Бизнес-план: сущность, цели, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 11:20, доклад

Описание работы

Смысл бизнес-плана – построить модель функционирования бизнеса и отразить поведение этой модели на рынке с товарами или товарной группой. Говоря о коммерческом успехе бизнеса, обычно выделяют «три кита»:
1. Конкурентоспособная продукция;
2. Тщательная разработка идеи;
3. Достаточность средств.

Файлы: 1 файл

Бизнес теория.docx

— 38.01 Кб (Скачать файл)

                                Бизнес-план: сущность, цели, функции

         Как показывает опыт, отправная точка в предпринимательской деятельности, планировании развития существующего или создания нового предприятия – это идея нового продукта или услуги, которые данный бизнес будет производить. Идея может появиться в результате переработки информации из разных источников или в ходе целенаправленного творческого поиска. Можно заимствовать готовую идею и дать ей новую жизнь, через механизм приобретения существующих предприятий, поглощений, создания совместных предприятий или выкупа.

Независимо от того, что  это за идея, и каким образом  она получена, важно тщательно  ее взвесить и оценить с тем, чтобы  убедиться, что она действительно  может лечь в основу успешного предприятия.

Анализу и оценке подлежат такие компоненты бизнеса, как издержки производства, прибыль, рынок как объект маркетинга, финансы, налоги т.д.

         Однако, оценка отдельных, даже очень важных частей бизнеса в отрыве от всей задачи скорее приведет к ошибкам и, как следствие, увеличению риска, чем даст ответ на поставленные вопросы. Решение данной проблемы в мировой практике осуществляется с помощью бизнес-плана.

Бизнес-план (англ. – Business plan) представляет собой документ, который комплексно, системно описывает все основные аспекты будущей коммерческой деятельности предприятия, анализирует все проблемы, с которыми она может столкнуться, определяет способы решения этих проблем. В условиях рыночной экономики бизнес-план выступает необходимым инструментом технического, экономического и финансового, управленческого обоснования дела, включая взаимоотношения с банком, инвесторами, сбытовыми и посредническими организациями.

 

           Смысл бизнес-плана – построить модель функционирования бизнеса и отразить поведение этой модели на рынке с товарами или товарной группой. Говоря о коммерческом успехе бизнеса, обычно выделяют «три кита»:

1. Конкурентоспособная продукция;

2. Тщательная разработка  идеи;

3. Достаточность средств.

Решение всех этих вопросов обеспечивается бизнес-планированием. Поэтому любое коммерческое мероприятие в мировой практике принято начинать с разработки бизнес-плана. Только в этом случае организация бизнеса становится надежным делом.

Значение этого документа  настолько велико, что в ряде стран  Западной Европы нельзя зарегистрировать новое предприятие без предоставления бизнес-плана.

И если, как основа коммерческого  начинания, бизнес-план успешно применялся в странах с рыночной экономикой уже не одно десятилетие, то в качестве основы, каркаса корпорационного  управления он используется совсем недавно.

В отечественной хозяйственной  практике термины «бизнес-план», «бизнес-планирование»  стали использоваться с начала 90-х  гг., когда страна вступила в эпоху  перестройки экономики и коренным образом изменились подходы к  управлению предприятием. Отказ от централизованного регулирования поставил перед руководителями задачу самостоятельного выбора стратегии развития организации с учетом многообразных факторов внешней среды хозяйствования. С другой стороны, особая роль бизнес-плана проявляется в связи с тем, что финансирование капиталовложений за счет бюджетных средств практически прекратилось, и перед большинством организаций встала задача «завоевания» инвестиций, причем на условиях конкурентности, возвратности и платности.

Бизнес-план можно определить как документ (от латинского documentum – образец, свидетельство, доказательство), содержащий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для ее передачи во времени и пространстве. Ведь бизнес-план – это доказательство будущего успеха бизнеса. Цель подготовки бизнес-плана – донести деловую информацию до всех заинтересованных лиц и организаций: потенциальных участников и помощников в бизнесе, органов управления всех уровней, возможных инвесторов, экспертов и т.д. Понимание бизнес-плана как документа связано также с конфиденциальностью содержащейся в нем информации, о чем должна предупреждать соответствующая запись на его титульном листе.

Комплексность бизнес-плана  означает полноту содержащейся в нем сведений (маркетинговых, экономических, технических, правовых, финансовых и т.д.), а системность – их изложение по определенной схеме (т.е. системе, выстроенной в соответствии с внутренней логикой описания бизнеса, с приведением доказательств эффективности предлагаемых решений).

Наиболее важна роль бизнес-планирования при разработке нового проекта (создание новой продукции и выход с нею на рынок, оказание новых видов услуг и т.п.). При этом нужно четко определить все возможные трудности, выявить способы их преодоления, предоставить потенциальным партнерам, будущим инвесторам и другим заинтересованным сторонам всю необходимую информацию. В сегодняшних условиях сама разработка бизнес-плана приобретает важное организующее значение, так как позволяет определить потенциал предприятия, выявить сильные и слабые его стороны, поставить новые цели и задачи, выработать наиболее рациональные управленческие решения, согласовать действия подразделений. В целом бизнес-план дает возможность оценить эффективность нового дела и тем самым снизить риск его провала. В нем содержатся результаты расчетов производственных и финансовых потребностей предприятия, излагаются данные о предполагаемых доходах, что позволяет привлечь инвесторов.

Бизнес-план составляется как  для внутренних, так и для внешних  пользователей, но чаще всего его  разрабатывают для будущих инвесторов с целью заключения с ними соглашений об инвестициях и кредитах. Для  внутреннего пользования бизнес-план обычно составляется на срок от 3 до 5 лет, для целей инвестиционного характера – в соответствии с инвестиционным соглашением. Бизнес-план должен быть тщательно документирован, поскольку его могут детально изучать будущие инвесторы, кредиторы и т.п. Поэтому бизнес-план обычно готовят те, кто собирается его исполнять. К созданию бизнес-плана следует привлекать в ряде случаев специалистов смежных организаций – экспертов, консультантов в области права, рекламы, исследования рынка и т.д. Как и всякий перспективный документ, бизнес-план должен периодически пересматриваться и корректироваться в зависимости от изменения ситуации. К бизнес-плану предъявляют следующие требования: достоверность (он должен отражать истинное состояние дел на предприятии); своевременность (его надо составить и использовать по назначению в заранее оговоренный срок); достаточность (в бизнес-плане нужно сосредоточить минимально необходимый объем информации); понятность доступность для восприятия.

Не рекомендуется составлять бизнес-план в большом объеме и перегружать его лишней информацией. Ведь обычно он просматривается и используется многими деловыми людьми. В качестве допустимого варианта можно подготовить двух- или трехстраничный вариант аннотации по проекту. В целом объем бизнес-плана зависит от характера бизнеса.

             В современной практике предпринимательства бизнес-план выполняет четыре основных функции.

  • Первая функция связана с возможностью использования бизнес-плана для разработки стратегии бизнеса. Она играет особую роль в период создания предприятий, а также при выработке новых направлений деятельности, помогая руководителю определить цели своего предприятия и направить все усилия на достижение этих приоритетных задач.
  • Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы. В результате обеспечивается жизнеспособность и будущая устойчивость предприятия, снижается риск.

 

  • Третья функция связана с привлечением денежных средств: ссуд, кредитов. В современных условиях банки, решая вопрос о выделении денежных средств, требуют предоставления тщательно проработанного бизнес-плана, обосновывающего возможность их возврата.

 

  • Четвертая функция связана с привлечением к реализации планов фирмы потенциальных партнеров, инвесторов.

 

Виды бизнес-планов

В настоящее время применяется  много разновидностей бизнес-планов: бизнес-план коммерческой идеи или  инвестиционного проекта, бизнес-план компании, структурного подразделения, бизнес-план проведения санации, реструктуризации, процедуры приватизации, обоснования лизинга, доступа к кредитной линии и т.д. Они отличаются по форме, содержанию, структуре. Зарубежные фирмы, например, предпочитают составлять бизнес-планы на отдельную сделку, у нас бизнес-план чаще разрабатывается предприятиями, начинающими свой бизнес. Это определяет различия в методологии бизнес-планирования.

Имеются разные классификации бизнес-планов, но, пожалуй, основной является классификация по объектам бизнеса. Бизнес-план здесь разрабатывается в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения); по фирме в целом (рис. 5).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одна группа планов и технологий направлена на планирование проектов, а другая – на планирование деятельности предприятия. Сегодня это Бизнес-план инвестиционного проекта и Бизнес план работы предприятия. Оба эти вида бизнес-планов широко применяются в практической деятельности. У каждого из них имеется свое место и свой предмет в сфере внутрипроизводственного планирования.

На предприятиях даже средних размеров возможно, наряду с бизнес-планом работы предприятия, наличие нескольких, а  иногда до десятка и более, бизнес-планов инвестиционных проектов.

Сравнение бизнес-планов предприятий  и бизнес-планов инвестиционных проектов позволяет выделить основные отличительные черты:

Таблица 1

Основные  отличительные черты бизнес-планов предприятий и инвестиционных проектов

Бизнес-план  
инвестиционного проекта

Бизнес-план  
работы предприятия

1. В основе – одна цель.

1. Охватывает комплекс целей предприятия.

2. Имеет четко очерченные временные  рамки выполнения.

2. Предусматривает комплексное непрерывное планирование.

3. Может разрабатываться на длительный  период – срок жизни проекта.

3. Разрабатывается обычно на 3-5 лет  с детальным планированием на год.

4. Основная задача – привлечение  финансовых средств.

4. Регламентация параметров работы  предприятия на определенный  период.


 

                             Бизнес-план инвестиционного проекта

           В современных условиях особую актуальность получили инвестиционные проекты – как гаранта повышения конкурентоспособности и рыночной ценности предприятий.

Проект – увязанный  по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс научно-исследовательских, проектно-конструкторских, социально-экономических и других мероприятий, направленных на изменение  исходного состояния объекта.

          Инвестиционные проекты представляют собой совокупность документов, характеризующих проект от его замысла до достижения заданных показателей эффективности и охватывающий, как правило, прединвестиционную, инвестиционную, эксплуатационную и ликвидационную стадии его реализации.

К инвестиционным проектам, обычно, относят такие, в которых  главной целью является вложение средств в различные виды бизнеса с целью получения прибыли. В зависимости от объекта, его стоимости, сроков реализации инвестиционные проекты разнообразны. Это и создание новых предприятий, выпуск новой продукции, вовлечение в производство новейшей техники, и технологии, проведение технического перевооружения и реконструкции.

          На уровне предприятия в основном реализуются инновационные проекты, к которым относят систему различных нововведений, обеспечивающих непрерывное развитие организационно-экономических систем.

С помощью инновационных  проектов осуществляется достижение целей  и задач стратегического планирования предприятий. Инновационные проекты обычно имеют долговременный характер и связаны со значительным риском.

Подробное технико-экономическое  обоснование каждой инновации осуществляется в соответствующем бизнес-плане.

Отличительной чертой таких  бизнес-планов является формирование решительной и активной инновационной  идеи, которая прорабатывается в бизнес-плане и воплощается на практике путем реализации инвестиционного проекта.

          Задача бизнес-плана – дать целостную системную оценку перспектив конкретного инвестиционного проекта.

Осуществление разработки проекта  – занятие дорогостоящее и трудоемкое, поэтому вначале на этапе прединвестиционной фазы проводят необходимые исследования и научно-технические разработки, предшествующие принятию инвестиционного решения. Разрабатывается концепция инвестиционного проекта, производится ее структуризация, осуществляется предпроектный анализ. И только потом составляется итоговый, максимально компактный документ, который позволяет не только принять обоснованное решение, но и определяет, что и когда нужно сделать, чтобы оправдать ожидания относительно эффективности проекта – бизнес-план инвестиционного проекта.

Информация о работе Бизнес-план: сущность, цели, функции