Бизнес-планирование: сущность и область применения. Характеристика основных разделов бизнес-плана предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 06:06, контрольная работа

Описание работы

Создание новых проектов предполагает предварительное экономическое обоснование их целесообразности, последующее планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых конечных результатов. Бизнес-планирование позволяет экономистам-менеджерам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.
Основными объектами бизнес-планирования в свободных экономических отношениях служат высокодоходные и конкурентоспособные инновационные проекты. Как известно, современный рынок, основанный на соблюдении всеми производителями и потребителями равновесия между спросом и предложением и соизмерении своих доходов и расходов, всегда будет отдавать предпочтение в кредитовании и финансировании тем производственным, предпринимательским или коммерческим предложениям, которые в будущем дадут наибольший социально-экономический результат.

Содержание работы

9. Бизнес-планирование: сущность и область применения. Характеристика основных разделов бизнес-плана предприятия 3
Задача 39 7
Задача 56 8
Задача 73 10
Список литературы 11

Файлы: 1 файл

планирование на пп.doc

— 257.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

 

9. Бизнес-планирование: сущность и  область применения. Характеристика  основных разделов бизнес-плана  предприятия

Создание новых проектов предполагает предварительное экономическое обоснование их целесообразности, последующее планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых конечных результатов. Бизнес-планирование позволяет экономистам-менеджерам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.

Основными объектами  бизнес-планирования в свободных  экономических отношениях служат высокодоходные и конкурентоспособные инновационные проекты. Как известно, современный рынок, основанный на соблюдении всеми производителями и потребителями равновесия между спросом и предложением и соизмерении своих доходов и расходов, всегда будет отдавать предпочтение в кредитовании и финансировании тем производственным, предпринимательским или коммерческим предложениям, которые в будущем дадут наибольший социально-экономический результат. Бизнес-планы в основном предназначаются для того, чтобы способствовать выходу на рынок высококонкурентных новых видов товаров и услуг.

Следовательно, любой  инновационный бизнес-проект должен иметь соответствующий бизнес-план обоснования оптимальных показателей производства и продажи товаров и услуг, как на отечественном, так и на зарубежном рынке. В рыночных отношениях бизнес-план сам превращается в своеобразный товар, продвижение которого в окружающую предприятие внешнюю банковско-кредитную или финансово-инвестиционную среду должно принести максимальный доход разработчикам нового проекта.

Бизнес-планы являются для наших производителей новым  видом внутрихозяйственного или  внутрифирменного планирования, получившим наибольшее распространение на малых и средних предприятиях. Бизнес-планы разрабатываются на различные инновационные объекты или процессы, связанные с проектированием или созданием новых фирм и их подразделений, разработкой и поставкой на рынок требуемых товаров и услуг, реконструкцией предприятий и расширением выпуска продукции, совершенствованием технологии и организации производства, повышением качества товаров и производительности труда. В них обосновывается определенная социально-экономическая цель, как правило, имеющая завершенный созидательный результат: рост прибыли, увеличение доли рынка, удовлетворение требований покупателей, ускорение оборота продукции, создание новых рабочих мест и т.д1.

Стандартный бизнес-план имеет определенную структуру, последовательность разделов. Бизнес-план включает следующие содержательные блоки.

Резюме – краткое изложение предмета бизнес-плана, т.е. обоснование привлекательности нового бизнеса, коммерческого предложения или инвестиционного проекта для адресата бизнес-плана. С самого начала в бизнес-плане обосновывается, какие ресурсы или какая помощь необходима новому бизнесу, и какую отдачу этот бизнес сможет обеспечить.

Общая часть, в которой описываются цели (финансовые и нефинансовые) и стратегии бизнес-плана, предмет бизнес-плана, своеобразие продукции или услуг, текущее состояние рынка сбыта, история фирмы-разработчика и перспективы развития нового бизнеса; демонстрируется, в чем, собственно, состоит неудовлетворенная потребность, диктующая необходимость создания или развития данного бизнеса; описывается управленческая команда, которая будет заниматься проектом. Главное назначение этой части бизнес-плана – продемонстрировать адресату бизнес-плана, что именно данная фирма (структурное подразделение), люди ее возглавляющие, по своим знаниям, опыту работы в состоянии наилучшим образом реализовать цели нового бизнеса, что именно им (и почему) можно доверить деньги инвестора или иные ресурсы партнера или вышестоящего руководства.

План маркетинга показывает результаты исследования рынка для нового бизнеса, оценивает профиль потребителя, сильные и слабые стороны конкурентов, географические и иные факторы рынка. Здесь находят отражение результаты маркетингового исследования, которое лежит в основе бизнес-плана. Назначение данного раздела бизнес-плана – показать, что на рынке имеется достаточное число потребителей данного продукта, обосновать, что потребители предпочтут именно эту продукцию или торговую марку конкурентам, показать, на чем следует сделать основные акценты в стратегии рекламы и сбыта продукции, в ценовой политике.

Оперативные планы – это планы создания и развития производства товаров и услуг, являющихся предметом бизнес-плана. Здесь описывается механизм запуска нового бизнеса, последовательность шагов по созданию производственных мощностей, организации каналов сбыта, формы и бюджет рекламы, сети снабжения, состав и численность необходимой рабочей силы и т.п. Другие планы, входящие в состав бизнес-плана, – это план капитальных вложений (подробно расписанный по видам затрат), план исследований и разработок, технической доработки продукции и услуг, модернизации технологии производства. Каждый раздел бизнес-плана должен иметь выход на финансовый раздел, т.е. содержать цифры, данные, по которым можно рассчитывать соответствующую позицию финансовых планов.

Финансовый  раздел бизнес-плана обязательно включает 3 основных документа (план доходов и расходов, план движения денежных средств и расчетный баланс), а также предварительные замечания – своего рода комментарий по финансовым условиям бизнеса (порядок расчетов с поставщиками и потребителями, сроки возврата кредитов и проценты по ним, методы определения себестоимости продукции и т.п.).

Не менее важно составить  наиболее вероятный оптимистический  и пессимистический прогнозы финансовых результатов, а также рассчитать издержки по подготовке к пуску производства.

Один из основных документов финансового раздела – это план доходов и расходов. Он показывает финансовую осуществимость нового предприятия и готовится, используя прогноз продаж и соответствующие ему производственные затраты. Для составления плана доходов и расходов необходимо, прежде всего, рассчитать объемы продаж (по месяцам), а также предусмотреть все возможные статьи расходов и правильно спланировать их динамику по месяцам. При прогнозировании общефирменных издержек следует иметь и виду, что план не должен содержать заниженных оценок расходов, и если уж ошибаться, так лучше в сторону их завышения. Если финансовый план покажет, что даже при таких издержках можно получить прибыль, значит, предприятие имеет неплохие шансы на успех.

Следующим шагом является подготовка кассового плана (или, иначе, плана движения денежных средств).

И, наконец, третий документ – балансовый план. К его составлению приступают после составления плана доходов и расходов и кассового плана, которые используются при подготовке балансового плана (или балансовой ведомости).

Балансовая ведомость характеризует  финансовые условия предприятия  к определенной дате. Она детально представляет элементы собственности данного предприятия (активы) и величину обязательств (пассивы). Она также показывает чистую стоимость предприятия и ее ликвидность (превращаемость в наличные деньги). Этот документ необходимо составлять на 3–4 года вперед.

В заключение данного раздела следует дать оценку по основным финансовым показателям деятельности предприятия:

а) чистый доход к продажам. Этот показатель получается делением прибыли после уплаты налогов на объем продаж за год;

б) текущий коэффициент состояния активов и пассивов фирмы. Это текущие активы, деленные на текущие обязательства. Большинство предприятий рассматриваются как финансово здоровые, когда этот показатель равен 2 или выше;

в) рентабельность. Это чистая прибыль, деленная на инвестированный капитал.

Если законченный вариант бизнес-плана  должен начинаться с резюме, то процесс  его разработки обычно резюме завершается. Главное здесь – правильное формулирование целей бизнес-плана, количественных и качественных, финансовых и нефинансовых, а также их обоснование при помощи соответствующего маркетингового исследования, результаты которого смогли бы подтвердить обоснованность сделанных оценок, исходных финансовых показателей, прежде чем проводить какие-либо финансовые расчеты2.

Задача 39

Определить по предприятию на планируемый период сумму дохода от реализации продукции и темп ее изменения по сравнению с отчетным периодом.

На планируемый период предусмотрено получение прибыли  в сумме 215 тыс. р. При обосновании  затрат было учтено следующее: расходы  на заработную плату составят (вместе с отчислениями на социальные нужды) 412,5 тыс. р.; амортизация основных средств – 41,5 тыс. р.; материальные затраты – 525 тыс. р., прочие затраты – 18,5% от общей суммы затрат.

В отчетном периоде было реализовано продукции на 120 тыс. р.

Решение:

Определим издержки обращения планового периода:

ИО1 = 412,5+41,5+525+0,185* ИО1 = 979+0,185* ИО1

ИО1 - 0,185* ИО1= 979 тыс. руб.

0,815* ИО1= 979 тыс. руб.

ИО1 = 979/0,815 = 1201,23 тыс. руб.

Определим на планируемый период сумму дохода от реализации продукции:

ВД = ИО+П, где

П – прибыль.

ВД1 = 1201,23 + 215 = 1416,23 тыс. руб.

Определим темп его изменения по сравнению с отчетным периодом:

Тр = ВД1/ВД0

Тр = 1416,23/120 = 11,8 раз

Сумма дохода от реализации продукции на планируемый период составит 1416,23 тыс. руб., по сравнению с отчетным периодом рост составит 11,8 раз.

Задача 56

Обосновать на планируемый  месяц комбинацию затрат ручного  и машинного труда по предприятию  для достижения запланированного объема производства.

В плановом месяце будет произведено продукции на 640 500 р. по цене 3050 р. за единицу.

Комбинации факторов производства (рабочего времени и  машино-часов), выпуска продукции  в натуральном выражении приведены  в табл. 7.

Какой будет комбинация факторов, если объем выпуска продукции в натуральном выражении возрастет в 1,5 раза?

Таблица 7

Производственная сетка  комбинаций факторов производства (рабочего времени и машино-часов) по предприятию

Примечание. Для достижения определенного объема выпуска продукции может быть затрачен как ручной, так и машинный труд. Комбинации этих затрат можно определить по производственной сетке. Например, для выпуска 150 единиц продукции можно затратить 300 часов машинного и 200 часов рабочего времени (1 комбинация) или 200 часов машинного и 300 рабочего (2 комбинация).

Эффективность комбинации определяется минимальными затратами  ручного труда, то есть в нашем  примере это комбинация 1.

Решение:

Определим на планируемый месяц объем производства:

ОП = ПП/Ц, где

ПП – произведенная  продукция;

Ц – цена.

ОП = 640500/3050 = 210 ед.

Для выпуска 210 единиц продукции можно затратить 400 часов машинного и 200 часов рабочего времени (1 комбинация) или 300 часов машинного и 300 рабочего (2 комбинация) или 200 часов машинного и 400 рабочего (3 комбинация). Эффективность комбинации определяется минимальными затратами ручного труда, то есть это комбинация 1.

Определим, какой будет комбинация факторов, если объем выпуска продукции в натуральном выражении возрастет в 1,5 раза:

210*1,5 = 315 ед.

Для выпуска 315 единиц продукции можно затратить 400 часов машинного и 400 часов рабочего времени (1 комбинация) или 300 часов машинного и 800 рабочего (2 комбинация).

Эффективность комбинации определяется минимальными затратами  ручного труда, то есть это комбинация 1.

 

 

 

 

Задача 73

Определить, обеспечит  ли поступление денежных средств  в планируемом году текущую платежеспособность предприятия?

На начало года остаток  денежных средств составил 470 тыс. р. Выручка от реализации товаров ожидается  в сумме 5 620 тыс. р., от реализации имущества – 360 тыс. р. Предполагается, что кредиты и займы составят 25% от общего поступления денежных средств. Сумма дивидендов и процентов по ценным бумагам составит 98 тыс. р. Остальные собственные денежные поступления планируются в размере 158 тыс. р.

В планируемом году предприятие  намерено приобрести товарные ресурсы  на 5280 тыс. р.; на покрытие затрат должно быть использовано 1 150 тыс. р.; выплаты  по кредитам составят 460 тыс. р.; прочие выплаты ожидаются в сумме 280 тыс. р.

Решение:

Определим денежные поступления:

П = 470+5620+360+98+158+0,25*ДП = 6706+0,25*ДП

0,75ДП = 6706

П = 6706/0,75 = 8941,33 тыс. руб.

Определим денежные оттоки:

О = 5280+1150+460+280 = 7170 тыс. руб.

Определим чистый денежный поток:

ЧДП = П-О

ЧДП = 8941,33 – 7170 = 1771,33 тыс. руб.

Поступление денежных средств  обеспечит в планируемом году текущую платежеспособность, поскольку денежные поступления выше суммы оттоков денежных средств на 1771,33 тыс. руб.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2006.
  2. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  3. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. проф. Н.А. Сафронова. – М.: «Юристъ», 2006.

Информация о работе Бизнес-планирование: сущность и область применения. Характеристика основных разделов бизнес-плана предприятия