Конкурентоспособность товара и предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Основной целью при написании курсовой работы является изучение конкурентоспособности предприятия и оценить его конкурентную среду. Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд поставленных задач:
1.Изучить основы концепции конкурентоспособности и конкурентной среды предприятия;
2.Проанализировать методы оценки конкурентоспособности предприятия;
3.Исследовать тему с практической стороны (на примере ООО «Ратимир»);
4.Проанализировать методы повышения конкурентоспособности предприятия;
5. Изучить литературу по теме исследования.

Файлы: 1 файл

конкурентоспособность.docx

— 343.20 Кб (Скачать файл)

Таким образом, конкурентоспособность продукции это комплексная многоаспектная характеристика, отражающая способность продукции в течение периода ее производства соответствовать по качеству требованиям конкретного рынка (рынков), адаптироваться по соотношению качества и цены к предпочтениям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при ее реализации.

Среди критериев, характеризующих конкурентоспособность промышленных товаров, выделяют: технические (назначения, нормативные, эргономические, эстетические и другие), экономические (цену потребления) и организационные (скидок, условия платежа и поставок, комплектность поставки, сроки и условия гарантии).

Для определения конкурентоспособности продукции на основе выбранных критериев используют различные показатели. Для сопоставления величины различных показателей, характеризующих конкурентоспособность товара на разных стадиях его жизненного цикла, они были разделены на две большие группы: стоимостные (себестоимость, выручка, инвестиции ) и качественные (послепродажное обслуживание товара, уровень известности, реклама).

С целью повышения конкурентоспособности продукции необходимо внедрять комплексные мероприятия по повышению конкурентоспособности соответствующего предприятия, отрасли, страны.

На сегодняшний день существует несколько способов оценки конкурентоспособности продукции. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Но всех их можно свести в два базовых подхода к оценке конкурентоспособности это:

      • дифференциальный, в результате оценки которого устанавливается: достигнут ли уровень параметров базовой техники, по каким параметрам он не достигнут, какие из параметров наиболее сильно отличаются от базовых;
      • маркетинговый (комплексный) основанный на применении групповых, интегральных, смешанных показателей или сопоставлении показателей удельных полезных эффектов разрабатываемой продукции и продукции аналога-конкурента с учетом весомости каждого параметра.

Подводя итог вышесказанному необходимо отметить что, существующие методы и научные разработки по вопросам оценки конкурентоспособности касаются в основном продукции и в меньшей степени затрагивают деятельность предприятия.

Анализ методических и теоретических разработок по вопросам обеспечения конкурентоспособности предприятия подтверждает необходимость ее комплексной оценки для выявления возможных резервов улучшения основных показателей его хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Оценка методов конкурентоспособности продукции предприятия (на примере предприятия ООО «Ратимир»)

3.1 Характеристика предприятия и выпускаемого товара

 

Компания «Ратимир» - один из лидеров мясоперерабатывающей промышленности Дальнего Востока России. Это предприятие с уникальным, современным оборудованием и высококвалифицированным персоналом выпускает более 200 наименований колбасных изделий, копченостей и полуфабрикатов под тремя торговыми марками «Ратимир», «Дымов», «Мясной ряд».

Одним из главных достижений компании считается внедрение в работу предприятия мировой системы контроля качества ХАССП. Это позволяет предприятию выпускать продукцию, соответствующую требованиям безопасности, принятым в европейских странах, и конкурентоспособную на рынке. Также «Ратимир» - единственное мясоперерабатывающее предприятие Приморского края, занесенное в «зеленый» список организации «Гринпис России». Эти факты являются гарантией безопасности выпускаемой продукции.

За 15 лет существования на рынке компания «Ратимир» прошла серьезный путь от небольшого цеха по производству колбас до современного, мощного предприятия.

В настоящее время компания «Ратимир» реализует продукцию через сеть представительств в таких городах как Находка, Хабаровск, Благовещенск, Белогорск, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Магадан, п. Кавалерово.[24]

Сегодня ассортимент компании «Ратимир» насчитывает более 200 наименований продукции. Это и колбасы (вареные, варено-копченые, полукопченые, ветчины), сосиски и сардельки, полуфабрикаты, мясные деликатесы, паштеты и продукты в желе. Даже самый требовательный гурман оценит по достоинству всё многообразие ассортимента.

Продуктовый портфель компании "Ратимир" состоит из трёх торговых марок:

· «Ратимир» - торговая марка ценового сегмента «средний плюс». Ориентирована на потребителей со средним уровнем доходов. «Дымов» - торговая марка сегмента «премиум». Предназначена для более взыскательных покупателей, ценящих прежде всего вкус продукта.

· «Мясной ряд» - это торговая марка среднего ценового сегмента. Ориентирована на покупателей, которые отдают предпочтение продукции хорошего качества по приемлемой цене.

Технологическая схема производства мясных изделий, предусматривает все необходимые стадии тестирования и контроля качества. Основной тест проводится в термокамере. Производство осуществляется на основании Технических условий Госстандарта и все производимое оборудование имеет сертификат Госстандарта РФ и гигиенический сертификат.[24]

В политике компании «Ратимир» управление качеством играет важнейшую роль. Каждому компоненту, каждой технологической операции, условиям транспортировки и хранения мы уделяем максимум внимания.

Контроль качества начинается с отбора сырья, это так называемый входной контроль. В производстве мясопродуктов очень важно, чтобы мясо отвечало требованиям, которые предъявляются к нему - по органолептическим качествам, по сортности. На входном контроле поставляемое сырьё проходит экспертизу документации, а также тщательно проверяется сотрудниками производственной лаборатории ООО «Ратимир».

И только после всех этапов проверки сырьё поступает на производство. В этой же лаборатории проходит проверку каждая партия уже готовой продукции, которая не выходит за пределы завода без вторичной экспертизы в лаборатории компании.

Компания «Ратимир» при производстве продукции не использует генетически модифицированные ингредиенты. Этот факт отметили независимые эксперты «Гринпис России». «Ратимир» - единственная мясоперерабатывающая компания Приморского края, занесённая в «зелёный» список этой организации.

«Ратимир» первым среди мясоперерабатывающих предприятий Дальнего Востока начал внедрять международную систему контроля качества и безопасности ХАССП (что в переводе означает анализ рисков и критические контрольные точки).[24]

В апреле 2007 года компания "Ратимир" получила Сертификат соответствия международной системе ХАССП. А в марте 2010 года предприятие повторно подтвердила этот Сертификат, сроком до 2013 года.

Сертификат ХАССП гарантирует выпуск качественной, безопасной для человека и конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Внедрение системы ХАССП позволяет компании "Ратимир" экспортировать свою продукцию в другие страны, ведь она соответствует мировым стандартам качества.[24]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Анализ конкурентной  среды

Проведя анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Ратимир» по таблице 1 можно сказать, что компания является лидером на своем рынке обладая более половины доли рынка продаж. Основными конкурентами «Ратимир» являются компании «ВИК» и ТД «Никольск».

Таблица 1 - Маркетинговая карта рынка мясоперерабатывающих (колбасных) компаний

Название компании

Стратегия

Объём продаж, кг ежедневно

Доля Рынка

«Ратимир»

Нападение

70000

53,03%

«Вик»

Защита

15000

11,36%

«Надежда»

 

9000

6,82%

ТД «Никольск»

 

15000

11,36%

«Отец и сыновья»

Нейтралитет

4500

3,41%

«Кировские колбасы»

 

3000

2,27%

«Филимонов»

 

2500

1,89%

«Род Стор»

Нападение

5000

3,79%

«Элефант»

Нейтралитет

1000

0,76%

ООО «Арника»

 

2500

1,89%

ООО «Влад-Бекон»

 

4500

3,41%

ИТОГО:

 

132000

100%


 

На таблице 2 и 3 показаны цена на продукцию, по которой стоимость продукции «Ратимир» выше, чем у других, но остается конкурентоспособной из-за высокого качества сырья и самой продукции, а также из-за высоких вкусовых характеристик.

Таблица 2 - Ценовая карта рынка (стоимость 1 усл. кг. "средней колбасы) в рублях

Период времени

ООО «Влад Бекон»

«Отец и сыновья»

«Ратимир»

«ВИК»

«Надежда-95»

ТЦ «Никольск»

«Филимонов»

«Алгос»

«Арника»

I кв. 2010 г

139,25

139

156

136

142

141

133

134

135

II кв. 2010 г.

141

141

160

138

142

143

134

138

136


Окончание таблицы 2

III кв. 2010 г.

143

145,2

163

139,5

144

144

135

142

137,5

IV кв. 2010 г.

146

146

164,7

145

150

149,6

135,8

150

139

I кв. 2011 г.

148

148,5

165,4

151

156,7

150,4

138

153

143


 

 

Таблица 3- Сравнение показателей конкурентоспособности в абсолютных значениях

Показатели

конк-ти

ООО «Влад Бекон»

«Отец и сыновья»

«Ратимир»

«ВИК»

«Надежда-95»

ТЦ «Никольск»

«Филимонов»

«Алгос»

«Арника»

Цена(руб)

148

148,8

165,4

151

156,7

150,4

138

153

143

Абсолютная сила бренда

45

90

195

130

140

55

40

125

11


 

В таблице 4 был проведен SWOT-анализ, из которого следует, что компания ООО «Ратимир» находится в хорошем положении, но главной проблемой ее является: нехватка кадров.

 

Таблица 4 - SWAT Анализ ООО "Ратимир"

Сильные стороны компании

Возможности компании во внешней среде

· 15 лет на рынке · Высокое качество продукции · Высокая степень соблюдения договорных обязательств, как в отношении субподрядчиков, так и в отношении конечных потребителей · Наличие собственного производственного цеха · Новейшее высокотехнологическое оборудование · Наличие лаборатории для осуществления контроля · Четкая и отлаженная схема закупок сырья · Хорошие каналы сбыта

· Контроль над затратами · Вывод новых торговых марок · Выход на рынки других Дальневосточных регионов · Разработка нового товара · Снижение цен на сырье

Слабые стороны компании

Угрозы компании с внешней среды

· Высокие цены на продукцию · Низкая доля рынка в других регионах · Нехватка кадров · Отсутствие собственного свинокомплекса

· Усиление конкуренции на рынке колбасной продукции · Рост конкуренции · Уменьшение известности бренда · Выход других региональных производителей на рынок Приморского края


 

Источник : http://ratimir.ru/

 

Подводя итоги можно сказать, что компания занимает лидирующие позиции, но отсутствие собственных сырьевых баз сказывается отрицательно на цене товара.

 

3.3 Оценка конкурентоспособности продукции предприятия

 

Задача данного исследования - установить основные причины, препятствующие росту объемов продаж ООО «Ратимир» и разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности данного предприятия.

В практике экономических расчетов принято всех конкурентов делить на три группы: «лидеры», «середняки» и «ведомые». В зависимости от положения на рынке существуют три основные стратегии, которые используются при конкуренции:

    • «защита своих позиций»;
    • «нападение на конкурентов»;
    • «нейтралитет».

Знание сильных и слабых сторон конкурента (особенно при сравнении с собственными) дает возможность фирме придерживаться различных стратегий на основе информированности. Для оценки сил и слабостей формулируются показатели, определяющие успех. Каждому показателю приписывается вес, соответствующий его степени важности среди всех выбранных факторов.

Информация о работе Конкурентоспособность товара и предприятия