Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:50, реферат
Профессия экономист-менеджер на рынке труда появилась сравнительно недавно и в 90-х годах приобрела популярность на Западе. В нашей стране специалистов такого профиля готовят около 10 лет. В период кризиса многие руководители вынуждены сокращать некоторых сотрудников. Соответственно, меньшее количество работников должно выполнять всё тот же объём работы. Такие специалисты как экономист-менеджер — находка для любого предприятия, потому что они владеют знаниями не только в сфере экономики, но и менеджмента. Экономист-менеджер — это человек, который может не только произвести анализ деятельности предприятия и составить бизнес-план, но при этом ещё быть хорошим управленцем.
ВВЕДЕНИЕ
Раньше никто всерьёз не задумывался над мотивацией персонала, никто не анализировал трудовые показатели. Профессия экономист-менеджер на рынке труда появилась сравнительно недавно и в 90-х годах приобрела популярность на Западе. В нашей стране специалистов такого профиля готовят около 10 лет.…
Экономист-менеджер
— одна из самых востребованных профессий
на сегодняшний день. Такой специалист
нужен во многих сферах бизнеса — торговля, производство и другие.
Он может работать не только за соседним
столом с бухгалтером, также в маркетинговом
или плановом отделе. Спрос на экономистов-менеджеров
вызван тем, что они имеют инженерную подготовку,
а без технически знаний в производстве,
например, не обойтись.
Эта работа для ответственных
и целеустремлённых людей. От кандидата
требуется опыт работы (теоретические
и практические знания) в определённой
отрасли. Какие именно знания? Экономисту-менеджеру
необходимо понимать нынешнее состояние
рыночной экономики, после чего принимать
решения стратегического характера. Работа
заключается в планировании и решении
организационных, маркетинговых и других
вопросов.
Труд экономистов-менеджеров
хорошо оплачивается. Таких специалистов
может позволить держать в штате только
большие торговые, строительные компании
и не только они. Не проблема в такой компании
через несколько лет стать руководителем
планово-экономического отдела, например.
То есть должность предполагает карьерный рост.
В период
кризиса многие руководители вынуждены
сокращать некоторых
ПОДГОТОВКА КОМПЕНТЕНТНОГО РАБОТНИКА
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» основная цель профессионального образования определяется как «...подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования» [68, с. 3-20].
Усиление внимания к качеству образования в последнее время не только в России, но и во всем мире объясняется возрастанием роли человеческого фактора в экономическом и научно-техническом развитии общества. Мировые тенденции профессионального образования отражают потребности в развитии высшей школы, к которым относится «усиление взаимосвязи высшей школы с миром труда и движение от понятия квалификации к понятию компетентности». Сущность усиления взаимодействия высшей школы и мира труда понимается уже не как подготовка выпускника вуза по заказу работодателя под конкретное рабочее место, а как расширение спектра профессиональных умений будущего специалиста [166,4].
Формирование профессиональной компетентности приобретает особую актуальность в связи с проблемой подготовки будущих экономистов-менеджеров в силу того, что экономические преобразования в нашей стране определили потребность в подготовке нового поколения специалистов, способных управлять производством, персоналом, рыночными отношениями и т.п. Именно их профессиональная компетентность является мощным фактором ускорения структурной перестройки экономики и обеспечения экономического роста нашей страны. Сложившаяся ситуация требует изменений в характере профессиональной подготовки, предусматривающих принципиально новый подход к ее направленности, целям, содержанию и структуре.
Сущность нового подхода к профессиональной подготовке заключается, прежде всего, в субъектном развитии и саморазвитии будущего экономиста-менеджера, готового не транслировать определенную сумму знаний и навыков, а на высоком уровне творчески реализовывать на практике современные требования к профессиональной деятельности.
Деятельностно-личностный и системный подходы к процессу профессиональной подготовки позволяют выделить производственную практику, условия которой максимально приближены к реальной производственной среде и в рамках которой интенсивно накапливается опыт профессиональной деятельности и поведения, в качестве основного фактора формирования компетентности будущего экономиста-менеджера
В рамках основной специальности «Экономика и управление на предприятии» существует целый ряд направлений: правовое обеспечение экономической деятельности, организация предпринимательской деятельности, управление внешнеэкономической деятельностью, управление персоналом.
Современная парадигма управления, утверждающаяся в XXI веке, предполагает использование социокультурного и духовно-творческого потенциала управленцев. Постоянно обновляющийся мир, трансформация экономических, политических и культурных моделей приводят к постепенному изменению идеала образования: от человека образованного к человеку культуры. Система высшего образования нацелена на формирование личности с глобальным мышлением, развитого в интеллектуальном, культурном, психологическом и социальном аспектах. Постоянно расширяется и обновляется содержание высшего управленческого образования. Щей гуманизации и гуманитаризации заложены в основу новых учебных курсов, в том числе интегративных курсов: культурология, концепция современного естествознания, валеология, психология управления, социология управления, психология делового общения, этика и культура управления, самоменеджмент.
Воспитание и обучение являются важнейшими элементами духовной культуры общества, отражая уровень ее развития, обогащая и развивая ее. Отсюда следует необходимость включения в содержание образования не только научных знаний, но и культуры как целостного развивающегося явления, как системы накопленных знаний, социального опыта, культурных достижений и как деятельности, направленной на получение знаний, овладение опытом и достижениями культуры, осознание взаимосвязи образования и культуры, необходимости культурного императива в определении содержания образования, главная задача которого развивать способности личности во всех сферах ее деятельности через приближение к достижениям мировой и отечественной культуры и через овладение системой знаний о природе, обществе и человеке. Культура должна пронизывать все содержание образования [131, с. 173-174].
Рыночные социально-
В условиях становления смешанной экономики России, развития предпринимательства, модернизации и приватизации государственного сектора существенно меняется содержание социально-экономических, организационных и управленческих отношений в системе государственного управления и менеджменте. Многими переход к рыночным отношениям рассматривается как торжество прагматизма, отодвигающего на дальний план моральные нормы и духовные ценности. Однако гражданское общество сегодня старается добиться гуманизации экономических отношений, их гармонизации с потребностями социального развития. По убеждению Г.А. Балыхина, «в первую очередь это относится к образованию, где новые экономические механизмы ... должны способствовать и улучшению качества обучения, разностороннему воспитанию и духовному развитию личности каждого учащегося, каждого студента» [13, с.2].
Главным звеном в развитии современной экономики является система российского профессионального образования современного менеджера. Он видит роль высшей школы в закладывании фундамента профессии, формировании менталитета управленческой деятельности [79,с.35-37].
В практике подготовки специалистов в вузах с XVI века существует модель юриста, с XIX века - модель экономиста. О профессии менеджера впервые заговорили в XX веке. За рубежом только в 50-х годах прошлого столетия начали готовить менеджеров - профессионалов. Накоплен определенный опыт подготовки менеджеров за рубежом (Б. Депортер, Питер Ф. Друкер, Г. Льюис, Гарри Олдер, В.Дж. Редин, М. Морис, М. Хенаки, Ли Якокка). Идеи Генри Форда составляют фундамент современного управления во всем мире, он сумел соединить достижения науки управления с достижениями в области науки, техники, собственными изобретениями [163]. В России интерес к менеджменту как к науке возник с 90-х годов. С тех пор постоянно расширяется и обновляется содержание высшего экономического и управленческого образования.
Социально-экономические преобразования в России обострили проблему недостаточной профессиональной компетентности менеджеров, их неумение самостоятельно работать в условиях конкуренции. В стратегии модернизации российского образования заявлено о необходимости введения компетентностного подхода в образовании. Возникает потребность в разработке теоретических положений и предложении практических путей смещения акцентов со знаниевого на компетентностный подход. Одной из ведущих тенденций в профессиональной подготовке будущих менеджеров становится ориентация на повышение их профессиональной компетентности.
В научной литературе обозначились
два ключевых подхода к изучению
профессиональной деятельности: функциональный,
при котором исследуются
Профессиональная
Управленческую культуру будущего специалиста мы оцениваем в качестве принципиально нового явления в сфере подготовки управленческих кадров.
Однако анализ публикаций по вопросу формирования управленческой культуры как ведущего компонента профессиональной компетентности будущего менеджера показал, что данный вопрос недостаточно представлен в научной литературе, нет фундаментальных исследований, посвященных целостному изучению и объективному анализу состояния процесса формирования управленческой культуры будущих менеджеров.
В последние
годы выполнен ряд диссертационных
исследований по интересующим нас проблемам:
формирования управленческой культуры
педагога в процессе непрерывной
профессиональной деятельности Н. В. Тамарской,
формирования профессионально-управленческой деятельности менеджеров
Е.В.Чижиковой, формирования готовности
будущих менеджеров к управленческой
деятельности М. В. Заворачай, формированию
профессиональной компентентности-
В теории и практике
профессиональной подготовки менеджера
обнаруживается объективное противоречие
между возрастающими
Таким образом, научная и практическая актуальность проблемы формирования управленческой культуры как компонента профессиональной компетентности менеджера, ее малоизученность, выявленное противоречие обусловили выбор темы нашего диссертационного исследования: «Формирование управленческой культуры как компонента профессиональной компетентности будущих менеджеров»
Объект исследования - профессиональная компетентность будущих менеджеров.
Предметом исследования является процесс формирования управленческой культуры как компонента профессиональной компетентности будущего менеджера в высшей школе.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа педагогической, психологической и управленческой литературы разработать и апробировать на практике модель процесса формирования управленческой культуры будущих менеджеров и особенности ее реализации.
В основе исследования лежит гипотеза, согласно которой формирование управленческой культуры студентов как компонента профессиональной компетентности будущего менеджера станет эффективным, если: будут определены теоретико-методологические и дидактические обоснования этого процесса; разработана теоретическая модель процесса формирования управленческой культуры будущего менеджера, определены ее структурные компоненты, параметры, функции и уровни; у студентов формируется эмоционально-ценностное отношение к управленческой деятельности; обеспечивается взаимодействие и взаимовлияние участников образовательного процесса в целях развития профессионально значимых личностных качеств каждого студента, раскрытия его управленческого потенциала.
Объект, предмет, гипотеза и цель исследования обусловили следующие задачи:
1. Раскрыть структуру и сущность профессиональной компетентности
менеджера.
2. Представить характеристику управленческой культуры как компонента профессиональной компетентности менеджера.
Информация о работе Формирование профессиональной компетентности