Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 19:57, реферат
Информационные технологии (ИТ) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для создания, хранения, обработки, ограничения к передаче и получению информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.
Информационные технологии обеспечения безопасности производства.
Информационные технологии (ИТ) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для создания, хранения, обработки, ограничения к передаче и получению информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительная техника и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, моделирования, формирования информационных хранилищ для промежуточных данных и решений.
Информационные процессы в действующей системе обеспечения безопасности производства в различных сферах народного хозяйства недостаточно эффективны и не позволяют создать требуемого уровня безопасности труда. Отсутствуют информационные структуры, включающие процедуры оперативного сбора надежной, сопоставимой и полной информации о состоянии безопасности и условий труда, технологию автоматизированного формирования баз данных и баз знаний и комплексной их обработки с применением современных вычислительных методов и программных средств, в том числе и на персональных ЭВМ. Это не позволяет выявлять эффективные профилактические мероприятия как в условиях оперативного реагирования на возникающие несчастные случаи, заболевания, ухудшение условий труда, так и в целях предупреждения их возникновения с учетом специфики конкретного производства. Отсутствуют практически реализуемые методы обеспечения требуемого уровня безопасности и условий труда при ограниченных, заданных объемах материальных средств. Иными словами, отсутствует информационная технология обеспечения безопасных условий труда, содержащая эффективные процессы циркуляции и переработки информации с применением современных технических средств и с возможностью ее настройки на конкретного пользователя.
Общую структуру информационной
системы можно рассматривать как совокупность
подсистем независимо от сферы применения.
В этом случае говорят оструктурном
признаке классификации, а подсистемы
называют обеспечивающими. Таким образом,
структура любой информационной системы
может быть представлена совокупностью
обеспечивающих подсистем
Существующая практика организации работ по охране труда с использованием трудоемких, по существу ручных методов обработки данных, накоплением для принятия решений интуитивно отбираемой наиболее доступной и, как правило, поверхностной информации, в условиях постоянного снижения числа квалифицированных специалистов приводит в ряде случаев к крайне неудовлетворительному состоянию безопасности производства.
Современное производство, обеспечивающим элементом которого являются безопасные условия труда, практически повсеместно социально, экономически и психологически не готово к информатизации, не сформулированы его информационные потребности.
В сложившейся организации информационных процессов обеспечения безопасности и нормализации условий труда, включающих несколько уровней сбора, обработки и использования данных, наблюдается ряд противоречий, основное из которых - противоречие между методами централизованной и децентрализованной обработки информации.
Преобладание методов централизованной обработки данных, позадачный подход к информационному обеспечению решений приводит к большой трудоемкости, громоздкости, низкой оперативности, недостаточной достоверности и в конечном итоге неэффективности информационных процессов. Централизованная обработка данных неизбежно сопровождается формированием неактуальных баз данных и неудовлетворительным временем реакции информационных систем безопасности производства, длительными сроками их разработки и ввода в промышленную эксплуатацию, низкой надежностью функционирования.
Методы децентрализованной обработки данных об условиях и безопасности производственных процессов неэффективны, трудоемки и организуются практически вручную как специалистами по охране труда предприятий и организаций, так и специалистами центральных органов управления.
Другие противоречия, исходя из потребительских и технологических свойств информации, могут быть выделены в две группы. К первой следует отнести противоречия между:
- усложняющимся характером производства, средств и способов обеспечения его безопасности и сокращающимися ресурсами времени для выполнения функций управления;
- углублением специализации в производстве и управлении и необходимостью комплексного учета факторов, воздействующих на состояние безопасности труда;
- уровнем квалификации
службы охраны труда и
Ко второй - противоречия между:
- применяемыми информационными носителями и необходимостью оперативной регистрации и сбора сведений о состоянии безопасности труда;
- потребностью в углубленном анализе состояния безопасности труда и возможностями ручной обработки информации;
- используемыми в настоящее время средствами обработки информации о производственном травматизме и заболеваемости и возможностями современных ПЭВМ;
- применяемыми в производстве
методами анализа несчастных
случаев и существующим мощным
аппаратом интеллектуального
Выходом из создавшегося положения может быть новая информационная технология обеспечения безопасности производства, включающая эффективные нетрудоемкие широкодоступные и надежные процедуры сбора, передачи, переработки и доведения до пользователей информации, реализуемые на современных технических средствах [1, 3].
Интеллектуальная информационная технология обеспечения безопасности производства, рассматриваемая как совокупность процессов циркуляции и переработки информации, содержащей знания и навыки квалифицированных работников, позволяет специалистам по охране труда и другим пользователям самостоятельно удовлетворять потребности в сведениях, необходимых для принятия своевременных и правильных решений в рамках своих профессиональных функций [4, 7].
Систему управления охраной труда можно определить, как направленную подсистему системы более высокого уровня - системы организации производства. Основными системными задачами организации безопасного производства являются обеспечение безопасности производственного оборудования, производственных процессов, зданий и сооружений; нормализация санитарно-гигиенических условий труда; обучение работающих безопасности труда и обеспечение их средствами индивидуальной защиты; организация лечебно-профилактического обслуживания работающих; профессиональный отбор работающих по отдельным специальностям.
Одной из важнейших подсистем системы управления охраной труда в том ее виде, как она организована в настоящее время, является информационная технология обеспечения безопасного производства (ИТ ОБП), представляющая совокупность информационно-технологических процессов.
Информационная технология также может быть рассмотрена в виде совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих функциональных компонентов, образующих систему информационно-технологических структур, организующих и поддерживающих принятие решений необходимой оперативности и качества.
Все многообразие компонентов ИТ ОБП может быть выделено в две группы, описывающие основные и обеспечивающие информационно-технологические структуры. Обеспечивающие информационно-технологические структуры включают процедуры сбора и передачи информации, основные - содержат процедуры ее хранения (накопления), обработки и доведения до пользователя.
Структура информационной технологии – это внутренняя организация, представляющая собой взаимосвязи образующих ее компонентов, объединенных в две большие группы: опорную технологию и базу знаний.
Единство и непротиворечивость информационной технологии достигается соблюдением определенных требований и принципов построения. ИТ ОБП должна предусматривать реализацию процессов циркуляции и переработки информации во взаимосвязи и в соответствии с заданными критериями их эффективности, содержать программно-аппаратные средства поддержки и методы реализации информационно-технологических процессов, быть согласованной с существующей структурой организации производства, определять формы технологических документов, порядок ее освоения и внедрения [5].
В основу организации ИТ ОБП должна быть положена новая концепция переработки информации, состоящая в автоформализации профессиональных знаний специалистов по охране труда (СОТ) и интеллектуализации всех форм взаимодействия пользователя с ПЭВМ, т.е. информационная технология ОБП должна представлять собой интеллектуальную информационную технологию, включающую комплекс профессиональных знаний и навыков квалифицированных специалистов, позволяющий удовлетворять информационные потребности пользователей при принятии решений и содержащий средства накопления знаний по созданию безопасного производства, оценки их непротиворечивости, получения новых знаний, их пополнения и обобщения [8].
В рамках ИТ ОБП реализуется принцип безбумажной технологии, обеспечивающий повышение производительности труда СОТ, что, однако, не означает устранения абсолютно всех документов, а предусматривает сокращение их числа и упорядочение, автоматизацию документооборота с замыканием подавляющего большинства информационных потоков через ПЭВМ, одноразовый ввод данных, реализацию принципа новых задач с использованием специального инструментария пользователя, принципа распределенной обработки данных с нерегламентированным обслуживанием пользователей [2].
Исторически развитие систем переработки информации о состоянии безопасности труда представляет путь от децентрализованной переработки через централизованную к распределенной как совокупности взаимосвязанных узлов децентрализованной обработки данных.
Неудовлетворенность пользователей результатами функционирования существующих немногочисленных АСУ охраной труда, как правило, связана с фрагментарностью, решаемых задач, затрудняющей целостное восприятие процессов принятия решений, а порой приводящей к невозможности интерпретации полученных информационных сообщений по принятию решений.
Преуменьшение значения опыта и интуиции работника в принятии решения по обеспечению безопасности производства, с одной стороны, и преувеличение возможностей жесткой формализации ряда управленческих задач, главным образом общего учетно-статистического характера, - с другой, неизбежно приводят к тому, что реальные результаты компьютеризации производства, как правило, незначительны и далеко не соизмеримы с затратами на ее проведение. Поэтому для достижения необходимой эффективности автоматизации информационных процессов обеспечения безопасности производства применение персональных ЭВМ как технических средств, обладающих высокими вычислительными показателями и широкими возможностями пользовательского интерфейса, должно базироваться на концепции автоформализации профессиональных знаний, интеллектуализации взаимодействия ПЭВМ с пользователями и технологии распределенной обработки информации на основе локальных вычислительных сетей с последующим включением их в глобальные сети.
Особое значение приобретает внедрение передовых компьютерных технологий, позволяющих автоматизировать сложный многоплановый труд специалистов по безопасности производства и своевременно довести до конечного пользователя в необходимом объеме правила и требования нормативно-технической документации, практические результаты проблемных исследований и разработок, организовать выбор рациональных решений.
Персональные информационные системы по безопасности производства при реализации требуют решения двух проблем — формализации знаний и организации взаимодействия специалиста с ПЭВМ. Эти системы должны развиваться в направлении усиления их диалоговых возможностей, создания интеллектуального механизма принятия-решения, смысловой обработки информации и ее оценки с адресацией конкретному пользователю.
Автоматизированное рабочее место специалиста по охране труда (АРМ СОТ), представляющее программно-технический комплекс на базе персональной ЭВМ, является важнейшим элементом ИТ ОБП. Средства АРМ СОТ автоматизируют основные производственные функции специалиста по охране труда, связанные главным образом с обеспечением безопасности оборудования, технологических процессов, производственных сооружений, с оценкой состояния безопасности условий труда, планированием профилактических мероприятий.
Информация о работе Информационные технологии обеспечения безопасности производства