Главная
социальная гарантия для трудящегося человека - возможность работать
и получать средства на жизнь именно таким
способом. Пособия требуются в условиях
временного, вынужденного отсутствия
работы, но общество обязано заранее сделать
все, чтобы предотвратить массовую безработицу.
В то же время все работодатели должны
иметь свободу найма и увольнения при
соблюдении норм трудового законодательства.
Необходимо поощрять территориальную
и профессиональную мобильность рабочей
силы, обучение и переобучение (в том числе
путем предоставления налоговых льгот
предприятиям), использование нестандартных
видов занятости (частичной, временной,
на дому, индивидуальной трудовой деятельности).
Требуется
четко налаженная система учета
незанятого населения и имеющихся
вакансий, прогнозирования спроса
и предложения рабочей силы в отраслевом,
профессиональном и территориальном разрезах,
а также организация службы предоставления
информации по этим вопросам на разных
региональных уровнях.
На многих
предприятиях России существует
проблема несвоевременной выплаты
заработной платы, в результате чего
значительно ухудшается материальное
положение семей. В условиях падения реальных
доходов вполне понятно стремление людей
найти себе дополнительный к основной
работе приработок. Мужчины в этом стремлении
гораздо активнее женщин. Определял, где
подрабатывать, женщины предпочитают
не менять свою профессию или по крайней
мере работать там, где не нужна профессиональная
подготовка. Несмотря на то, что тяжелое
материальное положение характерно для
половины респондентов, многие не собираются
искать приработок по причине усталости
от основной работы и трудности поиска
места приработка.
Решить свои
проблемы радикальным способом -
изменением места основной работы
- собираются 10% женщин и 26% мужчин.
Таким образом,
женщины в целом более тяжело переживают современные
трудности. Они пессимистичнее относятся
к будущему; их активность в преодолении
неблагоприятных тенденций ниже, чем у
мужчин. Они чаще мирятся с ухудшением
своего социально-экономического положения.
Полученные данные свидетельствуют что
реальных возможностей для улучшения
этого положения у них меньше, чем у мужчин.
ПЕРСПЕКТИВЫ СТАНОВЛЕНЯ
РЫНКА ТРУДА
Активная
политика на рынке труда предполагает
создание дополнительных рабочих
мест, в том числе путем стимулирования
отечественных и зарубежных инвестиций
в перспективные отрасли производства,
организацию общественных работ, подготовки
и переподготовки кадров, а также облегчение
миграции. Для решения этих проблем в 1996
г. наряду с другими реализовывались две
государственные целевые программыI.
"Комплексная программа мер по созданию
и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы",целями
которой являются “…повышение уровня
и изменение структуры занятости населения
РФ на основе создания экономически эффективных
рабочих мест в перспективных отраслях
экономики”.
Основными задачами Программы
являются :
-обеспечение правовых, экономических
и организационных условий для
создания и
сохранения рабочих мест, раэвития
кадрового потенциала;
-регулирование складывающегося национального
рынка труда и повышения
. конкурентоспособности
отечественной рабочей силы;
-формирование эффективной структуры
занятости населения;
-повышение качества создаваемых
рабочих мест;
-развитие профессиональной и
территориальной
мобильности рабочей силы;
-создание благоприятных условий
для повышения уровня жизни
за счет
. .
стимулирования трудовой активности
населения, усиления роли и ответственности
. участников социально-трудовых
отношений в сфере занятости населения;
-предотвращение роста неполной
занятости и массовой безработицы;
-развитие системы общественных
работ
II.
"Федеральная целевая программа содействия занятости
населения Российской Федерации на 1996
- 1997 годы"
При этом
были проведены социальные экспертизы
проектов федеральных целевых
программ, определены отраслевые
и региональные приоритеты, обеспечивающие
развитие и сохранение рабочих мест, разрабатываются
нормативные акты, направленные на стимулирование
производства отечественной продукции.
В результате реализации данных программ
в 1996 г. было трудоустроено 2,3 млн. человек
(в 1995 г. - 2,2 млн. человек), или каждый третий
из числа ищущих работу и состоящих на
учете в органах службы занятости.
Для развития
альтернативных возможностей трудоустройства
органы службы
занятости содействуют самозанятости
и расширению предпринимательской
инициативы. Благодаря этому более
86 тыс. безработных были обеспечены работой.
Однако основным сдерживающим фактором
в этой сфере является несовершенство
законодательной базы, в том числе и налогообложения.
Значительным
фактором увеличения безработицы
является сокращение ВПК и
вооруженных сил. Необходимо разработать специальные
программы развития и диверсификации
районов с высокой концентрацией военных
предприятий, обеспечить финансирование
инвестиций в конверсию из государственного
бюджета за счет сокращения военных расходов,
создать льготный налоговый режим для
частных инвестиций в этих районах. Требуется
также заблаговременно подготовить программы
переориентации производства и перераспределения
рабочей силы в районах, где сосредоточены
предприятия, которые будут подвержены
структурной перестройке.
Определенную
роль в улучшении положения
в области занятости может
сыграть организация общественных
работ. Хотя, как показывает международный
опыт, эта мера имеет временный
характер, обеспечивая в основном
кратковременную занятость и
преимущественно в сфере малоквалифицированного труда.
Значительному уменьшению безработицы
могли бы способствовать и меры по повышению
межотраслевой и территориальной мобильности
рабочей силы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемы
формирования российского рынка
труда нельзя решить без государственной поддержки. Государство
должно стать "катализатором" в сотрудничестве
и взаимодействии работодателей, профсоюзов,
местных органов власти в обеспечении
максимальной и эффективной занятости.
Многое можно сделать в рамках предприятий,
но при поддержке органов власти. Это -
решение проблем излишней рабочей силы
путем создания альтернативной занятости,
расширение производства предметов потребления,
переобучения, помощи высвобождаемым
рабочим в создании мелких предприятий
или кооперативов, увеличение сроков заблаговременного
уведомления рабочих и служащих о предстоящих
увольнениях, что, как показывает практика,
сокращает период вынужденной безработицы.
Проблемы
безработицы можно было бы
смягчить и за счет более
широкого использования нестандартных
видов занятости - частичной, временной,
надомничества - создания собственных
предприятий лицами, потерявшими работу.
Для этого нужно обеспечить необходимые
экономические и законодательные условия,
а также выполнение тех законодательных
актов, которые уже действуют.
Осуществление
эффективной и перспективной
политики занятости требует прогнозирования
основных показателей занятости
и развития трудовых ресурсов,
развертывания фундаментальных
исследований в этой области.
Необходимы постоянный контроль
и анализ реальной безработицы, которая качественно
меняется. Требуется психологическая
подготовка людей к этому социальному
явлению. Правовая безграмотность большей
части населения делает его беззащитным
в случае массовых увольнений. Юридическое
просвещение, в том числе в отношении прав
человека, помощь и консультации всем,
оказавшимся без работы, должны стать
частью государственной политики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.
1.
Комплексная программа мер по
созданию и сохранению рабочих
мест на 1996-2000 годы
2.
В. Кострюков. Вопросы занятости.
-Экономист,1998.-№8.-с57-62
3.
Б.С.Лисовик. Труд и рынок.-СПб.:изд.
С.-Петербургского Университета,1991
4.
И.Ф.Симонова, А.В.Кпадони. Особенности
формирования рынка труда России.
-М.:ЦНИИТЭнефтехим,1995
5. И.Ф.Симонова.
Проблемы совершенствования государственного
регулирования нефтяного комплекса
России в условиях рынка.
-М.:ЦНИИТЭнефтехим,1995