Научная революция 16-17 ст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 17:57, реферат

Описание работы

Выход в свет революционной книги Коперника был связан с теми серьезными трудностями, которые испытывала к этому времени геоцентрическая система Птолемея. Ее несовершенство становилось все очевиднее. Попытки исправить ее недостатки только все больше усложняли ее. Почти 80 независимых кругов описывали движение планет к этому времени. Это приводило к тому, что фактически геоцентрическая система Птолемея описывала отдельные движения небесных тел, никак не связанных между собой. К поиску новой, более совершенной модели мира подталкивали и практические потребности жизни: назревшая необходимость реформы календаря, а также упрощение вычисления долготы, необходимого в мореходной практике.

Содержание работы

Введение

Раздел 1.Научная революция 16 столетия

Раздел 2.Научная революция 17 столетия

Раздел 3.Современное развитие науки

Выводы

Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

                                          Реферат

                  

                  на тему : «Научная революция 16-17 ст.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Студентки 1 курса

                                                      ЭПФ 1 группы

                                                      Специальность: менеджмент                                                              

                                                      Беляковой Виктории

 

 

 

                           

 

 

 

                                      Содержание

Введение

 

Раздел 1.Научная  революция 16 столетия

 

Раздел 2.Научная  революция 17 столетия

 

Раздел 3.Современное  развитие науки

 

Выводы

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

                                                   Введение

 

Отправной точкой научной революции, в результате которой появилась  классическая наука и современное  естествознание, стал выход книги  Николая Коперника «О вращении небесных сфер» в 1543 г. Но гелиоцентрические идеи, высказанные там, были всего лишь гипотезой, нуждавшейся в доказательстве. Поиск аргументов в пользу этой гипотезы и стал основной задачей научной революции XVI-XVII вв., которая начинается с работ Г. Галилея.

Выход в свет революционной  книги Коперника был связан с  теми серьезными трудностями, которые  испытывала к этому времени геоцентрическая  система Птолемея. Ее несовершенство становилось все очевиднее. Попытки  исправить ее недостатки только все  больше усложняли ее. Почти 80 независимых кругов (деферентов и эпициклов) описывали движение планет к этому времени. Это приводило к тому, что фактически геоцентрическая система Птолемея описывала отдельные движения небесных тел, никак не связанных между собой. 
 К поиску новой, более совершенной модели мира подталкивали и практические потребности жизни: назревшая необходимость реформы календаря (день весеннего равноденствия, закрепленный на 21 марта еще в IV в., отстал от действительной даты на 10 дней), а также упрощение вычисления долготы, необходимого в мореходной практике.

Работа по обоснованию  гелиоцентризма была начата Галилео  Галилеем, труды которого предопределили весь облик классической, а во многом и современной науки. Именно им были заложены основы нового типа мировоззрения, а также новой науки – математического опытного естествознания. Исходной его посылкой было выдвижение аргументов, что для формулирования четких суждений относительно природы ученым надлежит учитывать только объективные, то есть поддающиеся точному измерению, свойства предметов и явлений – размер, форму, количество, вес, движение. А свойства, просто доступные восприятию, – цвет, звук, вкус, осязание – нужно оставить без внимания. Лишь с помощью количественного анализа наука может получить истинные знания о мире. А чтобы глубже проникнуть в математические законы и постичь истинный характер природы, Галилей усовершенствовал и изобрел множество технических приборов и инструментов -линзу, телескоп, микроскоп, магнит, воздушный термометр, барометр и др. Их использование придало естествознанию новое, неведомое грекам измерение. Прежние дедуктивные схоластические размышления о Вселенной уступили место экспериментальному исследованию с целью постижения действующих в ней универсальных математических законов.

 

 

 

 

 

 

                       Раздел 1 : «Научная революция 16 столетия» 

 

Научная революция - это период, когда  новые знания переворачивают все  мировоззрение цивилизации или  приводят к новым научным открытиям. Научная революция произошла  в Европе в XVI веке после выхода работ Николая Коперника "Об обращении небесных сфер" и Андреаса Везалия "О строении человеческого тела" в семи томах. Обе работы использовали новейшие для того времени научные методы для изучения мира и опровергали предшествовавшие теории, часть из которых оставались неизменными еще с античных времен. После успеха этих работ начался настоящий переворот в науке, ученые начали серьезно изучать окружающий мир, и знания человечества многократно выросли в последующие века.

  Как уже упоминалось -  стремление к поиску простой и гармоничной модели, отражающей реальность Космоса, привели Коперника к гелиоцентризму. В его схеме Вселенная по-прежнему оставалась сферой, хотя размеры ее резко возрастали (только так можно было объяснить видимую неподвижность звезд). В центре Космоса находилось Солнце, вокруг которого вращались все известные к тому времени планеты, в том числе и Земля со своим спутником Луной. Получившаяся модель мира была проще геоцентрической, хотя расчеты движения планет практически не упростились, так как Коперник по-прежнему полагал, что планеты двигались вокруг Солнца по круговым орбитам, а значит, нельзя было обойтись без деферентов и эпициклов. Главным достижением гелиоцентрической модели мира стала возможность описания мира с позиций одной центральной идеи (гелиоцентризма), которая позволяла видеть Космос единой системой. Так был исправлен самый большой недостаток модели Птолемея. Новая модель мира сразу объяснила многие непонятные ранее эффекты, и прежде всего петлеобразные движения планет, которые объяснялись теперь движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Впервые была объяснена смена времен года. 
Безусловно, помимо достоинств у коперниковской модели мира были и недостатки. Из-за того, что он считал движение планет круговым, Копернику пришлось сохранить эпициклы Птолемея, хотя их число и уменьшилось. Его Вселенная по-прежнему была конечной и ограничивалась одной Солнечной системой. Но эти погрешности не могут заслонить революционного характера открытия великого ученого, давшего толчок дальнейшим исследованиям, которые привели к появлению классической науки Нового времени. 
 Следующий шаг в становлении гелиоцентрической картины мира сделал Джордано Бруно. Он отверг представление о космосе как о замкнутой сфере, ограниченной сферой неподвижных звезд. Он впервые заявил о том, что звезды – это не светильники, созданные Богом для освещения ночного неба, а такие же солнца, как и наше, вокруг них могут вращаться планеты, на которых, возможно, живут люди. Таким образом, Бруно предложил набросок новойполицентрической картины мироздания, окончательно утвердившейся век спустя: Вселенная вечна во времени, бесконечна в пространстве, вокруг бесконечного числа звезд вращается множество планет, населенных разумными существами. 
 Но, несмотря на всю грандиозность этой картины, она продолжала оставаться эскизом, наброском, нуждавшимся в фундаментальном обосновании. Нужно было открыть законы, действующие в мире и доказывающие правильность предположений Коперника и Бруно. Доказательство их идей стало одной из важнейших задач первой глобальной научной революции, которая началась с открытий Галилео Галилея.

За те сто пятьдесят  лет, которые отделяют Коперника  от Ньютона, меняется не только образ  мира. С этим изменением связано  и изменение- также медленное, мучительное, но неуклонное – представлений о человеке, о науке, о человеке науки, о научном поиске и научных институтах, об отношении между наукой и обществом, между наукой и философией и между научным знанием и религиозной верой.

В результате «научной революции» родился новый образ  мира, с новыми религиозными и антропологическими проблемами. Вместе с тем возник новый образ науки – развивающейся  автономно, социальной и доступной  контролю. Другая фундаментальная характеристика научной революции – формирование знания, которое в отличие от предшествующего, средневекового, объединяет теорию и практику, науку и технику, создавая новый тип ученого –носитель того типа знания, который для обретения силы нуждается в постоянном контроле со стороны практики, опыта. Научная революция порождает современного ученого –экспериментатора, сила которого – в эксперименте, становящемся все долее строгим благодаря новым измерительным приборам, все белее и более точным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Раздел 2 : «Научная революция в 17 столетии»

 

Рассмотрим какие  вклады внесли в становление науки  выдающиеся представители Нового времени. Речь едет о мощном движении –научной революции, которое обретает в XVII в. характерные черты в работах  Галилей, идеях Бекона и Декарта и которое впоследствии получит свое завершение в классическом ньютоновском образе Вселенной, подобной часовому механизму. 
Все началось с астрономической революции Коперника, Тихо Браге, Кеплера и Галилея, в становление первой научной картины мира, очевидно. Шаг за шагом меняется образ мира, с трудом, но неуклонно разрушаются столпы космологии Аристотеля-Птолемея. Коперник помещает в центр мира вместо Земли Солнце; Тихо Браге –идейный противник Коперника- устраняет материальные сферы, которые, по старой космологии, вовлекали в свое движение планеты, а идею материального круга (или сферы) заменяет современной идеей орбиты; Кеплер предлагает математическую систематизацию открытий Коперника и завершает революционный переход от теории кругового движения планет («естественного» или «совершенного» в старой космологии) к теории эллиптического движения; Галилей показывает ошибочность различения физики земной и физики небесной, доказывая, что Луна имеет ту же природу, что и Земля и формирует принцип инерции. Ньютон в своей теории гравитации объединяет физику Галилея и физику Кеплера.

Говоря  о становлении науки XVII в. нельзя не отметить формирование в тот период механической картины мира и роль Реформации в процессе становления  новой картины мира. В культурно-историческом плане механизация картины мира –чрезвычайно интересное явление, возникшее в лоне европейской культуры и не имеющее аналогов в других культурах. Под механизацией картины мира, происходящей в XVII в. мы понимаем вытеснение схоластического представления о материальном мире как иерархически упорядоченном организме, как материи, одушевляемой «изнутри» субстанциональными качествами, иным представлением о мире как об однородном, неодушевленном, мертвом веществе, частицы которого взаимодействуют по чисто механическим законам. 
 В свою очередь Реформация явилась выражением разложения феодализма и рождения новой буржуазной формации. Разложение феодальных отношений, сопровождающееся подобными настроениями, меняет общую картину мира, меняет отношение к природе, к естественному и сверхъестественному (чудесному). Значение идеологий Реформации для развития науки Нового времени состоит прежде всего в разрушении средневековой иерархической картины мира позднего католицизма и в переориентации воли человека с созерцательного отношения к истине на активный ее поиск в Книге мира. 
 Таким образом, МКМ XVII в, которая утверждала идею качественного единства, унифицированности всего телесного мира и его жесткую подчиненность законам, исходящим из единого божественного источника, по социальному генезису отражает процесс становления буржуазного способа производства, однако не непосредственно, а через опосредующее звено идеологических систем эпохи Реформации. Она стала ведущей мировоззренческой основой для развития физики, химии, политэкономии, теории государства и права и других отраслей естественного и социального познания. 
 Теперь, вернемся к становлению первой научной картины мира. Исходным рабочим определением научной картины мира (НКМ) можно считать следующее: НКМ есть наглядный, характерный для определенной исторической эпохи интегральный образ мира, служащий важным средством синтеза конкретных научных знаний о мире. Придя на смену религиозной, в которой в центре философских изысканий два центра – Бог и человек, первая научная картина мира характерна такими важнейшими элементами, как гелиоцентризмом, представлением о бесконечном однородном пространстве, едином материальном мире, в котором царят универсальные законы природы. Ее и принято называть классической, на фоне которой началась классическая наука, ознаменовавшая генезис науки как таковой, как целостного триединства, т. е. особой системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института. Наука возникла в эпоху становления капиталистического способа производства и разделения единого ранее знания на философию и науку. Если в феодальном обществе формирующиеся в виде «зачатков» научные знания были «смиренной служанкой церкви» (были «растворены» в «эфире» религиозного сознания) и ими не позволено выходить за рамки, установленные верой, то нарождающемуся новому классу –буржуазии нужна была «полнокровная наука», т. е. такая система научного знания, которая прежде всего для развития промышленности исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы.  
 По мнениям многих западных исследователей (Дж. Бернал, Э. Цильзель) становление буржуазных социально-экономических отношений, пронизанных духом рационализма Нового времени, привело к постепенному ослаблению религиозного, магического, анимистического восприятия мира и укреплению рациональных представлений о мироздании. А поскольку развитие капиталистического производства потребовало развития механики и математики, то картина мира приобрела рациональный механико-математический характер, мышление стало рациональным. 
 Средневековая схоластическая картина мира в ходе научной революции XVI-XVII вв. подверглась разрушительной критике целым рядом философов и ученых. Процесс преобразования секуляризации схоластической картины мира, завершившейся созданием Ньютоном механической картины мира, рассматривается как монотонный, непрерывный процесс. Новое количественное, атомистическое, безгранично расширенное и мирское представление о действительности заняло место старой, качественной, непрерывной, ограниченной и религиозной картины мира, унаследованной мусульманскими и христианскими схоластами от греков. Иерархическая Вселенная Аристотеля отступила перед мировой схематикой Ньютона. Ньютон установил динамический взгляд на Вселенную вместо статического древних.

                         Раздел 3 : « Современное развитие науки»

 

В развитых областях естествознания в качестве основной структуры познания выступает анализ исследования его  предмета и выражение элементарных объектов в абстрактном виде, после  чего следует логический синтез в виде теоретической модели. Понимание естествознания в современном мире достаточно затруднено. Этому способствуют следующие обстоятельства: 
в наши дни применяется математический аппарат, который достаточно проблематично изучать; создание наглядной модели научных представлений наших дней, таких как частицы и искривленное пространство, практически невозможно. 
 Из данной ситуации выход остается один — просто не пытаться вообще этого делать, поскольку естествознание пытается повлиять на нас таким образом, чтобы мы полностью отказались от наглядности научных представлений.

Особенности развития современной  науки проявляются в фундаментальных  особенностях и чертах науки. Структура  научной деятельности имеет одну фундаментальную особенность — это разделенность, которая делит науку на несколько обособленных дисциплин. Именно это позволяет изучать отдельные фрагменты реальности более детально. Однако, в данном случае, теряются из виду многие взаимосвязи, а, как известно, в природе все взаимообусловлена и взаимосвязано между собой. В настоящее время подобная разобщенность становится преградой при необходимости проведения интегративных комплексных исследований, проводимых в условиях окружающей среды. Таким образом, можно сделать следующий вывод: «Поскольку природа едина, то и наука, ее изучающая, должна быть единой».

Не менее важной фундаментальной  чертой науки выступает и стремление абстрагироваться от самого человека. Данная особенность делает ее менее  ответственной за все возникающие  экологические трудности и не соответствующей реальности, поскольку основным фактором изменения дествительности выступает человек. Также стоит отметить и тот факт, что техника и наука всего лишь угнетают социум.

Особенности современной  науки привели к проявлению двусмысленности. С одной стороны, она представляет собой наиболее полную объективную информацию об окружающем мире. Но, с другой стороны, она же и уничтожает ее в процессе проведения исследований или экспериментов, основанных на научных данных.Особенности развития современной наукизаключаются в надежде сделать каждого человека значительно счастливее и дать понять истину. Поскольку наука занимается не только изучением мира, но и выступает в качестве фактора, процесса и результата революции, то она обязана находиться с развитием мира в полной гармонии. Такимм образом, в результате развития научных знаний образуется контур, обеспечивающий обратную связь между всеми жизненными сторонами и наукой. Расширение науки сопровождается ростом упорядоченности и интеграции, что, собственно, и является становлением науки на более высокий уровень гармоничной целостной системы.

Информация о работе Научная революция 16-17 ст