Переход к рыночной
экономике в России связан
с формированием рынка труда,
проведением государственной политики
занятости, призванной смягчить
последствия безработицы.
Безработица один из
факторов рынка труда. Анализ
ситуации в сфере занятости в России показывает,
что с точки зрения коллективной характеристики
безработицы есть основание говорить
о трех ее уровнях - естественном, приемлемом
и массовом.
В каждой стране
складывается свой естественный
уровень безработицы, обусловленный
ее географическими размерами, системой
коммуникаций, темпами развития экономики
и т.п.
С конца 80-х гг., и
особенно в последние годы, наметилась
тенденция сокращения занятости
населения. Ситуация на рынке
труда продолжает оставаться
сложной. Общий уровень безработицы увеличился
в 1996 г. с 8,8% до 9,3 (в 1995 г. соответственно
- с 7,6 до 8,8), а регистрируемой безработицы
- с 3,2 до 3,4 (в 1995 г. соответственно с 2,2 до
3,2%). Это обусловлено как усилением действия
сезонных факторов ослабления напряженности
на рынке труда, так и изменениями в порядке
регистрации безработных (в соответствии
с Федеральным законом "О внесении изменений
и дополнений в Закон Российской Федерации
"О занятости населения в Российской
Федерации"), а также уменьшением возможностей
этой регистрации из-за дефицита бюджета
Государственного фонда занятости населения
в большинстве регионов.
Увеличилась доля длительно
безработных (состоящих на учете
более года) с 14 до 17% и время
продолжительности безработицы.
Если в начале года она составляла
6,3 месяца, то к концу года - 7 месяцев. Обострилась
конкуренция на рынке труда. Разрыв между
количеством рабочих мест, заявленных
в органы службы занятости, и численностью
граждан, претендующих на них, вырос в
1,3 раза (в 1995 г. - 1,6 раз). В начале 1996 г. показатель
напряженности (численность зарегистрированных
незанятых в расчете на одну вакансию)
составлял 8,2 человека, а к концу года -
10,8 человека.
В нашей стране существует
следующая система пособий по
безработице: рабочие имеют право
на 75% их предыдущей
месячной заработной платы на
первые три месяца безработицы,
затем пособие снижается до
60% далее еще - до 45% на период
до 12 мес. При этом пособия по
безработице не могут быть
ниже минимальной заработной
платы.
Пособия выплачиваются из
Фонда занятости, который формируется
за счет обязательных выплат предприятиями
обязательных отчислений из заработной
платы работников на страхование от безработицы
и т.п. Местные власти могут вносить свои
дополнения в федеральную схему выплат
пособий по безработице.
В России организация,
которая призвана следить за
проблемами в сфере занятости
на государственной уровне, - это
Федеральная служба занятости
(ФСЗ). Функции службы занятости
следующие· методическое
руководство работой профконсультантов
службы занятости;
·
апробация и распространение
методических документов, аттестация
используемых методик;
·
определение потребностей профконсультантов
в специальной технике, программном
обеспечении и приобретении;
· подготовка
и распространение информационных материалов
по профессиям, профессиограмм, слайдов,
аудио- и видеозаписей;
·
разработка систем профотбора
и выработка критериев оценки
подбора специалистов;
·
разработка блоков для составления
характеристик психологических профилей,
резюме и др.;
·
проведение стажировок, целевых
семинаров, организация обучения,
повышения квалификации специалистов
Госкомитета России, занимающегося
профориентацией;
·
аттестация специалистов службы
занятости на право ведений индивидуальных
консультаций.
В настоящее время
наблюдается такая ситуация в
сфере организованного трудоустройства,
когда происходит уменьшение
доли лиц, успешно трудоустраеваемых.
Это происходит в основном
из-за сокращения числа и разнообразия
вакансий, регистрируемых предприятиями
в службе занятости.
У Федеральной службы
занятости существует и ряд
других проблем.
Чтобы лучше
учесть потребности незанятого
населения и работодателей, Федеральная
служба занятости строит свою
стратегию на использовании программ
интерпретирующих закон о занятости
в терминах политики и выработке
системы мер, соответствующих
текущей ситуации на рынке труда.
Местные
и региональные центры разрабатывают
одногодичные или двухгодичные
программы, которые на основе
оценки особенностей рынка труда
данной территории формулируют
очередные задачи, определяют приоритеты
и исполнителей. Программы обычно разрабатываются в процессе
консультаций с заинтересованными сторонами.
Закон о
занятости допускает существование
частных
агентств
занятости, но предполагает, что
они могут действовать, только
после получения лицензий от
Государственной службы занятости.
Массовое
высвобождение рабочей силы - одно
из наиболее сложных последствий
экономического и технического
развития общества. Оно выполняет
определенную экономическую функцию
и необходимо при осуществлении
большинства технологических и
организационных преобразований. Отказ от своевременных
сокращений на предприятиях в конечном
итоге чреват снижением социально-экономической
эффективности производства (непродуктивным
использованием всех видов ресурсов,
удорожанием продукции, сокращением спроса
на нее и др.).
Массовое
сокращение персонала возможно
на любом этапе развития экономики.
Свертывание производства, перестройка
хозяйства характерны как для
стадии экономического подъема,
оживления, так и для периода
общего спада. Вместе с тем,
массовое высвобождение затрагивает целый комплекс
социальных и экономических проблем, требует
значительных затрат со стороны общества,
предприятий и отдельных граждан. Основное
бремя падает на лица, подлежащие увольнению.
Одновременное появление на локальном
рынке труда значительного числа незанятых
снижает вероятность найти подходящую
работу для каждого из них.
Структурная
перестройка качественно изменяет
спрос на рабочую силу. Вновь
создаваемые рабочие места требуют
специалистов с принципиально
новыми трудовыми характеристиками. Квалификация, навыки,
трудовая культура попавших под сокращение
в большинстве случаев не пользуются спросом
на рынке труда.
Для России
данная проблема особенно острая
так как кардинальные структурные
преобразования, приватизация государственной
собственности, банкротство нерентабельных
предприятий неизбежно приведут к массовому
высвобождению рабочей силы.
В России
массовое высвобождение как явление
и принципы его регулирования
регламентируются Постановлением
Правительства России от 5 февраля
1993 г. "Об организации работы
по содействию в условиях массового высвобождения",
специальными методическими рекомендациями
Федеральной службы занятости, отраслевыми
и региональными тарифными соглашениями,
коллективными договорами. В соответствии
с этим постановлением к массовому высвобождению
в России относят: ликвидацию любого предприятия
с численностью занятых свыше 15 чел.; сокращение
численности иди штата предприятия в количестве
50 чел. и более в течение 30 календарных
дней, 200 чел. и более в течение 60 календарных
дней, 500 чел. и более в течение 90 календарных
дней; увольнение 1% работников от общего
числа работающих в связи с ликвидацией
предприятий либо сокращением штате в
течение 30 дней в регионах с общей численностью
занятых менее 5 тыс.чел.
На первом этапе реформирования вплоть
до конца 1992 г. массовое высвобождение
имело ряд особенностей. Сокращение коснулось
всех отраслей хозяйства, даже тех, где
традиционно существовал дефицит
рабочей
силы (жилищно-коммунальное хозяйство,
бытовое обслуживание, транспорт, связь). Другой отличительной
чертой массового высвобождения стала
его нацеленность на лиц, имеющих ограниченные
возможности для приложения своего труда
в общественном хозяйстве в силу демографических,
профессионально-квалификационных, психологических
и других особенностей. Это прежде всего
женщины, лица предпенсионного возраста,
работники со средней квалификацией.
С конца
1992 г. процесс сокращения штатов
приобретает новые черты. Меняется
тип высвобождаемого работника,
повышается удельный вес лиц молодого возраста, мужчин,
нередко без работы остаются профессионалы
высокого уровня. К началу 1993 г. высвобождение
начинает приобретать черты сезонности,
т.е. к лету высвобождение уменьшается,
а к осени вновь набирает силу. В целом
по России в 1993 г. зафиксировано более
350 случаев массового высвобождения, которое
затронуло свыше 35 тыс.чел. Подавляющая
часть высвобождений приходилась на промышленные
предприятия. Однако показатели частоты
высвобождений на транспорте, в строительстве,
тор-говле, науке также довольно высоки.
В 1993 г.
уменьшилась доля потерявших
работу в результате массовых
высвобождений в общей численности
высвобождаемых. Это связано с
тем, ^то в канун лета отложили
высвобождение с крупных предприятий,
и одновременно пик трудностей
переживали обслуживающие
отрасли, где невозможны сокращения значительного
масштаба.
Откладывание
высвобождения, сохранение дотаций
из госбюджета некоторым отраслям
и предприятиям, резкое уменьшение
масштабов инвестиционной активности,
и как следствие этого, сдерживание структурной перестройки
приводит к увеличению скрытой безработицы.
Факторы,
которые обуславливают огромное
высвобождение рабочей силы, в
настоящее время в России, следующие·
спад производства, вызванный в
основном разрывом хозяйственных связей;
·
искусственно созданная неплатежеспособность
предприятий;
·
резкое сокращение государственных
капиталовложений и отсутствие
средств для инвестирования у
большинства юридических и физических
лиц;
·
частичная остановка экологически опасных производств;
·
сокращение численности вооруженных
сил;
·
конверсия военного производства;
·
изменение форм собственности;
·
усиление миграционных процессов
и др.
Специфической
особенностью российского рынка труда в настоящее время является
неспособность многих работников к предпринимательству.
Они не привыкли проявлять инициативу,
а следовательно, и неконкурентоспособны
на рынке труда.
Первыми
жертвами безработицы стали не
наиболее слабые работники, как
иногда принято думать, а наиболее
слабы отраслевые структуры народного
хозяйства.
Высокая
доля лиц с высшим образованием
среди безработных и тенденция
к росту продолжительности безработицы
среди них, как правило, связаны
не с их низкой конкурентоспособностью на рынке труда, а с объективными
процессами, происходящими в народном
хо-зяйстве.
Различные
группы населения вырабатывают
свои способы адаптации к условиям
кризисной ситуации, но в основном
они ориентированы просто на
выживание, на формирование самообеспечивающегося домашнего хозяйства
и т.п.
Изменить
сложившуюся ситуацию может только
радикальное изменение структуры
занятости, адекватное оздоровлению
и становлению рыночной экономики.
Пока же нужна материальная
поддержка безработным, финансовое
содействие в открытии ими собственного
дела, развитии малого бизнеса, предоставление
налоговых льгот предпри-нимателям перспективных
секторов экономики при создании дополнительных
рабочих мест.
Главным
условием эффективного трудоустройства
служит всемерное развитие производства товаров и услуг,
удовлетворяющих потребительский спрос,
для чего необходимо снять все ограничения
на пути предпринимательской инициативы,
базирующейся на различных фордах собственности.
Активная политика выходит за рамки социальной
защиты и предполагает предвосхищение
негативных последствий экономических
реформ и создание таких условий, которые
позволяли бы людям больше зарабатывать,
полностью используя и развивая свои способности.
А это требует от общества осуществления
особой социальной политики.
Во-первых, должны
быть созданы нормальные условия
воспроизводства рабочей силы
как качественного товара. Для
этого определяется минимальная
потребительская корзина и, соответственно,
минимальный потребительский бюджет,
что требует установления гарантированной обществом нижней
границы заработной платы, обязатель-ной
для всех форм собственности. Верхнюю
границу будут диктовать спрос и предложение
рабочей силы на рынке труда. Ее предел
не ограничивается, в случае, если она
чрезмерно высока, то ее регулируют через
налогообложение доходов.
Во-вторых, государство
должно обеспечивать социальные
гарантии тем, кто может и
хочет работать, но временно не
имеет работы. Рынок труда уже
узаконен и имеет прочные экономико-правовые
гарантии. Определен статус безработного и установлен размер
пособия по безработице исходя из возможностей
общества с учетом прожиточного минимума.
Для общества
опасна не столько сама безработица”
которая становится на рынке
труда постоянно действующим
фактором, такой же суровой реальностью, как рост цен и инфляция,
сколько отсутствие надежной системы
регулирования рынка ^руда и социальной
защиты от'
угрозы и
последствий безработицы. Должна
быть разработана конкретная
программа по созданию рабочих
мест и системы переподготовки
кадров. Заведомо можно предположить, что
из приблизительно 40% избыточных и малорентабельных
предприятий, существующие в отече-ственной
экономике, половина не выдержит рыночных
условий и занятые на них останутся без
работы.