Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 00:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование вопросов применения на предприятии такого инструмента планирования финансово-хозяйственной деятельности, как бизнес-план.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1. Дать определение понятию бизнес-план и исследовать его характерные черты;
2. Рассмотреть сущность бизнес - планирования на предприятии;
3. Исследовать структуру и содержание бизнес-плана.
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Бизнес планирование на предприятии……………………………...
1.1. Понятие и сущность бизнес-плана…………………...............
1.2. Глобальные и локальные цели планирования……………………………
Глава 2. Разработка бизнес-плана…………………………………………
2.1. Типы бизнес-планов…………………………………………………
2. 2. Этапы разработки производственного бизнес-плана…………………
Глава 3. Бизнес-планы как особая форма планирования на предприятии…
Заключение………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………….
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Бизнес планирование на предприятии……………………………...
1.1. Понятие и сущность
бизнес-плана…………………...........
1.2. Глобальные
и локальные цели планирования…
Глава 2. Разработка бизнес-плана…………………………………………
2.1. Типы бизнес-планов………………………………
2. 2. Этапы разработки
производственного бизнес-
Глава 3. Бизнес-планы как особая форма планирования на предприятии…
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Bвeдeниe
Спланировать бизнес - значит, оценить возможности, необходимость и объемы выпуска конкурентоспособной продукции, определить емкость рынка и его конкретного сегмента, оценить спрос на продукцию, выпускаемую фирмой, результативность ее работы на рынке. В планировании нуждается любое предприятие, любое производство, экономика в целом.
Быстрое развитие технологий, усложнение и многообразие предлагаемых продукции и услуг, сокращение их жизненного цикла, повышение требовательности потребителей, появление большого количества конкурентоспособных компаний, увеличение объема и скорости получения информации, новых знаний - все это и многое другое вынуждает хозяйствующие субъекты искать методы для лучшей адаптации к новым условиям. К этому следует добавить неопределенность, непредсказуемость и нестабильность внешней среды. Отсюда в настоящее время управление организацией принимает все более предпринимательский характер. Это проявляется в том, что в управлении возрастает роль стратегического представления, предвидения.
Плaниpoвaниe пpeдпpинимaтeльcкoй дeятeльнocти во всем мире ocнoвaнo нa бизнec-плaнe.
Как показывает опыт, отсутствие сбалансированного и постоянно обновляемого бизнес-плана, который достигает намечаемые цели, свидетельствует о недостатках в системе управления фирмой и отрицательно воздействует на возможности привлечения финансовых ресурсов. А вот реальное, достоверное планирование обеспечивает определенную надежность финансирования фирмы, что в стремительно меняющихся условиях внешней среды очень важно для ее успешного функционирования.
Благодаря бизнес–плану у руководства появляется возможность взглянуть на собственное предприятие как бы из вне. Сам процесс разработки бизнес–плана, включающий детальный анализ экономических и организационных вопросов, заставляет мобилизоваться. Целями бизнес – плана может быть привлечение инвестиций, получение кредита, определение стратегических и тактических ориентиров фирмы и др.
В бизнес-плане обосновываются:
1) общие и специфические детали функционирования предприятия в условиях рынка;
2) выбор стратегии и тактики конкуренции;
3) оценка финансовых,
материальных, трудовых ресурсов, необходимых
для достижения целей
Актуальность темы курсовой работы в том, что плодотворная работа компании на рынке зависит от того, могут ли ее управленцы, менеджмент направить находящиеся в их распоряжении ресурсы на достижение цели и пользоваться ими максимально эффективно. Руководитель предприятия, организации сможет достичь успеха, если он грамотно организует свою финансово-хозяйственную деятельность, активизирует сбор и анализ информации о ситуации на рынках, как ведут себя на них конкуренты, будет оценивать свои возможности и перспективы. Этому во многом способствует применение бизнес-плана. Хopoший плaн играет не последнюю роль в длитeльном функционировании кoмпaнии и ee прибыльности.
В рыночной экономике бизнес-план является действующим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Он является важным документом, помогающим определить основные направления функционирования предприятия в течение какого-нибудь периода; он повышает степень осуществимости различных идей и проектов.
Целью курсовой работы является исследование вопросов применения на предприятии такого инструмента планирования финансово-хозяйственной деятельности, как бизнес-план.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1. Дать определение
понятию бизнес-план и
2. Рассмотреть сущность бизнес - планирования на предприятии;
3. Исследовать
структуру и содержание бизнес-
Предметом исследования является все организации и предприятия в целом, которые применяют бизнес-план.
Объектом исследования являются бизнес-планы этих предприятий.
Методика исследования. В качестве основных методов в работе использовались: изучение отечественной и переводной учебной, методической и справочной литературы по вопросам бизнес - планирования; статьи а газетах и журналах о бизнес-планировании; информация из интернета.
Глава 1. Бизнес-планирование на предприятии
1. 1 Понятие и сущность бизнес-плана
Развитие рыночных отношений в нашей стране, по большей мере, происходило стихийно, и потребность в бизнес-планировании проявилась довольно поздно. Первые бизнес-планы, как «заморская диковина», появились в России лишь в начале 90-х годов, в то же время большинство предприятий продолжают использовать более привычные технико-экономические обоснования.
Но по мере развития рыночной экономики и международных связей потребность в разработке бизнес-планов перестает вызывать сомнения. Уже в 1994-1995 гг. он становится обязательным документом, применяемым «в целях совершенствования методов расчета экономической эффективности проектных решений и коммерческой целесообразности вложений инвестиций».
Понятие бизнес-плана является русским эквивалентом английского «business plan», означающего план дела, бизнеса, коммерческой деятельности, торговли.
Бизнес, сам по себе, - это сложный процесс, предусматривающий принятие комплекса ответственных решений, и успешность его ведения во многом зависит от владения специальными знаниями: управленческими, юридическими, финансовыми и др.
Бизнес-план является традиционным для рыночной экономики документом, без которого в сфере бизнеса не предпринимаются никакие серьезные действия. В определенном смысле он представляет собой формализацию системного подхода к процессу планирования, форму обоснования экономической целесообразности выбранных фирмой направлений деятельности и использования тех или иных источников финансирования этой деятельности, оценки ожидаемых финансовых результатов (продажи, прибыли, отдачи от вложенного капитала).
И сегодня в отечественной практике существует огромное многообразие его определений, отчасти заимствованных из зарубежного опыта. Но необходимо осознавать, что простого перевода содержательной его части для нас может быть недостаточно, равно, как и то, что многие из западных методик могут попросту не работать в российских условиях, если в них не будет учитываться специфика нашей экономики. Приведем несколько определений бизнес-плана, заимствованных из разных источников:
«Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач».
«Бизнес-план –
объективная оценка собственной
предпринимательской деятельнос
«В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для вновь создаваемых и для действующих фирм, используемым во всех сферах предпринимательства».
«Бизнес-план – это программа действий предпринимателя, обоснованная целевым анализом конъюнктуры рынка, инвестиций, товаров, услуг, собственных задач и ресурсов».
Таким образом, бизнес-план предполагает оценку собственной предпринимательской деятельности фирмы и целевую оценку конъюнктуры рынка, является программой действий предпринимателя, необходимым рабочим инструментом проектно-инвестиционных решений и внутрифирменного планирования, используемым во всех сферах предпринимательства. Он актуален как для вновь создаваемых, так и для действующих фирм.
Сама структура бизнес-плана не должна быть жесткой. Нет необходимости и слепого копирования его содержания из зарубежного опыта. Следует отметить, что и переводная литература по данной тематике, которой в последние годы в нашей стране издано огромное количество, этого не рекомендует, а лишь предлагает придерживаться некоторого образца, разработанного на основе анализа огромного множества планов. Структура бизнес-плана может видоизменяться в зависимости от ваших потребностей - такие рекомендации можно встретить практически в любом издании.
Заказчиком
бизнес–плана являются юридические
и физические лица, осуществляющие
предпринимательскую и
При разработке бизнес–плана подлежат взаимному учету интересы всех участвующих сторон:
- заказчика
(клиента) бизнес-плана,
- муниципальных
органов, определяющих
- подрядных фирм, детализирующих концепцию бизнес–плана, осуществляющих технические изыскания, проектирование, составление сметной документации, авторский надзор за строительством, монтажом оборудования, запуском теологического процесса и т.п., сдачу объекта заказчику;
- потребителя, использующего продукцию или услуги.
Вообще круг адресатов бизнес-плана весьма широк.
Любому хозяйствующему
субъекту, которому для его деятельности
необходимы внешние источники
Объективно говоря, составление бизнес-плана не только мобилизует руководителей фирм на более тщательное изучение своей деятельности, в том числе в процессе воплощения планов, но и делает управление более эффективным.
Любой бизнес-план включает в себя как минимум следующие сведения: описание фирмы (название, юридическую форму собственности, направление деятельности, производимые товары и услуги, управление, финансы), производственный план (для фирм, участвующих в производственной деятельности), маркетинг-план, финансовый план и приложения.
1. 2. Глобальные и локальные цели планирования
Каждое предприятие
определяет цели своей хозяйственно-
Глобальные – это общие цели предприятия, являющиеся фундаментом, основой его деятельности, его глобальной стратегией. Глобальные цели – долговременные цели.
В ряде учебных пособий ошибочно отмечалась целесообразность выработки единой стратегии. В определенной мере это оправдывалось условиями плановой экономики, когда гарантированы были цены, сбыт продукции, сроки поставки, поставщики и потребители. В условиях рынка условия работы предприятия «переменные», мало предсказуемые, и целесообразно придерживаться в хозяйственной деятельности аксиомы рыночной экономики: многовариантность стратегий развития предприятия с учетом изменения внутренней и внешней среды.
Локальные цели – это совокупность взаимодополняющих друг друга целей, реализация которых направлена на достижение глобальных целей.
Сочетание глобальных и локальных целей является основой стратегического планирования.
Новые рыночные отношения в России рождают новые, соответствующие внешним условиям, стратегии.
В условиях плановой
экономики действовала
В условиях рыночной экономики, основанной на частной собственности, в условиях экономического кризиса в России действует в настоящее время другая стратегия – стратегия диверсификации производства.
В условиях сегодняшней экономической ситуации в стране имеют место:
1) диверсификация
денежных капиталов, т. е.
Информация о работе Бизнес-план как особая форма планировании на предприятии