Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 12:40, курсовая работа
Бизнес-план компании или предприятия - существенная необходимость для обеспечения успешного бизнеса, для достижения стабильности на конкурентном рынке, а так же инструмент привлечения инвестиций и финансовых ресурсов со стороны, что зачастую является залогом успешного старта и развития компании или предприятия. Поэтому молодым специалистам в области экономики и начинающим бизнесменам важно осознавать актуальность этой темы и понимать ценность бизнес-планирования
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………
1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИДЕЯ …………………………………
1.1. Определение предпринимательской идеи ……………………..
1.2. Варианты разработки проектов реализации предпринимательской идеи ……………………………………...
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ ………
2.1. Понятие бизнес-планирование и его место в стратегическом управлении компанией …………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………
Заказчик бизнес-плана для его разработки предоставляет необходимую информацию, в которую обычно включаются следующие документы:
- комплект законодательных и нормативных документов, необходимых для разработки конкретного бизнес-плана;
- имеющиеся в наличии расчеты, научно-исследовательские и проектные данные, отражающие концепцию проекта;
- протоколы о намерениях, материалы совещаний и другие необходимые документы.
Задание на разработку бизнес-плана имеет некоторую стандартную форму, в которой с небольшими вариациями должны отражаться следующие пункты: реквизиты заказчика и подрядчика, характеристика объекта планирования, форма его собственности, условия финансирования, сроки разработки бизнес-плана, материалы и документы, предоставляемые заказчиком, его требования к разработке проекта, условия получения необходимой информации, краткое содержание получаемых результатов и формы реализации предложений, а также необходимые согласования.
При разработке бизнес-планов принято привлекать не только необходимых экспертов и консультантов, но и самих заказчиков, а также будущих пользователей, если объект планирования будет эксплуатироваться другим субъектом рыночной экономики. В случае необходимости с этой целью может осуществляться проверка готового бизнес-плана специализированной аудиторской организацией, которая может дать ему независимую и объективную оценку.
По требованию заказчика бизнес-плана могут быть представлены альтернативные варианты проекта, в которых исходные данные варьируются, и в зависимости от них выстраиваются различная структура проекта, его результаты. В итоге заказчик получает возможность выбора, например, вариантов вложения различного объема инвестиционных средств и соответствующего срока ввода объекта в эксплуатацию.
Последнее представляется актуальным для современных российских условий, в которых реально существует дефицит инвестиционных средств. Практику действия специализированных фирм по разработке бизнес-планов в наших условиях вряд ли можно считать развитой, поэтому в большинстве случаев их разработку осуществляют сами предпринимательские фирмы.
В определенном смысле, бизнес-план, как форма планирования, позволяет повышать эффективность предпринимательской деятельности даже при отсутствии необходимого и достаточного профессионального опыта, что особенно важно для переходной экономики.
Основной целью планирования можно считать формирование и развитие у предпринимателя стратегического мышления. В формализованном виде стратегическое мышление синтезирует интуицию и творческие способности предпринимателя в видении будущего. И чем скорее страна перейдет на методы планирования, присущие рыночным отношениям, тем эффективнее будет их развитие.
Сама структура бизнес-плана не должна быть жесткой. Нет необходимости и слепого копирования его содержания из зарубежного опыта. Следует отметить, что и переводная литература по данной тематике, которой в последние годы в нашей стране издано огромное количество, этого не рекомендует, а лишь предлагает придерживаться некоторого образца, разработанного на основе анализа огромного множества планов. Структура бизнес плана может видоизменяться в зависимости от ваших потребностей.
Обычно целью разработки бизнес-плана является необходимость долговременного или краткосрочного планирования, которое осуществляется на базе изучения потребностей рынка и принятия решений по его дальнейшему освоению, собственному развитию фирмы. Но обойтись без него невозможно вовсе, если фирма принимает решение об открытии нового дела, при освоении производства нового продукта либо полном перепрофилировании деятельности, когда особенно велика потребность в инвестициях, и при выходе на внешний рынок.
Однако поскольку «товары и технологии, в конечном счете, обычно устаревают», несмотря на то, что запросы потребителей могут оставаться неизменными довольно длительное время, вопрос о необходимости бизнес-планирования фактически может иметь исключительно положительный ответ. Более того, как отмечают зарубежные коллеги, важность планирования переоценить невозможно.
Бизнес-план должен быть нацелен на максимизацию выполнения намеченных задач, то есть важна не только их постановка, но и последующая реализация, без чего составление бизнес-планов, в сущности, смысл. Необходимо не только планировать, но и выполнять запланированное - бизнес-план должен быть руководящим документом, обеспечивающим эффективность деятельности.
По сути бизнес-планирование - это формулирование конкретных четких ответов на ряд вопросов, схематично изображенных на Рис.1.
Рисунок 1. Структура бизнес-плана
Бизнес-план позволяет решать следующие задачи:
- определить направления дальнейшей деятельности фирмы, целевые рынки, состав и показатели товаров и услуг, а также место, которое фирма может занять на этих рынках;
- разработать взаимоувязанные производственные, маркетинговые организационные программы, обеспечивающие достижение сформулированных целей;
- проанализировать наличие производственных ресурсов, резервов, которые могут быть задействованы, определить необходимые объемы финансирования;
- предусмотреть трудности и проблемы, с которыми придется столкнуться руководству и коллективу фирмы в процессе осуществления планируемого проекта;
- выявить обеспеченность фирмы квалифицированными кадрами и распределять обязанности со всей полнотой несения ответственности за исполнение;
- оценить финансовое положение в соответствии с намеченными планами, реальность достижения целей с помощью собственных средств и возможность получения кредита со стороны;
- определить состав маркетинговых исследований по изучению рынка, разработке каналов сбыта, мероприятий по рекламе и пр.;
- организовать систему контроля за ходом реализации проекта;
- подготовить развернутое обоснование, необходимое для привлечения инвесторов к финансированию проекта.
Анализ задач бизнес-плана свидетельствует о том, что он необходим предпринимателю даже в том случае, если привлечение капитала извне фирма не планирует.
Вообще круг адресатов бизнес-плана весьма широк.
Самим разработчикам бизнес-план помогает продумывать и решать конкретные вопросы, связанные с налаживанием производства, маркетинга, организацией управления и контроля, поиском партнеров и источников финансирования и т.п. Управленческому персоналу фирмы бизнес-план помогает определить стратегические направления деятельности и перспективы достижения намеченных целей.
Сотрудникам фирмы бизнес-план необходим для получения ясного представления о стратегических направлениях развития, о тактике руководства фирмы. Информация об этом позволяет персоналу предприятия определить свой диапазон рабочих обязанностей в решении общих проблем предприятия.
Предпринимателям для осуществления своих программ нередко приходится привлекать финансовые средства извне, для чего с помощью бизнес-плана необходимо убедить потенциальных инвесторов в высокой степени надежности фирмы, перспективности, проработанности и окупаемости ее программы функционирования. Любому хозяйствующему субъекту, которому для его деятельности необходимы внешние источники финансирования, важно уметь на основе тщательного анализа рыночных и своих возможностей выбирать перспективные и реально осуществимые задачи, привлекательные для потенциального инвестора. Бизнес-план может быть использован и для внесения изменений в руководство фирмой.
Объективно говоря, составление бизнес плана не только мобилизует руководителей фирм на более тщательное изучение своей деятельности, в том числе в процессе воплощения планов, но и делает управление более эффективным. В условиях переходной экономики «подводных камней», действительно, возникает огромное количество, и, так или иначе, приходит понимание, что подобное планирование оказывает стабилизирующее влияние на деятельность фирмы.
Поэтому уже сама обязательность составления бизнес-планов может служить фактором влияния на стабилизацию общественного развития, сокращение переходного периода к рыночной экономике. Пренебрежение же необходимостью планирования обычно оказывается причиной неудач в сфере бизнеса. И даже в условиях нестабильного рынка, быстро меняющейся в нем ситуации, оказывается возможным прогнозировать, планировать и регулировать свою деятельность.
Любой бизнес-план включает в себя как минимум следующие сведения: описание фирмы (название, юридическую форму собственности, направление деятельности, производимые товары и услуги, управление, финансы), производственный план (для фирм, участвующих в производственной деятельности), маркетинг-план, финансовый план и приложения.
Естественно, что в любом случае бизнес-план должен корректироваться, поскольку условия деятельности фирмы, реализации конкретного проекта подвергаются постоянным изменениям. Более того, под влиянием внутренних и внешних факторов могут меняться направления деятельности компании. В связи с этим даже самый достоверный и подробно разработанный план может потерять смысл, если он не будет отражать происходящие изменения в экономической жизни страны и на рынке. Поэтому следует познать, оценить и понять происходящие изменения, влияние различных факторов, появление новых условий функционирования фирмы, последствия возможного риска и отразить в бизнес-плане. Это позволяет предпринимателям сохранять высокой степень вероятности успеха бизнеса.
В бизнес-планировании практикуется разработка альтернативного плана на случай, если предложенную идею не удается по тем или иным причинам реализовать. План должен предусматривать вариант неудачи, возможность потери вложенных ресурсов, изменения на рынке, просчеты в механизме управления. Иными словами, бизнес-план призван убедительно доказать, что при его разработке продуманы мельчайшие подробности деятельности компании.
Практика российских компаний убедительно свидетельствует о необходимости бизнес-планирования как инструмента, способствующего повышению эффективности предпринимательства, его стабилизации. Бизнес-план можно с полной уверенностью рассматривать в качестве формы планирования, определяющего содержание целей и задач, время и пути их достижения. Его значение обусловлено и возможностью использования бизнес-плана в качестве средства привлечения необходимых ресурсов. Предлагается не копировать зарубежный опыт построения бизнес-плана, а строить его в соответствии с собственными потребностями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Идеи - самый важный и наиболее скрытый ресурс предприятия. Творческая атмосфера, порождающая идеи, и умение претворять их в жизнь характеризуют деловой потенциал предприятия, эффективность инвестиционных проектов и полезность производимой продукции. Именно они приобретают решающее значение при оценке примерно одинаковых проектов и предприятий. То, что представляет наибольшую ценность, не может быть учтено в системе технико-экономических показателей работы предприятия. Можно оценивать оборудование, капиталовложения, земельные участки, выразить в цифрах рыночную долю, заказы или финансовые результаты. Но то, что стоит дороже всего, точной стоимостной оценке не поддается: способности людей, умение данного коллектива генерировать полезные идеи - единственная, прочная, долгосрочная основа финансовых результатов.
Если провести аналогию между предприятием и движущимся в пункт назначения автомобилем, то на место двигателя нужно поставить сотрудников предприятия, на место кузова и подвижной системы - здания и оборудование, а финансовые средства считать топливом. Чтобы система начала двигаться, недостает только искры, возникающей при включении зажигания. Идея будет позволять двигаться в течение всего пробега (жизненного цикла) исправного автомобиля (предприятия).
Лица, собирающиеся каждое утро, чтобы обеспечить работу предприятия, находятся там для того, чтобы выдвигать час за часом свои идеи.
Однако, чтобы достичь успеха, идею необходимо претворить в жизнь. Поэтому иногда предпринимателю менее важно предложить идею, которая изменит сложившуюся ситуацию, чем не ошибиться в действенности идей, которые реализуются повседневно. Вот пример одной из многочисленных драм инженера, решившего стать предпринимателем, иллюстрирующий эту мысль. Обладая большим опытом, он построил автомобиль, применив при этом несколько новшеств (новых идей), в том числе дисковые тормоза и ремни безопасности. Наладить производство он решил своими силами, не считаясь ни с чем. Конкуренты использовали все финансовые и юридические промахи инженера, чтобы погубить проект в зародыше. Он плохо оценил обстановку, препятствия и необходимые средства и скончался разоренным.
Согласно американскому правилу хорошей считается та идея, для которой наступило время - не слишком рано и не слишком поздно. Идеи, в которых нуждается предприятие, - это идеи, которые соответствуют сложившейся на предприятии ситуации.
Итак, всякий, кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо обдуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Наличие хорошо разработанного плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы.
Информация о работе Бизнес-планирование. Его роль в оценке и выборе предпринимательской идеи