Бизнес-план как особая форма планировании на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование вопросов применения на предприятии такого инструмента планирования финансово-хозяйственной деятельности, как бизнес-план.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены и решены следующие задачи:

1. Дать определение понятию бизнес-план и исследовать его характерные черты;

2. Рассмотреть сущность бизнес - планирования на предприятии;

3. Исследовать структуру и содержание бизнес-плана.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….....3

Глава 1. Бизнес планирование на предприятии……………………………...

1.1. Понятие и сущность бизнес-плана…………………...............

1.2. Глобальные и локальные цели планирования……………………………

Глава 2. Разработка бизнес-плана…………………………………………

2.1. Типы бизнес-планов…………………………………………………

2. 2. Этапы разработки производственного бизнес-плана…………………

Глава 3. Бизнес-планы как особая форма планирования на предприятии…

Заключение………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курс по бп.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Бизнес-план дает оценку перспективной ситуации как внутри фирмы, так и вне ее. Он необходим руководству фирмы для ориентации в условиях акционерной собственности и, в определенной мере, при создании обществ. В основном с помощью бизнес-плана руководство фирмы принимает решение, какая часть прибыли остается для накопления, а какая распределяется между акционерами в форме дивидендов. Бизнес-план применяется при обосновании мероприятий по улучшению и развитию организационно-производственной структуры фирмы, в частности для толкования уровня централизации и ответственности.

Скажу о том, что бизнес-план является помощником координирования деятельности партнерских фирм, организатором совместного планирования развития групп фирм, связанных кооперированием и изготовлением одного или взаимодополняющих продуктов. Либо изменение готового продукта определяет необходимость развития производства у фирм-партнеров, производящих в порядке кооперирования узлы, детали, выполняющих части технологического процесса. Либо обоснования изменения отдельного элемента готового продукта, обеспечивающее увеличение его ресурса, определяет необходимость соответствующего изменения операций по изготовлению финального (конечного) продукта. В любом случае фирмы-участники одного процесса, как правило, осуществляют общее финансирование.

Как следует  из характеристики сущности планирования, план является достаточно объективной  оценкой своей предпринимательской деятельности фирмы, и нужным инструментом принятия проектно-инвестиционных решений, связанных со взаимодействием фирмы с внешней средой.

Таким задачам подходит только целевой, программный документ, являющий собой систему расчетов, технико-экономических обоснований, описание мер и действий, совокупность экономических показателей,  посвященных реализации главной цели предпринимательской деятельности – получение максимальной прибыли от этой деятельности. Такой системный документ, структурированный по определенным разделам, получил название бизнес-плана.

Среди тех функций, которые выполняет этот плановый документ, можно выделить следующие:

1) обоснование  стратегии и тактики хозяйственного  поведения, что особенно необходимо  вновь создаваемым предприятиям, а также действующим предприятиям  при разработке ими новых направлений  деятельности;

2) планирование  и прогнозирование результатов  деятельности в традиционном  для отечественной экономики  понимании (как разработка возможно  более полной программы деятельности) и определение целей развития  в части реализации индикативных  методов планирования, планов развития бизнеса;

3) привлечение  инвесторов, что особенно важно  для дорогостоящих широкомасштабных, фундаментальных проектов;

4) расширение  круга предприятий-партнеров, совместно  реализующих разработанный проект, либо расширение самого проекта.

Разрабатываемый как документ, имеющий целью обоснование  деятельности предприятия, различных  нововведений в ней, и составленный не по приказу сверху, бизнес-план не имеет строгой регламентации  ни по объему информации, в нем представленной, ни по самой структуре документа. Тем не менее, вне зависимости от его фактической направленности, бизнес-план, безусловно, должен включать в себя информацию следующего содержания: цели бизнес-плана; характеристика сути предлагаемого проекта; описание предприятия; описание продукции и услуг; оценка возможностей предприятия – производственных, материальных, финансовых, трудовых; учет внешних факторов (оценка рынка сбыта, уровня цен и др.); потребность в материально-технической и финансовой поддержке из вне; систему управления производственно-хозяйственной деятельностью и контроля за ее функционированием.

Наиболее важная целевая направленность и отличительные черты бизнес-плана могут отличаться в зависимости от тех внешних условий и характеристик рынка, в которых находится данное предприятие (данная сфера бизнеса).

Исключительно важным, с точки зрения полноты охвата проблем и последовательности их решения, является вопрос о составе всего планового документа и внутреннем составе его разделов.

Структура бизнес-планов в целом, так же как и внутренняя структура отдельных их разделов, в основном аналогична как для отечественных, так и для зарубежных разработок в этой отрасли знаний. Нередко структура их не сходится лишь по расположению разделов и форме их представления.

Часто встречающиеся на предприятиях формы бизнес-планов, содержат в себе титульный лист, резюме, меморандум конфиденциальности, описание предприятия и отрасли, анализ ранка сбыта, существо предлагаемого проекта (описание продукции, работ, услуг), стратегию маркетинга, инвестиционный план, производственный план, организационный план, финансовый план, стратегию финансирования, оценку и анализ рисков и страхование, выводы, предложения.

Как и все документы, бизнес-план начинается с титульного листа, на котором есть все исходные реквизиты предлагаемого проекта – название и адрес фирмы – инициатора проекта, фамилии, имена его авторов, наименование и суть проекта, время и место его разработки. Эти реквизиты нужны прежде всего для возможных участников его реализации – кредитных организаций, инвесторов, потенциальных партнеров, банков. Именно их будут интересовать  название предприятия (может, уже со сложившейся репутацией), его основа и цена предполагаемого проекта.

Иногда, по желанию составителя бизнес-плана, расрабатывается либо   вводная часть, либо резюме. Главное этой части бизнес-плана состоит в том, чтобы в сжатом виде, убедительно и четко информировать интересующихся лиц об основных пунктах предлагаемого коммерческого проекта. При этом, естественно, необходимо определить: цель составления бизнес-плана; сферу будущей деятельности; за счет чего она будет осуществляться; чем будущий продукт (или услуга) будет выгодно отличаться от подобной продукции конкурентов; каковы основные финансовые результаты с возможным расчетом размера продаж, выручки от реализации, затрат на производство и реализацию, прибыли, срока окупаемости затрат участников проекта. Не менее важны в резюме общие сведения об управленческом персонале, его доле в капитале предприятия, оценка факторов риска проекта, гарантии по возврату возможных кредитов и др.

Резюме должно сформировать возможную однозначную оценку проекта, его содержание и строение должны быть простыми, без применения специальных терминов, принятых в данной сфере деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В рыночной экономике  бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план информирует о процессе функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководство собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь увеличение прибыльности работы. Правильно оформленный бизнес-план помогает фирме расти, подниматься на новые ступени на рынке, где он функционирует, получать инвестиции и кредитные ресурсы, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.

Бизнес-план является постоянным документом; он периодически обновляется, в него добавляют изменения, связанные как с переменами, происходящие внутри фирмы, так и с изменениями на рынке, где работает фирма, и в экономике в целом. Бизнес-план увязывает внутрифирменный и макроэкономический анализ, проводимый специализированными научными организациями. Его, как правило, составляет каждая фирма, хотя возможности подготовки таких документов может быть различны: мелкая фирма для разработки бизнес-плана может привлекать специалистов других организаций.

Бизнес-план является одним из основных документов, определяющих стратегию функционирования фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретных мероприятий. Реализация стратегии основывается на обширных инвестиционных программах, разработанных как целая система взаимосвязанных технических, организационных и экономических изменений на определенный срок. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок осуществления которой ограничен несколькими годами, позволяющей дать четкую экономическую оценку намеченным мероприятиями.

Особенностью  бизнес-плана как стратегического  документа является его сбалансированность по постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей фирмы. Чтобы  бизнес-план был принят, он должен быть обеспечен необходимыми финансовыми ресурсами. Это в значительной мере определяет характер проектов, которые изучаются при разработке бизнес-плана. Эти проекты должны быть не только инновационными, т. е. отличаться научно-технической новизной, но и достаточно полно проработанными, показывать, какие затраты необходимы на их реализацию и что это экономически даст (какой доход принесет). Степень инновационности и рискованности проекта определяет способы привлечения капитала. В то же время включение самого проекта в бизнес-план становится возможным лишь в том случае, если определены источники его финансирования.

Таким образом, планирование – это процесс обработки  информации по обоснованию предстоящих  действий, определение наилучших  способов достижения целей. Планировать свое предпринимательство необходимо. Нередко бывает, что технологически предпринимательство просчитывается безупречно, но экономические расчеты не выполняются, что и приводит к провалу в предпринимательстве. Необходимо заранее разработать план  экономической деятельности предприятия. Необходимо экономически грамотно разработать план закупки сырья, материалов, топлива, комплектующих деталей и полуфабрикатов. От этого зависят эффективность производства, размер налога на добавленную стоимость, оборачиваемость оборотных средств, рентабельность производства. Непродуманная политика закупок ведет к переплате НДС, неэффективному использованию оборотных средств. Неправильно спланированные реальные затраты на производство и реализацию продукции приводят к банкротству хозяйствующего субъекта.

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Бизнес-план. Методические материалы. – 3 –е изд., доп./Под. ред. Н. А. Колесниковой, А. Д. Миронова. – М.: Финансы и статистика, 2002.
  2. Шепеленко Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: Учебное пособие для студентов экономических факультетов и вузов. 5-е изд., доп. и переработ. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2004.
  3. Пелих А. С., Баранников М. М. Экономика машиностроения/ Под ред. Проф. А. С. Пелиха, Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
  4. Дубровский В. Ж., Чайкин Б. И. Экономика и управление предприятием (фирмой). Екатеринбург, 2003.
  5. Зайцев Н. Л. Экономика организации. – М.: «Экзамен», 2000.
  6. Экономика предприятия: Учебник, Под ред. Проф. Н. А. Сафронова. – М.: «Юристъ», 1998.
  7. Бизнес-план. Методические материалы/ Под ред. Проф. Р. Г. Маниловского. – М.: Финансы и статистика, 2000.
  8. Бизнес-план. Рабочая книга. – СПб.: ЭИС, 1999.
  9. Липсиц И. В. Бизнес-план – основа успеха: Практическое пособие. – М.: Машиностроение, 2002.
  10. Пелих А. С. Бизнес-план, 7-е изд. М., 2003.
  11. Экономика отрасли: Учебное пособие/ Под ред. А. С. Пелиха. – Ростов н/ Д: «Феникс», 2003.

Информация о работе Бизнес-план как особая форма планировании на предприятии