Государственное регулирование малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:07, контрольная работа

Описание работы

С экономической точки зрения предпринимательство может быть рассмотрено как экономическая категория, метод хозяйствования, тип экономического мышления.
Для характеристики предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производств).

Содержание работы

Определите основные параметры и сущностные характеристики
предпринимательства………………………………………..……………………3
Опишите основные методы и формы взаимодействия государства и
бизнеса. Приведите практические примеры из мировой и российской практики…………………………………………………………………………11
Список использованной литературы…………………………………………...20

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование малого бизнеса.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Определите  основные параметры и сущностные характеристики

предпринимательства………………………………………..……………………3

 

Опишите основные методы и  формы взаимодействия государства и

бизнеса. Приведите практические примеры из мировой и российской практики…………………………………………………………………………11

 

Список использованной литературы…………………………………………...20

 

Определите  основные параметры и сущностные характеристики     предпринимательства.

 

Основные  параметры  современного предпринимательства

С экономической  точки зрения предпринимательство может быть рассмотрено как экономическая категория, метод хозяйствования, тип экономического мышления.

Для характеристики предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производств). Деятельность таких предпринимателей осуществляется на основе, как собственного труда, так и наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают АО, арендные коллективы, кооперативы и т. д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои ниши в хозяйственной системе.

Объект предпринимательства  — наиболее эффективная комбинация факторов производства для максимизации дохода. Всевозможные новые способы комбинации экономических ресурсов, по мнению Й. Шумпетера, — главное дело предпринимателя, отличающее его от обычного хозяйственника. Предприниматели комбинируют ресурсы для изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоения нового рынка сбыта и нового источника сырья; реорганизации в отросли с целью создания своей монополии или подрыва чужой. [3]

Для предпринимательства  как метода ведения хозяйства  первым и главным условием является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав по выбору вида предпринимательской деятельности, источников финансирования, формированию производственной программы, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т. д. Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т. д. Но предприниматель все время находится в зависимости от рынка, динамики спроса и предложения, уровня цен, т. е. от сложившейся системы товарно-денежных отношений.

Второе условие  предпринимательства — ответственность  за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.

Третье условие  предпринимательства — ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Но такая установка не является самодовлеющей в современном бизнесе. Деятельность многих предпринимательских структур выходит за рамки чисто экономических задач, они принимают участие в решении социальных проблем общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохранения, охрану окружающей среды и т. д.

Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью  оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет личность предпринимателя. Предпринимательство — это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. "Быть предпринимателем — значит делать не то, что делают другие", — считал И. Шумпетер. "Нужно обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины. Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости от происходящих процессов — самому эти процессы определять" [3]

Предпринимателем  движут воля к победе, желание борьбы, особый, творческий характер его труда.

Характер предпринимательского потенциала России обусловлен переходным состоянием российской экономики. С одной стороны, Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались исключительно негативно. С конца 80-х гг. в стране образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников.

     Другой  ключевой фактор — осознание  предпринимателями своей социальной  ответственности. В такой стране, как Россия, где чувство социальной  справедливости обострено, а от руководителя ожидают решения социальных проблем его подчиненных, предприниматели могут стать потенциально более важным элементом общественно-политической жизни, чем в некоторых странах с развитой рыночной экономикой.

Еще одна важная задача — перевести большинство старых российских предприятий (фирм) на рельсы рыночной экономики за счет учета воздействия рынка не только на его внешние условия хозяйствования, но и на внутренние, т. е. перестроить отношения в рамках компаний, внедрить современную систему управления, расширить экономическую демократию.

Сущностные  характеристики предпринимательства 

Современная экономическая  система тесно связана с предпринимательством. Предпринимательство представляет собой сложнейший комплексный феномен, с проявлениями которого в современном обществе можно столкнуться в любых сферах человеческих отношений. Предпринимательство как социально-экономическое явление, представляющее собой одну из форм экономической деятельности, прошло длительный и сложный путь становления и эволюции. Более того, можно сказать, что предпринимательство — стержневой ее элемент. Говоря о современной экономике, мы, прежде всего, подразумеваем предпринимательство, которое связано с определенным типом экономической системы, а именно с рыночной экономикой. В то же время современное предпринимательство и рыночная экономика немыслимы без конкуренции. В рыночной экономике предприниматель, будь то индивидуальный, коллективный или государственный, является главным субъектом экономической деятельности. Поэтому вполне объяснимо то, что рыночная экономика отождествляется с свободным предпринимательством. Индивидуальные предприниматели вступают в рыночные отношения друг с другом для реализации произведенных ими товаров и услуг с целью получения прибыли. Причем эта цель достигается в процессе конкурентной борьбы.

Предпринимательство, рыночная экономика и конкуренция  как по своему происхождению, так  и по вкладываемому в них содержанию теснейшим образом связаны между  собой. «Предпринимательство выступает в качестве одного из центральных институтов и главной движущей силы рыночной экономики, а предприниматель является ее доминирующим субъектом. Рыночная экономика по самому своему существу носит предпринимательский характер. И соответственно предприниматель — центральная фигура функционирования и развития рыночного хозяйства», — писал Ф.И. Шамхалов. [2]

Как считал Ф. Визер, предприниматель, будучи собственником  средств производства, одновременно может выступать в роли работодателя, кредитора, дебитора, арендодателя, арендатора, управляющего предприятием и т.д. «Его экономическое лидерство, — подчеркивал он, — начинается с основания предприятия: он не только поставляет необходимый капитал, но и выдвигает идею, уточняет и осуществляет план и привлекает сотрудников. Когда предприятие организовано, он становится управляющим как в теоретических, так и в коммерческих вопросах». [1]

В том же духе рассуждал Й. Шумпетер, который, рассматривал предпринимательство в качестве одного «из экономических факторов наряду с капиталом, трудом и землей» и считал главным отличительным признаком предпринимателя осуществление новых комбинаций имеющихся у него ресурсов для получения предпринимательского дохода. Предпринимателями, писал он, «мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент».

Предпринимательство определяют с различных позиций: как деятельность, направленную на максимизацию прибыли; как инициативную деятельность граждан, заключающуюся в производстве товаров и оказании услуг, направленную на получение прибыли; как прямую функцию реализации собственности, основную ее производственную функцию; как процесс организационной новации в целях извлечения прибыли; как действия, направленные на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли; как специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянную реализацию этих изменений.

Очевидно, что предпринимательство — это многогранная экономическая деятельность, осуществляемая практически во всех отраслях народного хозяйства. Оно имеет своей целью производство и распределение материальных или иных благ и услуг. Создавая новые производства и соответственно новые рабочие места, пополняя бюджеты государства и местных властей путем выплаты налогов и решения других задач, оно выполняет важные социальные функции.

Учитывая, что  предпринимательская деятельность связана с осуществлением определенных функций, ее можно охарактеризовать как процесс планирования, организации и осуществления непрерывного, постоянно обновляемого воспроизводства товаров и услуг в целях удовлетворения экономических, социальных и экологических потребностей общества (его членов) и получения прибыли.

Всеохватывающим видом предпринимательской деятельности можно назвать маркетинговую  деятельность, так как она осуществляется в рамках всякой сферы предпринимательства.

Маркетинговая деятельность может выступать как  самостоятельный вид предпринимательской деятельности и как функция по интеграции усилий всех звеньев предпринимательской и производственной деятельности в целях достижения поставленных целей (удовлетворения спроса и получения прибыли). Особенность маркетинговой деятельности как вида и функции предпринимательской деятельности заключается в том, что она должна осуществляться при любой модели рыночной экономики: американской, японской, немецкой, шведской или другой. Всякая модель рыночной экономики предполагает создание условий для соединения всех факторов производства с целью удовлетворения спроса на товары и услуги и  получения прибыли.   В рыночной экономике предпринимательская деятельность и бизнес требуют развитости таких функций, как финансовая деятельность, управление трудовым потенциалом, логистика, материально-техническое обеспечение и коммерция, а также функций маркетинга. Кроме того, выделяют функции по организации поддержки предпринимательства, НИР и ОКР, связям с общественностью и др. Благодаря осуществлению совокупности функций предпринимательство тесно связано материальными, финансовыми, энергетическими, информационными, товарными и другими потоками с рынками и со всеми субъектами рыночной системы (см. рис. 1).

 

Рис. 1. Схема  бизнес-коммуникаций в предпринимательской деятельности

 

Предприниматель как организатор производства должен располагать необходимым капиталом  для приобретения средств производства и найма рабочей силы. Субъектом  предпринимательства выступает  физическое или юридическое лицо, осуществляющее ту или иную форму экономической деятельности, не запрещенную законом. Как отмечается в «Энциклопедии предпринимательства», предприниматель — это субъект предпринимательства, «физическое или юридическое лицо, осуществляющее любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультативную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами».

Предприниматель обладает целым комплексом прав и  обязанностей. Среди них авторы «Энциклопедии предпринимателя» перечисляют следующие:

  • создавать любые формы предприятий, не запрещенные действующим законодательством;
  • приобретать полностью или частично имущество других предприятий, в том числе государственных, и продавать имущество собственного предприятия;
  • участвовать в деятельности других хозяйствующих субъектов;
  • нанимать и увольнять работников;
  • разрабатывать и осуществлять программы хозяйственной деятельности;
  • осуществлять все виды расчетных, кредитных и кассовых операций;
  • свободно распоряжаться прибылью предприятия, остающейся после выплаты налогов и других обязательных платежей;
  • пользоваться в установленном порядке государственной системой социального обеспечения и страхования;
  • выступать участником внешнеэкономических отношений;
  • осуществлять валютные операции в порядке, установленном в законодательством, и т.д.

 

 

 

 

Опишите основные методы и формы  взаимодействия государства и бизнеса.

Приведите практические примеры из мировой и российской практики.

 

Развитие  теоретико-методологических основ управления взаимодействием государства и бизнеса в современных экономических условиях.

Информация о работе Государственное регулирование малого бизнеса