Характеристика основных этапов стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:18, реферат

Описание работы

На сегодняшний день это последнее достижение в стратегическом управлении и самый высокоинтеллектуальный и дорогостоящий элемент в менеджменте вообще.
А стратегический план – это документ объёмом приблизительно 100 страниц, где будущее для руководителя расписано по заранее определенному трафарету с соответствующей степенью детализации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Сущность и функции стратегического планирования………………...4
2. Этапы и документы стратегического планирования……………….....5
3. Цели организации……………………………………………………......9
4. Оценка и анализ внешней среды………………………………………11
5. Исследование внутренних факторов фирмы…………………………13
6. Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии……….....15
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы…………………………………………………….....20

Файлы: 1 файл

Реферат Насыбулина.docx

— 40.16 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего 

профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Краснодарский филиал

(Краснодарский филиал  РГТЭУ)

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине Бизнес планирование

на тему Характеристика основных этапов стратегического планирования

студента 2 курса очной формы обучения группы 11-ФЭУо-1Эс

специальности Экономика и управление на предприятии (торговли)

Аста Кирилла  Константиновича

                     ( Ф.И.О.)

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель Насыбулина В.П.

                                   

 

 

 

Краснодар

2013

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………3

1. Сущность и функции стратегического планирования………………...4

2. Этапы и документы стратегического планирования……………….....5

3. Цели организации……………………………………………………......9

4. Оценка и анализ внешней среды………………………………………11

5. Исследование внутренних факторов фирмы…………………………13

6. Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии……….....15

Заключение………………………………………………………………..19

Список литературы…………………………………………………….....20

 

Введение

 

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс  выбора целей организации и путей  их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Поэтому, большинство предприятий  и организаций ориентированы  на выработку стратегических планов развития.

Процесс стратегического  планирования обеспечивает основу для  управления членами организации. Оценивая все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для предприятий  и организаций, которые вступают в жесткую конкуренцию как  между собой.

Стратегическое планирование – это выработка стратеги с  помощью формализованной процедуры, расписанной по этапам, методикам, технике  исполнения и направленной на построение модели будущего, а также программы  перехода к этой модели. На сегодняшний  день это последнее достижение в  стратегическом управлении и самый  высокоинтеллектуальный и дорогостоящий  элемент в менеджменте вообще.

А стратегический план –  это документ объёмом приблизительно 100 страниц, где будущее для руководителя расписано по заранее определенному  трафарету с соответствующей  степенью детализации.

 

1 Сущность и  функции стратегического планирования

 

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических  стратегий, предназначенных для  того, чтобы помочь организации достичь  своих целей. Процесс стратегического  планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации  в достаточной степени. Точнее говоря, процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым  укрываются все управленческие функции.

Стратегия представляет собой  детальный всесторонний комплексный  план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение ее целей. Он должен разрабатываться  скорее с точки зрения перспективы  всей корпорации, а не конкретного  индивида. Редко когда основатель фирмы может себе позволить сочетать личные планы со стратегий организации. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал  фирмы и ее производственно-сбытовые нужды.

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому  необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п. Кроме  того, стратегический план придает  фирме определенность, индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают продавать изделия или услуги.

Стратегические планы  должны быть разработаны таким образом, чтобы они оставались не только целостными в течение длительного времени, но и сохраняли гибкость. Общий  стратегический план следует рассматривать  как программу, направляющую деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой.

Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха, и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу  из-за ошибок в организации, мотивации  и контроле. Тем не менее формальное планирование может создать ряд  существенных благоприятных факторов для организации деятельности предприятия. Знание того, что организация хочет  достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения  из-за ошибочной или недостоверной  информации о возможностях организации  или о внешней ситуации. Таким  образом, планирование помогает создать  единство общей цели внутри организации.

Функции стратегического  планирования:

  • Стратегический план задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения и сбыта, а также планирования цен.
  • Стратегический план обеспечивает каждому подразделению в организации четкие цели, которые увязываются с общими задачами компании.
  • Стратегический план стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений.
  • Стратегический план заставляет организацию оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможности и угрозы в окружающей среде.

Вывод: Этот план определяет альтернативные действия или комбинации действия, которые может предпринять  организация. Стратегический план создает  основу для распределения ресурсов. Стратегический план демонстрирует важность применения процедур оценки деятельности.

Формирование стратегического  плана представляет собой тщательную, систематическую подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководством:

1.) Выбор миссии – формирование  целей (долгосрочные, среднесрочные,  краткосрочные).

2.) Разработка обеспечивающих  планов – политика, стратегия,  процедуры, правила, бюджеты.

 

2. Этапы и документы стратегического планирования

 

Стратегия - “это определение  основных долгосрочных целей и задач  предприятия и утверждение курса  действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей”.

Стратегическая альтернатива определяется путём сопоставления  возможностей и ресурсов корпорации с учётом приемлемого уровня риска”. В конечном итоге формирование стратегии  предприятия должно дать ответы на три вопроса: Какие направления  хозяйственной деятельности необходимо развивать? Каковы потребности в  капиталовложениях и наличных ресурсах? Какова возможная отдача по выбранным  направлениям?

Выделяют несколько отличительных  особенностей стратегии :

Процесс выработки стратегии  не завершается каким-либо немедленным  действием. Обычно он заканчивается  установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит  рост и укрепление позиций фирмы.

Сформулированная стратегия  должна быть использована для разработки стратегических проектов, методов поиска. Роль стратегии в поиске состоит  в том, чтобы, во-первых, сосредоточить  внимание на определённых участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.

Необходимость в данной стратегии  отпадает, как только реальный ход  событий выведет организацию  на желаемое развитие.

В ходе формулирования стратегий  нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении  проекта конкретных мероприятий. Поэтому  приходится пользоваться сильно обобщённой, неполной и неточной информацией  о различных альтернативах.

При появлении более точной информации может быть поставлена под  сомнение обоснованность первоначальной стратегии. Поэтому необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное  переформулирование стратегии.

Процесс реализации стратегии  может быть разделён на два больших  этапа:

а) процесс стратегического  планирования - выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии  предприятия и заканчивая функциональными  стратегиями и отдельными проектами;

б) процесс стратегического  управления - реализация определённой стратегии во времени, переформулирование стратегии в свете новых обстоятельств.

Стратегическое планирование есть систематизированный и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время оно есть искусство  прогнозирования, исследования, расчёта  и выбора альтернатив.

Стратегии предприятий должны быть построены по иерархическому принципу. При этом уровни стратегий, комплексность, их интеграция очень различны в зависимости  от типа и размера предприятия. Так, простая организация может иметь  одну стратегию, а сложная - несколько  на различных уровнях действия.

Концептуальная модель стратегического  плана позволяет определить следующие  этапы составления стратегического  плана предприятия:

Анализ окружающей среды:

а) внешняя среда,

б) внутренние возможности.

Формулирование стратегии  и выбор альтернатив:

а) стратегия маркетинга,

б) финансовая стратегия,

в) стратегия НИОКР

г) стратегия производства,

д) социальная стратегия,

е) стратегия организационных  изменений,

ж) экологическая стратегия.

Результатом деятельности по предложенной выше схеме составления  стратегического плана предприятия  является документ, называемый “Стратегический  план предприятия” и имеющий обычно следующие разделы:

  1. Цели и задачи предприятия
  2. Текущая деятельность предприятия и долгосрочные задачи.
  3. Стратегия предприятия (базовая стратегия, основные стратегические альтернативы).
  4. Функциональные стратегии.
  5. Наиболее значимые проекты.
  6. Описание внешних операций.
  7. Капиталовложения и ресурсное распределение.
  8. Планирование неожиданностей.
  9. Приложения: Расчёты, справки, другая деловая документация, в том числе:

а) Объём годовых продаж по группам продуктов,

б) Годовая прибыль и  убытки по подразделениям,

в) Годовой экспорт и  его отношение к объёму продаж по

  подразделениям.

г) Изменения в наборе продуктов и доля рынка.

д) Программа ежегодных  капитальных затрат.

е) Годовые денежные потоки.

ж) Баланс на конец последнего года плана.

з) Политика поглощений и  приобретений.

Вывод: Анализ литературы по стратегическому планированию показал, что и количество и содержание этапов составления стратегического  плана, а также сама его форма  могут существенно варьироваться  и зависят от многих факторов, среди  которых основными являются:

  • Форма собственности предприятия.
  • Тип предприятия (специализированное или диверсифицированное)
  • Отраслевая принадлежность предприятия.
  • Размер предприятия (большое, среднее или малое).

Точно так же не существует единого горизонта стратегического  планирования. В Европе часто встречаются  долгосрочные, 10-летние планы, американцы используют 5-летние планы, а японцы вообще 3-летние.

 

3. Цели организации

 

Одним из самых существенных решений при планировании является выбор цели организации. Основная общая  цель организации обозначается как  миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев  для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают основной цели организации, то у них не будет  логической точки отсчета для  выбора наилучшей альтернативы. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для  определения целей и стратегий  на различных уровнях развития.

Формирование миссии включает в себя:

  • выяснение какой предпринимательской деятельностью занимается фирма;
  • определение рабочих принципов фирмы под давлением внешней среды;
  • выявление культуры фирмы.

В миссию фирмы также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку  фирмы в будущем.

Информация о работе Характеристика основных этапов стратегического планирования