Бизнес-план как особая форма планировании на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование вопросов применения на предприятии такого инструмента планирования финансово-хозяйственной деятельности, как бизнес-план.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены и решены следующие задачи:

1. Дать определение понятию бизнес-план и исследовать его характерные черты;

2. Рассмотреть сущность бизнес - планирования на предприятии;

3. Исследовать структуру и содержание бизнес-плана.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….....3

Глава 1. Бизнес планирование на предприятии……………………………...

1.1. Понятие и сущность бизнес-плана…………………...............

1.2. Глобальные и локальные цели планирования……………………………

Глава 2. Разработка бизнес-плана…………………………………………

2.1. Типы бизнес-планов…………………………………………………

2. 2. Этапы разработки производственного бизнес-плана…………………

Глава 3. Бизнес-планы как особая форма планирования на предприятии…

Заключение………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курс по бп.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….....3

Глава 1. Бизнес планирование на предприятии……………………………...

1.1. Понятие и сущность бизнес-плана…………………...............

1.2. Глобальные  и локальные цели планирования……………………………

Глава 2. Разработка бизнес-плана…………………………………………

2.1. Типы бизнес-планов…………………………………………………

2. 2. Этапы разработки  производственного бизнес-плана…………………

Глава 3. Бизнес-планы  как особая форма планирования на предприятии…

Заключение………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Bвeдeниe

 

 Спланировать бизнес - значит, оценить возможности, необходимость и объемы выпуска конкурентоспособной продукции, определить емкость рынка и его конкретного сегмента, оценить спрос на продукцию, выпускаемую фирмой, результативность ее работы на рынке. В планировании нуждается любое предприятие, любое производство, экономика в целом.

Быстрое развитие технологий, усложнение и многообразие предлагаемых продукции и услуг, сокращение их жизненного цикла, повышение  требовательности потребителей, появление большого количества конкурентоспособных компаний, увеличение объема и скорости получения информации, новых знаний - все это и  многое другое вынуждает хозяйствующие субъекты искать методы для лучшей адаптации к новым условиям. К этому следует добавить неопределенность, непредсказуемость и нестабильность внешней среды. Отсюда в настоящее время управление организацией принимает все более предпринимательский характер. Это проявляется в том, что в управлении возрастает роль стратегического представления, предвидения.

Плaниpoвaниe пpeдпpинимaтeльcкoй  дeятeльнocти во всем мире  ocнoвaнo нa бизнec-плaнe.

Как показывает опыт, отсутствие сбалансированного  и постоянно обновляемого бизнес-плана, который достигает намечаемые цели, свидетельствует о недостатках в системе управления фирмой и отрицательно воздействует на возможности привлечения финансовых ресурсов. А вот реальное, достоверное планирование обеспечивает определенную надежность финансирования фирмы, что в стремительно меняющихся условиях внешней среды очень важно для ее успешного функционирования.

 Благодаря бизнес–плану у руководства появляется возможность взглянуть на собственное предприятие  как бы из вне. Сам процесс разработки бизнес–плана, включающий детальный анализ экономических и организационных вопросов, заставляет мобилизоваться. Целями бизнес – плана может быть   привлечение инвестиций, получение кредита, определение стратегических и тактических ориентиров фирмы и др.

В бизнес-плане  обосновываются:

1) общие и  специфические детали функционирования предприятия в условиях рынка;

2) выбор стратегии  и тактики конкуренции;

3) оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых  для достижения целей предприятия.

Актуальность  темы курсовой работы в том, что плодотворная работа компании на рынке зависит от того, могут  ли ее управленцы, менеджмент направить находящиеся в их распоряжении ресурсы  на достижение цели и  пользоваться ими максимально эффективно. Руководитель предприятия, организации сможет достичь успеха, если он грамотно организует свою финансово-хозяйственную деятельность, активизирует сбор и анализ информации о ситуации на рынках, как ведут себя на них конкуренты, будет оценивать свои возможности и перспективы. Этому во многом способствует применение бизнес-плана. Хopoший плaн играет не последнюю роль  в длитeльном функционировании кoмпaнии и ee прибыльности.

В рыночной экономике  бизнес-план является действующим  инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Он  является важным документом, помогающим определить основные направления функционирования предприятия в течение какого-нибудь периода; он   повышает степень осуществимости различных идей и проектов.

Целью курсовой работы является исследование вопросов применения на предприятии такого инструмента планирования финансово-хозяйственной деятельности, как бизнес-план.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены и решены следующие  задачи:

1. Дать определение  понятию бизнес-план и исследовать  его характерные черты;

2. Рассмотреть сущность бизнес - планирования на предприятии;

3. Исследовать  структуру и содержание бизнес-плана.

Предметом исследования является все организации и предприятия  в целом, которые применяют бизнес-план.

Объектом исследования являются бизнес-планы этих предприятий.

Методика исследования. В качестве основных методов в  работе использовались: изучение отечественной  и переводной учебной, методической и справочной литературы по вопросам бизнес - планирования; статьи а газетах  и журналах о бизнес-планировании; информация из интернета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Бизнес-планирование на предприятии

1. 1 Понятие  и сущность бизнес-плана

 

Развитие рыночных отношений в нашей стране, по большей  мере, происходило стихийно, и потребность  в бизнес-планировании проявилась довольно поздно. Первые бизнес-планы, как «заморская диковина», появились в России лишь в начале 90-х годов, в то же время большинство предприятий продолжают использовать более привычные технико-экономические обоснования.

Но по мере развития рыночной экономики и международных связей потребность в разработке бизнес-планов перестает вызывать сомнения. Уже в 1994-1995 гг. он становится обязательным документом, применяемым «в целях совершенствования методов расчета экономической эффективности проектных решений и коммерческой целесообразности вложений инвестиций».

Понятие бизнес-плана  является русским эквивалентом английского  «business plan», означающего план дела, бизнеса, коммерческой деятельности, торговли.

Бизнес, сам  по себе, - это сложный процесс, предусматривающий принятие комплекса ответственных решений, и успешность его ведения во многом зависит от владения специальными знаниями: управленческими, юридическими, финансовыми и др.

Бизнес-план является традиционным для рыночной экономики  документом, без которого в сфере бизнеса не предпринимаются никакие серьезные действия. В определенном смысле он представляет собой формализацию системного подхода к процессу планирования, форму обоснования экономической целесообразности выбранных фирмой направлений деятельности и использования тех или иных источников финансирования этой деятельности, оценки ожидаемых финансовых результатов (продажи, прибыли, отдачи от вложенного капитала).

И сегодня в  отечественной практике существует огромное многообразие его определений, отчасти заимствованных из зарубежного опыта. Но необходимо осознавать, что простого перевода содержательной его части для нас может быть недостаточно, равно, как и то, что многие из западных методик могут попросту не работать в российских условиях, если в них не будет учитываться специфика нашей экономики. Приведем несколько определений бизнес-плана, заимствованных из разных источников:

«Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты  планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач».

«Бизнес-план –  объективная оценка собственной  предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией».

«В рыночной экономике бизнес-план является рабочим  инструментом и для вновь создаваемых  и для действующих фирм, используемым во всех сферах предпринимательства».

«Бизнес-план –  это программа действий предпринимателя, обоснованная целевым анализом конъюнктуры  рынка, инвестиций, товаров, услуг, собственных  задач и ресурсов».

Таким образом, бизнес-план предполагает оценку собственной предпринимательской деятельности фирмы и целевую оценку конъюнктуры рынка, является программой действий предпринимателя, необходимым рабочим инструментом проектно-инвестиционных решений и внутрифирменного планирования, используемым во всех сферах предпринимательства. Он актуален как для вновь создаваемых, так и для действующих фирм.

Сама структура  бизнес-плана не должна быть жесткой. Нет необходимости и слепого  копирования его содержания из зарубежного  опыта. Следует отметить, что и переводная литература по данной тематике, которой в последние годы в нашей стране издано огромное количество, этого не рекомендует, а лишь предлагает придерживаться некоторого образца, разработанного на основе анализа огромного множества планов. Структура бизнес-плана может видоизменяться в зависимости от ваших потребностей - такие рекомендации можно встретить практически в любом издании.

Заказчиком  бизнес–плана являются юридические  и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и прогнозируются в бизнес-плане. Разработчиками бизнес–плана выступают фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, проектирования, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.

При разработке бизнес–плана подлежат взаимному учету  интересы всех участвующих сторон:

- заказчика  (клиента) бизнес-плана, являющегося  самостоятельным инвестором и  использующего привлеченный капитал посредством акционирования, займа, выпуска облигаций и т.п.;

- муниципальных  органов, определяющих потребности  и приоритеты в строительстве  объектов в соответствии с  общей концепцией развития, формирующих  проектное задание, рассматривающих  заявки и оформляющих соответствующие документы (например, землеотводные), планирующих налоговые поступления в бюджет, участвующих в надзоре за реализацией;

- подрядных  фирм, детализирующих концепцию  бизнес–плана, осуществляющих технические  изыскания, проектирование, составление сметной документации, авторский надзор за строительством, монтажом оборудования, запуском теологического процесса и т.п., сдачу объекта заказчику;

- потребителя,  использующего продукцию или  услуги.

Вообще круг адресатов бизнес-плана весьма широк.

Любому хозяйствующему субъекту, которому для его деятельности необходимы внешние источники финансирования, важно уметь на основе тщательного  анализа рыночных и своих возможностей выбирать перспективные и реально  осуществимые задачи, привлекательные  для потенциального инвестора. Бизнес-план может быть использован и для внесения изменений в руководство фирмой.

Объективно  говоря, составление бизнес-плана  не только мобилизует руководителей  фирм на более тщательное изучение своей деятельности, в том числе  в процессе воплощения планов, но и делает управление более эффективным.

Любой бизнес-план включает в себя как минимум следующие  сведения: описание фирмы (название, юридическую  форму собственности, направление  деятельности, производимые товары и  услуги, управление, финансы), производственный план (для фирм, участвующих в производственной деятельности), маркетинг-план, финансовый план и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 2. Глобальные  и локальные цели планирования

 

Каждое предприятие  определяет цели своей хозяйственно-производственной деятельности. Они делятся на глобальные и локальные.

Глобальные  – это общие цели предприятия, являющиеся фундаментом, основой его  деятельности, его глобальной стратегией. Глобальные цели –  долговременные цели.

В ряде учебных  пособий ошибочно отмечалась целесообразность выработки единой стратегии. В определенной мере это оправдывалось условиями плановой экономики, когда гарантированы были цены, сбыт продукции, сроки поставки, поставщики и потребители. В условиях рынка условия работы предприятия «переменные», мало предсказуемые, и целесообразно придерживаться в хозяйственной деятельности аксиомы рыночной экономики: многовариантность стратегий развития предприятия с учетом изменения внутренней и внешней среды.

Локальные цели – это совокупность взаимодополняющих друг друга целей, реализация которых направлена на достижение глобальных целей.

Сочетание глобальных и локальных целей является основой  стратегического планирования.

Новые рыночные отношения в России рождают новые, соответствующие внешним условиям, стратегии.

В условиях плановой экономики действовала стратегия  концентрации производства. Эта стратегия  полностью соответствовала общественной собственности на средства производства, малые предприятия объединялись, рабочие места создавались на крупных и средних предприятиях.

В условиях рыночной экономики, основанной на частной собственности, в условиях экономического кризиса  в России действует в настоящее  время другая стратегия – стратегия  диверсификации производства.

В условиях сегодняшней  экономической ситуации в стране имеют место:

1) диверсификация  денежных капиталов, т. е. распределение  их между различными объектами  вложений, с целью снижения риска  возникновения потерь капитала  или доходов от него;

Информация о работе Бизнес-план как особая форма планировании на предприятии