Формирование профессиональной компетентности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:50, реферат

Описание работы

Профессия экономист-менеджер на рынке труда появилась сравнительно недавно и в 90-х годах приобрела популярность на Западе. В нашей стране специалистов такого профиля готовят около 10 лет. В период кризиса многие руководители вынуждены сокращать некоторых сотрудников. Соответственно, меньшее количество работников должно выполнять всё тот же объём работы. Такие специалисты как экономист-менеджер — находка для любого предприятия, потому что они владеют знаниями не только в сфере экономики, но и менеджмента. Экономист-менеджер — это человек, который может не только произвести анализ деятельности предприятия и составить бизнес-план, но при этом ещё быть хорошим управленцем.

Файлы: 1 файл

введение в специальность.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

3. Разработать модель и выявить специфику процесса формирования управленческой культуры как компонента профессиональной компетентности будущего менеджера.

4. Провести апробацию предлагаемой модели в процессе обучения будущих менеджеров.

Теоретико-методологическую основу исследования составили концептуальные философские и педагогические положения: о ведущей роли деятельности в развитии личности, о человеке как субъекте деятельности и обучения), о единстве теории и практики, об актуальности компетентностного подхода в подготовке квалифицированных управленческих кадров.

Методы исследования: для решения поставленных задач  и проверки гипотезы использовался  комплекс взаимодополняющих методов, включающих сравнительно-сопоставительный и теоретический анализ; изучение и обобщение педагогического  опыта; диагностические (анкетирование, тестирование); обсервационные (наблюдение); прогностические (моделирование), а также методы статистической обработки экспериментальных данных .

Научная новизна  проведенного исследования заключается  в следующем:

— уточнено понятие  профессиональной компетентности менеджера, включающей в себя следующие компоненты: содержательно-оценочный, мотивационно-волевой, профессионально-личностный, социально-культурный и культурно-управленческий; раскрыта сущность феномена «управленческая культура менеджера» как культурологическая профессионально-личностная характеристика, представляющая собой социальный опыт, выраженный в управленческих знаниях, приобретенных в теории и практике управления; опыт творческой управленческой деятельности, основанный на преобразовании действительности; опыт эмоционально-ценностного отношения в процессе управленческого взаимодействия на основе знаний о нормах управленческих отношений;

- установлена  связь между управленческой культурой  и профессиональной компетентностью  и экспериментально доказано, что целенаправленное формирование управленческой культуры у студентов характеризуется положительной динамикой и оптимизирует процесс становления профессиональной компетентности будущих менеджеров;

— доказана целесообразность использования компетентностного подхода в процессе формирования управленческой культуры будущего менеджера;

- научно обоснована  модель процесса формирования  управленческой культуры менеджеров, включающая концептуальную, образовательную и диагностическую составляющие; а также определены педагогические условия ее реализации в высшей профессиональной школе: создание оптимальной социально-культурной среды, максимально эффективное использование рефлексивных возможностей интерактивных форм и методов обучения, поэтапность формирования управленческой культуры в ходе педагогически организованного и управляемого процесса, мотивированность учебной и профессиональной деятельности студентов, актуализация личностного саморазвития, гуманизация содержания профессионального образования, реализация системы дидактических принципов на основе компетентностного подхода;

- разработан  и интегрирован в образовательный  процесс спецкурс «Управленческая  культура менеджера».

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в концептуальном осмыслении теоретических основ процесса формирования управленческой культуры будущих менеджеров в контексте применения компетентностного подхода; в раскрытии сущности управленческой культуры как компонента профессиональной компетентности менеджера и разработке модели процесса формирования управленческой культуры будущих менеджеров в вузе.

Практическая  значимость исследования состоит в  обосновании роли социально-культурной среды, в которой целенаправленное воздействие объективных и субъективных факторов в процессе обучения будущих менеджеров позволяет сформировать необходимые профессиональные качества, умения и навыки; в разработке программы спецкурса «Управленческая культура менеджера». Материалы исследования имеют несомненную значимость для практики подготовки менеджеров в вузе и могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки и системе переподготовки руководителей, повышения их квалификации.

 

На защиту выносятся  следующие положения: 1. Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что профессиональная компетентность менеджера - сложное, многоуровневое образование, имеющее специфическую структуру. Профессиональная компетентность будущего менеджера выступает в качестве одной из основных целей про-цесса обучения с учетом тенденций социально-экономического развития. Сущностными характеристиками профессиональной компетентности менеджера являются содержательно-оценочные, мотивационно-волевые, профессионально-личностные и социально-значимые качества, социально-культурный и культурно-управленческий потенциал.

2. Управленческая  культура, являясь составляющей  профессиональной компетентности  менеджера, представляет собой  интегративное динамичное качество, развивающееся в процессе деятельности. Управленческая культура характеризуется определенным уровнем теоретического осмысления и комплексом практических умений и навыков по реализации ведущих подходов к управленческой деятельности в современной практике на основе безусловного соблюдения норм и принципов морали и нравственности.

3. Определена специфика процесса формирования управленческой культуры будущих менеджеров на основе реализации модели процесса формирования управленческой культуры в контексте компетентностного подхода, целерацио-нальность которой определяется формулой «цель — средства - результат» и обеспечивается созданием социально-культурной среды в учебном заведении, которая соответствует выявленным в теоретическим обосновании методологическим подходам, условиям и принципам.

 

 

Организация исследования.

I этап (2001 г.) - изучение и анализ философской, психологической, педагогической, культурологической и управленческой литературы по теме исследования, материала по осмыслению сущности менеджмента как науки, профессиональной компетентности специалиста, особенностей культурологического подхода в образовании.

II этап (2002-2003 гг.) - изучение сущности компетентностного  подхода в подготовке менеджеров, формулирование гипотезы исследования, изучение феномена управленческой культуры менеджера;

III этап (2004-2005 гг.) - анализ, систематизация и теоретическое осмысление материала, разработка модели формирования управленческой культуры как компонента профессиональной компетентности будущего менеджера с позиций компетентностного подхода, формулировка основных выводов исследования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивалась методологической обоснованностью исходных теоретических аргументов, соблюдением принципов проведения социолого-педагогических исследований, комплексным использованием разнообразных методов исследования и реализацией компетентностного подхода в организации образовательного процесса. На практике доказано, что целенаправленное воздействие объективных и субъективных факторов в процессе обучения будущих менеджеров позволяет сформировать необходимые профессиональные качества, умения и навыки, заложить культурную основу профессиональной компетентности менеджера.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Формирование профессиональной компетентности приобретает особую актуальность в связи с проблемой  подготовки будущих экономистов-менеджеров в силу того, что экономические преобразования в нашей стране определили потребность в подготовке нового поколения специалистов, способных управлять производством, персоналом, рыночными отношениями и т.п. Именно их профессиональная компетентность является мощным фактором ускорения структурной перестройки экономики и обеспечения экономического роста нашей страны. Сложившаяся ситуация требует изменений в характере профессиональной подготовки, предусматривающих принципиально новый подход к ее направленности, целям, содержанию и структуре.

 


Информация о работе Формирование профессиональной компетентности