Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:15, реферат
В современной теории и практике менеджмента существует концепция "самообучающейся (саморегулирующейся, адаптивной) организации", со¬гласно которой компания, которая хочет сохранить свою конкурентоспо¬собность в долгосрочном плане, должна своевременно и адекватно реа-гировать на изменения внешнего окружения
Многие "межличностные столкновения" между отдельными сотрудниками чаще всего обусловлены структурой организации, а не особенностями участвующих в них людей.
Если чувства рассматривать в качестве существенного фактора, то появляются дополнительные возможности для улучшения руководства, коммуникаций, межгруппового сотрудничества и повышения степени удовлетворенности от работы.
Смещение акцента при разрешении конфликта с издания приказов или "сглаживания ситуации" на открытое обсуждение идей способствует не только личностному росту, но и достижению целей организации.
Организационная структура и подход к организации работы могут быть модифицированы для более эффективного удовлетворения потребностей отдельных людей, групп и организации в целом.
Организационное развитие
Процесс функционирования организаций (предприятий) прежде всего заключается в их непрерывном развитии. Только в этом случае может быть обеспечена их конкурентоспособность за счет адаптации к постоянно изменяющимся условиям рыночной среды.
Очевидно, что сложная
система организационных
Организационное развитие (ОР), как и другие направления комплексного развития предприятия, должно быть направлено на одновременное решение двух взаимосвязанных задач:
♦ экономической, заключающейся в обеспечении повышения эффективности производства, в том числе роста производительности труда как непосредственно на основе подъема организационного уровня, так и в результате более рационального использования технического, экономического и социального потенциала предприятия;
♦ социальной, предполагающей широкое применение социально-психологических методов управления и создание в сфере труда и производства условий для сохранения здоровья человека и повышения его работоспособности, всестороннего развития личности, повышения содержательности труда, формирования ответственного отношения к труду.
Это значит, что внедрение
каждого мероприятия, в том числе
организационного, должно иметь ощутимый
не только экономический, но и социальный
эффект. Перестраивая организацию труда,
производства и управления в соответствии
с происходящими в технике и технологии
изменениями, необходимо планировать
и внедрять организационные мероприятия
в тесной связи с социальными, направленными
на совершенствование профессионально-
Все это позволяет выполнить важное требование современных условий хозяйствования - обеспечение взаимосвязи ОР с деятельностью, направленной на техническое, социальное и экономическое совершенствование предприятия.
Соблюдение этого требования позволит избежать односторонности принимаемых управленческих решений и привести не только к повышению экономической эффективности производства, но и к выполнению социальных задач.
Итак, организационное развитие - это проведение широкомасштабных акций, направленных на совершенствование структуры предприятия и управления, модернизацию этих процессов через более эффективное и основывающееся на сотрудничестве руководство фирмой, позволяющее изменить климат внутри предприятия.
Следует всегда иметь в виду, что, когда мы подвергаем регулированию структуру организации и процессы, в ней происходящие, мы формируем организационный климат, то есть атмосферу, среду, в которой работают люди и в которой мы оказываем влияние на эффективность этой работы.
Другими словами, организационный климат - это то, что обеспечивает эффективность деятельности предприятия на основе удовлетворения запросов ее членов, работников.
Организационное развитие представляет собой проблему, которая в той или иной форме всегда стоит перед любым предприятием. Поэтому высшему руководству следует постоянно следить за переменами во внешней среде, чтобы не упустить момента для проведения реорганизации. Любая попытка увеличить производительность не может быть осуществлена без реорганизации хотя бы одного участка данного предприятия, а чаще всего без его реорганизации в целом.
Инновационный метод
Под инновационным методом
Инновационный метод может быть представлен
в виде нескольких правил, последовательно
выполняя которые можно разрешать проблемы
любого класса сложности.
Первое правило предписывает концентрировать внимание
на своих затруднениях и проблемах, рассматривая
их решение как способ решения любых проблем.
Такие явления, как гибель в наше время
миллионов людей от голода и войн, не становятся
для нас "своей" проблемой или "своим"
затруднением, а вот тесная обувь переживается
как "своя" проблема. Затруднение
или проблема будет "своей" в том
случае, когда она действительно препятствует
эффективной деятельности человека и
процессу позитивных трансформаций его
самого и объемлющих его систем. "Свои"
проблемы локализованы в самом человеке.
Идентификация "своей" проблемы включает
мощный мотивационный и энергетический
механизм работы с нею. Однако люди почему-то
постоянно осуществляют интервенцию в
дела других, дают им советы и пытаются
решать их проблемы. Или принимают проблемы
других за свои, что совершенно непродуктивно.
Снимая "свои" затруднения человек
освобождает себя для созидательной деятельности.
Консультант, использующий инновационный
метод, в первую очередь применяет его
к собственным профессиональным и личностным
затруднениям. Работая как профессионал
с организациями и другими социальными
системами, он оказывает им помощь, решая
свои собственные проблемы. Например,
впервые работая с командой крупного концерна,
перед которой стояла проблема, аналога
решения которой нет в мире, автор идентифицировал
"своё" затруднение как неспособность
предложить такой методический ход, который
бы привёл в этой ситуации высочайшего
уровня сложности к рождению принципиально
нового решения. Решая "свою" проблему
консультант в данном случае решал и проблему
заказчика.
Второе правило инновационного
метода основано на положении о том, что
позитивные изменения в ситуации, системе
и человеке происходят благодаря усилиям
социальной группы и в социальном пространстве
этой группы. Человек связан с окружением
тысячами нитей. Эти связи существуют
постольку, поскольку данный человек таков,
каков он есть, и окружающие предполагают
его таковым. Чтобы человек как-то изменился,
должны быть изменены социальные связи.
Отсюда вытекает мысль о невозможности
для человека каких бы то ни было изменений
вне и в изоляции от ближайшего окружения,
в частности, от тех групп, куда он входит.
А если человек не изменится и не изменит
свой способ действий, он будет делать
то, что делал и до сих пор, получая в качестве
результата те же самые проблемы. Инновационный
метод содержит средства изучения процессов
взаимодействия человека и группы в процессе
изменений, обучения совместной работе
по изучению и разрешению проблемных ситуаций,
а также средства организации этой работы.
Третье правило предписывает
предельную концентрацию посредством
глубокого погружения в содержание затруднения.
Великие открытия и крупные изобретения
рождались именно в результате концентрации
и погружения. Перебирая в этом состоянии
сотни и тысячи аспектов проблемы и вариантов
решения человек исчерпывает познанное
человечеством и выходит на идеи, которых
никогда не было в культуре. Эти процессы
становятся предметом изучения, осмысления
и освоения. В центре внимания при этом
оказываются способность участников к
концентрации, её связь с пониманием, мотивацией,
групповыми процессами, действие социальных
стандартов и стереотипов, жизненных и
культурных парадигм, пограничные состояния
сознания, процессы инсайта и т.д. Организуется
концентрация за счёт интенсивного погружения,
множественной смены форм работы, рефлексивных
и медитационных техник, а также техник
сталкинга, релаксации и энергетизации.
Четвёртое правило метода
фиксирует необходимость рассматривать
затруднение или проблему как одну из
возможных интерпретаций ситуации. Чтобы
прорваться к действительному их содержанию,
либо к осознанию того, что такого содержания
нет, предлагается использовать техники
работы с интерпретационными схемами
как понятийными конфигураторами, задающими
контекст и способ осмысления тех или
иных фактов жизни. В нестандартных ситуациях,
с которыми имеет дело инновационный метод,
естественные интерпретационные схемы
не срабатывают и появляется необходимость
в интерпретационных схемах искусственных,
либо в отказе от их использования вообще.
Это правило предполагает изучение, освоение
и практическое использование механизмов
взаимодействия индивида, группы с разными
реальностями, задаваемыми разными интерпретационными
схемами, порождения разных реальностей,
возможности контроля за этими процессами,
механизмов действия социокультурных
кодов и способов преодоления предопределённости
восприятия, мыслей и действий, способов
выхода к действительному содержанию
затруднений, которые всегда локализованы
в человеке.
Пятое правило инновационного
метода предписывает изучение, освоение
и использование механизмов и способов
нового понимания себя, других людей, мира
в целом, возможностей порождения и реализации
нового, в том числе приобретения нового
опыта и создания новых образцов деятельности.
Поскольку старые средства неспособны
давать новый результат, считается, что
в нестандартных ситуациях порождение
новых средств деятельности, обучение
им и их практическое использование - единственный
путь продуктивного преобразования ситуации,
снятия затруднений и решения проблем.
Для порождения новых идей и решений предписывается
использовать широкий спектр методов,
процедур и техник: логико-математических
и методологических, эвристических и медитационных,
контекстуальных и опытно-практических,
а также средств, специально ориентированных
на работу с подсознанием. Метод предполагает
не только способы генерирования новых
идей, но и способы их практической реализации.
Информация о работе Инновационные подходы в исследовании организации