательна для многих менеджеров, которые имеют необходимую квалификацию. Многократно подтверждена идея, что карьера должна делаться в функциональной сфере. Служащий находится на конкретном месте служебной лестницы. У руководителя проекта шансы на успех менее определены. Это приводит к господству функциональной сферы даже в организациях, в которых широко используются рассматриваемые методы планирования.

Перечень указанных причин не является исчерпывающим, но они помогают объяснить, почему бизнес-планирование недостаточно развивалось в последнее  время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типичные ошибки в бизнес-планировании

Ошибки в составлении  бизнес-планов – это частое явление. Анализ недостатков при осуществлении бизнес-проектов позволяет выявить типичные ошибки и наглядно продемонстрировать пользу профессионального менеджмента.

Каждый проект, будь то новая  разработка или реорганизация предприятия, требует систематической работы с целью максимального достижения результатов при соблюдении установленных  сроков, фиксированных затрат, определенных требований к качеству.

Однако далеко не всегда удается достичь желаемых результатов. В чем причина? В недостатках  в работе и совершаемых ошибках, которые могут привести к банкротству  компании. Рассмотрим некоторые типичные ошибки.

Первая из них — неправильное представление о величине и темпах реализации продукции, значительная переоценка их. Такие ошибки бизнес-плана, как непродуманная маркетинговая политика и слишком уж радужные прогнозы по сбыту продукции у кредитных инспекторов вызывают явное недоверие.

Есть риск, что ошибкой  при составлении бизнес-плана  станет неразумное завышение розничной  цены товара. Конечно, на бумаге вы получите очень «красивые» цифры высокой  рентабельности и быстрой окупаемости, но вот на практике.…Есть два источника подобных ошибок бизнес-плана. Первый – когда ошибка при составлении бизнес-плана вкрадывается независимо от вашей воли. Может, вы пользуетесь недостоверной информацией о рынке, может, банально обманываете себя, может, принимаете результаты продажи единственной партии товара за эталон. Второй – когда ошибка бизнес-плана является результатом сознательного искажения цены. Как правило, на такие махинации идут, чтобы использовать кредитные средства не по назначению.

Еще одна ошибка при составлении  бизнес-плана – чрезмерное снижение затрат на реализацию проекта. Занижают цены на все – от сырья до труда  работников. Эксперты обращают внимание на хорошие отношения с поставщиками – зачастую это сговор.

Прочие расходные статьи специалист проверяет, устанавливая, насколько  они соответствуют общепринятой практике. Частая ошибка в бизнес-плане – занижение налоговых расходов. Впрочем, так же часто их и вовсе игнорируют.

Если не взять в расчет налоговый календарь, это может  стать серьезной ошибкой при  составлении бизнес-плана. Нужно  учитывать, какие месяцы являются отчетными, и приводить в соответствие с  ними даты реализации проекта. Иначе  выплаты налога на добавленную стоимость  в отчетном календарном месяце могут  оказаться слишком высокими и  оттянуть на себя часть средств, предназначавшихся  на погашение кредитов, развитие производства. Отсюда – срыв планов, задолженности, штрафы.

Какие еще бывают ошибки бизнес-плана? Несоответствие сроков кредита со временем товарооборота. Как правило, кредит на товарные операции длится от двух до четырех месяцев. Выручка идет на погашение основного долга. Когда первый кредит выплачен, банк понимает, что имеет дело с надежным партнером, и второй получить намного проще. С ним предприниматель запускает новый оборот товара. Цикл продолжается до закономерного итога – дефолта.

Почему он наступает? В  реальности период выплаты кредита  намного больше времени товарооборота. А возврат займа возможен, только если накопится чистая прибыль в  сумме, равной величине основного долга.

Из вышесказанного следует: технико-экономическое обоснование  проекта нужно рассчитывать на период несколько длительнее. Следствие  – повышение рисков проекта. Конечно, главное, что может помешать претворить в жизнь бизнес-план – неподвластно влиянию предпринимателей. Они не могут контролировать обстановку в  стране, как экономическую, так и  политическую. Поэтому любой банк предпочитает инвестировать проекты, окупаемость которых не превышает  двух лет. Однако во власти бизнесменов  избежать ошибок в составлении бизнес-плана, который в таком случае будет  выглядеть намного привлекательнее.

Рассмотрим еще некоторые ситуации.

  1. Нечетко определены цели проекта. Очень быстро можно назвать цели, но редко они бывают обоснованно определены и документированы. Нужно проверить:
  • На каких данных базируется определение цели?
  • К какому горизонту планирования относятся цели?
  • Какую пользу принесет достижение цели?
  • Какие сроки и затраты следует задать?

Цели должны иметь четкое содержание и смысл, результаты должны быть измеримы, и заданные параметры должны быть выполнимы.

  1. Вместо объективного поиска предпочтение отдается излюбленному варианту. Для каждой цели, как правило, существует множество альтернативных решений по ее достижению, но, как правило, выбирают только одну альтернативу. Поэтому важно выяснить:
  • Возможны ли другие альтернативные решения?
  • По каким критериям производится оценка и выбор альтернатив?
  • Как определяются и оцениваются риски альтернатив?
  • Что происходит при нулевой альтернативе: «Ничего не менять»?

Целенаправленно отобранные и полно документированные альтернативы позволяют найти рациональное, а, возможно, и лучшее решение и обеспечивают экономичный образ действия.

  1. Ответственность в проекте распределена недостаточно четко и согласованно. Проекты осуществляются не «между делом», они требуют установления персональной ответственности как за проект в целом, так и за его отдельные части. Нужно четко определить:
  • Какие квалифицированные специалисты подчиняются руководителю проекта и каким образом?
  • Кто дает частичные задания с частичными результатами и кто передает их на дальнейшее исполнение?
  • Кто решает вопрос затрат, сроков и расходов?
  • Кто и в какой форме отчитывается перед руководством?
  1. Команда планирования и управления проектом недостаточно укомплектована квалифицированным персоналом. При заданных сроках и лимитированных расходах трудовые ресурсы проекта представляют собой слабое место как с качественной, так и с количественной точки зрения. Потому при формировании команды проекта нужно определить:
  • По каким признакам выбирается персонал для проекта (профессиональные знания, способность работать в команде, руководящие способности и др.)?
  • Является ли время работы над проектом дополнительной нагрузкой (наказанием) или предоставляет профессиональный шанс (оказывает честь)?
  • Может ли ответственное за проект лицо отказаться от услуг не справляющихся с работой участников?

Каждый проект содержит риск в отношении результата, сроков, расходов и др. Поэтому важно ответить на вопросы:

  • Как выявляется, определяется и оценивается риск?
  • Что можно сделать для его уменьшения?
  • Как следует применять отчисления в резервный фонд, если имеет место случай риска?

Все случаи риска подлежат документированию и единой денежной оценке. Образованным резервным фондом (рисковым фондом) должно распоряжаться  только ответственное лицо проекта.

  1. Иногда импровизация котируется выше, чем систематическая организация. Не все события в ходе проекта можно спланировать. Невозможно представить себе существование индивидуальной концепции реагирования на каждое отклонение. Важно определить:

Информация о работе Анализ типичных ошибок и недостатков в бизнес-планировании