Государственное регулирование малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:07, контрольная работа

Описание работы

С экономической точки зрения предпринимательство может быть рассмотрено как экономическая категория, метод хозяйствования, тип экономического мышления.
Для характеристики предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производств).

Содержание работы

Определите основные параметры и сущностные характеристики
предпринимательства………………………………………..……………………3
Опишите основные методы и формы взаимодействия государства и
бизнеса. Приведите практические примеры из мировой и российской практики…………………………………………………………………………11
Список использованной литературы…………………………………………...20

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование малого бизнеса.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

 Исследование взаимодействия государства и бизнеса в современных российских условиях позволило сделать вывод о том, что совершенствование механизма управления указанным взаимодействием напрямую корреспондирует с успешностью функционирования бизнес-сектора, с повышением эффективности государственного регулирования социально-экономических процессов и улучшением качества управленческой деятельности в государственных организациях, оказывая стимулирующее воздействие на развитие экономических систем различных уровней иерархии.

Основные препятствия развитию бизнеса лежат в плоскости государственного вмешательства в экономические процессы (в числе основных проблем развития бизнеса - коррупция, высокие административные барьеры, налогообложение), раскрыты причины недостаточно высокой эффективности работы госаппарата (например, сложность реформирования государственного механизма управления внутренними силами), проанализированы причины и последствия неэффективного управления взаимодействием государства и бизнеса (в том числе отсутствие консолидации интересов бизнес-сообщества).

Эффективное управление взаимодействием государства и бизнеса лежит в основе совершенствования государственного управления за счет обеспечения действия контура обратной связи и своевременного выявления реакции бизнес-сектора на управленческие воздействия государства, а также инкорпорирования потенциала бизнеса в стратегии экономического развития.

Целенаправленное управление межсекторными партнерскими отношениями дает возможность применить системно-нормативный подход к управлению и повысить качество регулирующих воздействий государственных органов, обеспечивая возникновение положительного синергетического эффекта и повышение эффективности реализации стратегий, с одной стороны, и улучшение качества целеполагания и планирования – с другой. В рассматриваемом контексте государство представляет собой комплекс институтов и должностных лиц, составляющих в совокупности данную государственно-политическую организацию, и включает органы государственной власти и учреждения, реализующие правоустанавливающие, правоприменительные функции, функции оказания услуг и управления госсобственностью. [4]

Процесс управления взаимодействием государства и бизнеса в современных российских условиях состоит из:

  • создания благоприятных институциональных условий государственно-частного сотрудничества в учетом их высокой дифференциации в различных социально-экономических системах регионального уровня;
  • выбора, оценки, организации реализации и развития наиболее эффективных форм и технологий взаимодействия субъектов из государственного и коммерческого секторов;
  • стимулирования и регулирования развития субъектов исследуемого взаимодействия в направлении согласования их экономических интересов и усиления организационного, финансового, информационного, кадрового потенциала для изменения качественных и количественных характеристик и результатов взаимодействия.

 

        

 Концепция  саморегулирования и механизм  управления взаимодействием институтов  государства и бизнеса:  структурный и динамический аспекты.

Исследование  управления взаимодействием государства  и бизнеса показало, что сущность рассматриваемых государственных  и частных институтов, особенности  системы взаимодействия государства  и бизнеса как специфической  социально-экономической системы позволяют говорить о смещении соответствующего механизма управления в плоскость саморегулирования.

Эффективность управления исследуемым взаимодействием  определяется качественными и количественными  характеристиками бизнес-сектора, государства, а также спецификой  прямых и обратных связей между ними. Учитывая, что развитие бизнеса находится, с одной стороны, под влиянием регулирующих воздействий государства, с другой – происходит по законам самоорганизации; государственные институты трансформируются в результате сочетания саморегулирования и воздействий со стороны общества и бизнеса; совокупность межсекторных связей и отношений является объектом управленческих воздействий со стороны бизнеса и государства, представляется корректным говорить о наличии механизма саморегулирования в системе взаимодействия государства и бизнеса. В то же время, когда речь идет о взаимодействии отдельных экономических субъектов, данный механизм раскрывается в конкретных управленческих технологиях, стратегиях, моделях, инструментах и механизмах принятия управленческих решений.

При моделировании механизма управления взаимодействием государства и бизнеса целесообразно учитывать: процессы глобализации, региональную детерминированность реализации конкретных  технологий сотрудничества государственных и коммерческих организаций, а также субъектно-целевую дезагрегацию бизнес-сектора, предопределяющую многообразие комбинаций модульных технологий сотрудничества. 

При этом принципы взаимодействия остаются неизменными  на различных уровнях иерархии, тогда как конкретные механизмы сотрудничества в значительной степени трансформируются под влиянием региональных детерминант.

Основные принципы взаимодействия государства и бизнеса  условно разделены на три взаимосвязанные  группы:

1) организационные и институциональные, связанные с сущностью процесса взаимодействия;

2) общетеоретические  и методические принципы управления  взаимодействием государства и  бизнеса; 

3) принципы информационного  обеспечения сотрудничества сторон.

Для построения информационной платформы принятия решений при конструировании механизма управления взаимодействием государства и бизнеса выделены ключевые классификационные признаки: организационные аспекты сотрудничества, временные параметры его осуществления, ресурсная составляющая, используемые технологии, уровень иерархии, параметры управленческого процесса. Это позволило структурировать основные виды исследуемого взаимодействия с позиций формирования комплекса форм сотрудничества, при модульном подходе складывающихся в технологии государственно-частного партнерства и составляющих точки приложения управленческих воздействий.

 

Влияние региональных условий на моделирование  механизма управления взаимодействием  государства и бизнеса в системе  отношений мезоэкономики.

На эмпирико-фактологическом комплексе показано, что дифференциация региональных экономик и вариативность управленческих подходов органов государственной власти и коммерческих компаний выступает одной из основных причин разнообразия моделей управления взаимодействием государства и бизнеса в современных российских условиях и определяет результативность партнерских практик. Существенное влияние региональных особенностей проявляется в невозможности применения универсальных партнерских цепочек без учета конкретных характеристик экономической системы региона. То есть региональная среда, наряду с макроэкономическими «правилами игры», в значительной мере определяет конкретный набор технологий и инструментов управления взаимодействием частных и государственных институтов.

В регионах накоплен достаточный потенциал для управления взаимодействием государства и бизнеса, территориальные экономические системы обладают существенным опытом и ресурсами для повышения эффективности механизма сотрудничества. Следовательно, основная задача заключается в максимально полном использовании благоприятной макроэкономической ситуации, идентификации наиболее действенных инструментов активизации сотрудничества субъектов для придания системности и комплексности процессу взаимодействия государства и бизнеса посредством эффективных управленческих воздействий.

Модели управления взаимодействием государства и бизнеса в региональных экономических системах формируются под влиянием определенных комбинаций критериев и качественных параметров, что позволяет корректировать механизм управления в соответствии с конкретными характеристиками региональных подсистем системы взаимодействия институтов государства и бизнеса.

Таким образом, что выбор региональной модели реализации механизма управления взаимодействием государств и бизнеса определяется комплексом специфических условий социально-экономической системы региона, что необходимо для повышения эффективности процесса управления указанным взаимодействием с позиции обеспечения адекватности управленческих воздействий состоянию и тенденциям развития управляемой подсистемы.   

 

Стратегические  аспекты управления процессом взаимодействия государства и бизнеса в экономической  системе региона.

Стратегические цели субъектов бизнеса делятся на институциональные и частные. На основе результатов проведенного в  Южном федеральном округе исследования эмпирически проиллюстрировано усиление институциональных целей бизнеса в результате изменения императивов корпоративного управления. Выявлено, что большинство предприятий (56 %) нацелено на получение финансовой поддержки от государства, второе и третье место занимает формирование благоприятной среды для реализации инновационных проектов (48 %) и получение информации для снижения неопределенности внешней среды (44 %).

В свою очередь, цели государственных организаций во взаимодействии с бизнесом реализуются в рамках двух основных типов стратегий управления: 

  • экспертно-консалтинговой, когда потенциал бизнеса используется для повышения качества государственного управления;
  • стратегии делегирования, когда часть государственных управленческих функций передается субъектам бизнеса или их институциональным посредникам, что позволяет достигнуть баланса регулирования и саморегулирования в управлении экономическими системами.

Графически информационно-финансовая составляющая стратегического компонента модели управления межсекторным взаимодействием представлена на рис. 4.

Механизмы реализации выбранных стратегий зависят  от региональных детерминант, отраслевых особенностей и потенциала бизнеса  в разрезе разномасштабных хозяйствующих субъектов. Для учета перечисленных аспектов в системе управления государственно-частными отношениями в диссертации проведена систематизация и типологизация форм взаимодействия государственных и частных структур на основе модульного подхода, при котором более простые формы, объединенные на основе ряда признаков, составляют комплексные технологические цепочки сотрудничества, формируя в совокупности (при условии целевой и субъектной определенности) механизм саморегулирования взаимодействия государства и бизнеса.

К числу основных комплексных форм взаимодействия государства  и бизнеса в исследовании отнесены: прямое государственное финансирование деятельности коммерческих  структур, косвенное содействие государства развитию бизнеса, согласование интересов сторон на основе информационного обмена, взаимодействие на основе распределения пакета полномочий собственника. Одной из основных задач управления взаимодействием государства и бизнеса является обеспечение соответствия формы и технологии сотрудничества целям и особенностям экономических субъектов. [5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 - Информационно-финансовая составляющая управленческой модели взаимодействия государства и бизнеса

 

 

           информационные потоки                              

          финансовые потоки

 

 

 

Моделирование процесса управления взаимодействием  государства и бизнеса в экономической  системе региона.

В настоящее  время внимание субъектов управления взаимодействием государства и бизнеса из обоих рассматриваемых секторов целесообразно сконцентрировать на увеличении количества и качества работы экспертных площадок, аккумулирующих и интегрирующих интересы сторон сотрудничества в ходе выработки и юридического оформления конкретных моделей партнерства частных и государственных структур. Это позволит, опираясь на существующие организационные подразделения региональных органов власти и общественные объединения бизнеса, разработать и реализовать инновационные механизмы сотрудничества, а также наполнит функционально-отраслевым содержанием государственно-частные партнерские отношения. [5]

Ключевые направления управленческой деятельности государственных органов в части управления взаимодействием с коммерческими предприятиями региона:

  1. формирование благоприятной институциональной среды мезоэкономики, способствующей эффективному саморегулированию взаимодействия  государственных и частных структур;
  2. 2) выбор, апробация и реализация наиболее эффективных в конкретных пространственно-локализованных условиях дифференцированных по признаку масштаба бизнеса форм взаимодействия с предприятиями и организациями на основе оценки соответствия потенциала субъектов бизнеса целям экономической системы региона;
  3. регулярный мониторинг и оценка эффективности управления взаимодействием государства и бизнеса в целом и в дефрагментации на основные формы и направления для своевременной корректировки регулирующих воздействий.

 

Список  использованной литературы

 

1.  Багиев, Г.Л. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие / Г.Л. Багиев, А.Н. Асаул; под общей ред. проф. Г.Л.Багиева. - СПб.: Изд-во С.-Петерб.гос.ун-та экономики и финансов, 2004.

2.  Дафт Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов. – Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

3.   Занковский А.Н. Организационная психология.– М.: Флинта: МПСИ, 2000.

Информация о работе Государственное регулирование малого бизнеса