Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 00:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование вопросов применения на предприятии такого инструмента планирования финансово-хозяйственной деятельности, как бизнес-план.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1. Дать определение понятию бизнес-план и исследовать его характерные черты;
2. Рассмотреть сущность бизнес - планирования на предприятии;
3. Исследовать структуру и содержание бизнес-плана.
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Бизнес планирование на предприятии……………………………...
1.1. Понятие и сущность бизнес-плана…………………...............
1.2. Глобальные и локальные цели планирования……………………………
Глава 2. Разработка бизнес-плана…………………………………………
2.1. Типы бизнес-планов…………………………………………………
2. 2. Этапы разработки производственного бизнес-плана…………………
Глава 3. Бизнес-планы как особая форма планирования на предприятии…
Заключение………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………….
Бизнес-план дает оценку перспективной
ситуации как внутри фирмы, так и вне ее.
Он необходим руководству фирмы для ориентации
в условиях акционерной собственности
и, в определенной мере, при создании обществ.
В основном с помощью бизнес-плана руководство
фирмы принимает решение, какая часть
прибыли остается для накопления, а какая
распределяется между акционерами в форме
дивидендов. Бизнес-план применяется при
обосновании мероприятий по улучшению
и развитию организационно-
Скажу о том, что бизнес-план является помощником координирования деятельности партнерских фирм, организатором совместного планирования развития групп фирм, связанных кооперированием и изготовлением одного или взаимодополняющих продуктов. Либо изменение готового продукта определяет необходимость развития производства у фирм-партнеров, производящих в порядке кооперирования узлы, детали, выполняющих части технологического процесса. Либо обоснования изменения отдельного элемента готового продукта, обеспечивающее увеличение его ресурса, определяет необходимость соответствующего изменения операций по изготовлению финального (конечного) продукта. В любом случае фирмы-участники одного процесса, как правило, осуществляют общее финансирование.
Как следует из характеристики сущности планирования, план является достаточно объективной оценкой своей предпринимательской деятельности фирмы, и нужным инструментом принятия проектно-инвестиционных решений, связанных со взаимодействием фирмы с внешней средой.
Таким задачам подходит только целевой, программный документ, являющий собой систему расчетов, технико-экономических обоснований, описание мер и действий, совокупность экономических показателей, посвященных реализации главной цели предпринимательской деятельности – получение максимальной прибыли от этой деятельности. Такой системный документ, структурированный по определенным разделам, получил название бизнес-плана.
Среди тех функций, которые выполняет этот плановый документ, можно выделить следующие:
1) обоснование
стратегии и тактики
2) планирование
и прогнозирование результатов
деятельности в традиционном
для отечественной экономики
понимании (как разработка
3) привлечение
инвесторов, что особенно важно
для дорогостоящих
4) расширение
круга предприятий-партнеров,
Разрабатываемый как документ, имеющий целью обоснование деятельности предприятия, различных нововведений в ней, и составленный не по приказу сверху, бизнес-план не имеет строгой регламентации ни по объему информации, в нем представленной, ни по самой структуре документа. Тем не менее, вне зависимости от его фактической направленности, бизнес-план, безусловно, должен включать в себя информацию следующего содержания: цели бизнес-плана; характеристика сути предлагаемого проекта; описание предприятия; описание продукции и услуг; оценка возможностей предприятия – производственных, материальных, финансовых, трудовых; учет внешних факторов (оценка рынка сбыта, уровня цен и др.); потребность в материально-технической и финансовой поддержке из вне; систему управления производственно-хозяйственной деятельностью и контроля за ее функционированием.
Наиболее важная целевая направленность и отличительные черты бизнес-плана могут отличаться в зависимости от тех внешних условий и характеристик рынка, в которых находится данное предприятие (данная сфера бизнеса).
Исключительно важным, с точки зрения полноты охвата проблем и последовательности их решения, является вопрос о составе всего планового документа и внутреннем составе его разделов.
Структура бизнес-планов в целом, так же как и внутренняя структура отдельных их разделов, в основном аналогична как для отечественных, так и для зарубежных разработок в этой отрасли знаний. Нередко структура их не сходится лишь по расположению разделов и форме их представления.
Часто встречающиеся на предприятиях формы бизнес-планов, содержат в себе титульный лист, резюме, меморандум конфиденциальности, описание предприятия и отрасли, анализ ранка сбыта, существо предлагаемого проекта (описание продукции, работ, услуг), стратегию маркетинга, инвестиционный план, производственный план, организационный план, финансовый план, стратегию финансирования, оценку и анализ рисков и страхование, выводы, предложения.
Как и все документы, бизнес-план начинается с титульного листа, на котором есть все исходные реквизиты предлагаемого проекта – название и адрес фирмы – инициатора проекта, фамилии, имена его авторов, наименование и суть проекта, время и место его разработки. Эти реквизиты нужны прежде всего для возможных участников его реализации – кредитных организаций, инвесторов, потенциальных партнеров, банков. Именно их будут интересовать название предприятия (может, уже со сложившейся репутацией), его основа и цена предполагаемого проекта.
Иногда, по желанию составителя бизнес-плана, расрабатывается либо вводная часть, либо резюме. Главное этой части бизнес-плана состоит в том, чтобы в сжатом виде, убедительно и четко информировать интересующихся лиц об основных пунктах предлагаемого коммерческого проекта. При этом, естественно, необходимо определить: цель составления бизнес-плана; сферу будущей деятельности; за счет чего она будет осуществляться; чем будущий продукт (или услуга) будет выгодно отличаться от подобной продукции конкурентов; каковы основные финансовые результаты с возможным расчетом размера продаж, выручки от реализации, затрат на производство и реализацию, прибыли, срока окупаемости затрат участников проекта. Не менее важны в резюме общие сведения об управленческом персонале, его доле в капитале предприятия, оценка факторов риска проекта, гарантии по возврату возможных кредитов и др.
Резюме должно сформировать возможную однозначную оценку проекта, его содержание и строение должны быть простыми, без применения специальных терминов, принятых в данной сфере деятельности.
Заключение
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план информирует о процессе функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководство собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь увеличение прибыльности работы. Правильно оформленный бизнес-план помогает фирме расти, подниматься на новые ступени на рынке, где он функционирует, получать инвестиции и кредитные ресурсы, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.
Бизнес-план является постоянным документом; он периодически обновляется, в него добавляют изменения, связанные как с переменами, происходящие внутри фирмы, так и с изменениями на рынке, где работает фирма, и в экономике в целом. Бизнес-план увязывает внутрифирменный и макроэкономический анализ, проводимый специализированными научными организациями. Его, как правило, составляет каждая фирма, хотя возможности подготовки таких документов может быть различны: мелкая фирма для разработки бизнес-плана может привлекать специалистов других организаций.
Бизнес-план является одним из основных документов, определяющих стратегию функционирования фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретных мероприятий. Реализация стратегии основывается на обширных инвестиционных программах, разработанных как целая система взаимосвязанных технических, организационных и экономических изменений на определенный срок. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок осуществления которой ограничен несколькими годами, позволяющей дать четкую экономическую оценку намеченным мероприятиями.
Особенностью
бизнес-плана как
Таким образом, планирование – это процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов достижения целей. Планировать свое предпринимательство необходимо. Нередко бывает, что технологически предпринимательство просчитывается безупречно, но экономические расчеты не выполняются, что и приводит к провалу в предпринимательстве. Необходимо заранее разработать план экономической деятельности предприятия. Необходимо экономически грамотно разработать план закупки сырья, материалов, топлива, комплектующих деталей и полуфабрикатов. От этого зависят эффективность производства, размер налога на добавленную стоимость, оборачиваемость оборотных средств, рентабельность производства. Непродуманная политика закупок ведет к переплате НДС, неэффективному использованию оборотных средств. Неправильно спланированные реальные затраты на производство и реализацию продукции приводят к банкротству хозяйствующего субъекта.
Список литературы
Информация о работе Бизнес-план как особая форма планировании на предприятии