Научная революция 16-17 ст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 17:57, реферат

Описание работы

Выход в свет революционной книги Коперника был связан с теми серьезными трудностями, которые испытывала к этому времени геоцентрическая система Птолемея. Ее несовершенство становилось все очевиднее. Попытки исправить ее недостатки только все больше усложняли ее. Почти 80 независимых кругов описывали движение планет к этому времени. Это приводило к тому, что фактически геоцентрическая система Птолемея описывала отдельные движения небесных тел, никак не связанных между собой. К поиску новой, более совершенной модели мира подталкивали и практические потребности жизни: назревшая необходимость реформы календаря, а также упрощение вычисления долготы, необходимого в мореходной практике.

Содержание работы

Введение

Раздел 1.Научная революция 16 столетия

Раздел 2.Научная революция 17 столетия

Раздел 3.Современное развитие науки

Выводы

Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

В отношении научно-технической  революции и самой науки в  современном мировоззрении были сформированы следующие ориентации: 
сциентизм - он связан непосредственно с представлением о науке естествознании, как наивысшей ценности. Данная идеология должна была решить массу проблем, которые по сей день стоят перед человечеством.  Считается, что уже в ближайшем будущем наука будет рассматриваться в качестве единственной духовной культуры; 
антисциентизм — это направление, обрекшее науку на противопоставление природе и вымирание всего научного сознания, происходящее из сложившихся предположений об ограниченности всех имеющихся возможностей для преодоления человеческих проблем. Он оценивает науку в качестве враждебной силы, не способной положительным образом влиять на сложившуюся культуру.  Данное направление говорит о значительном увеличении опасности и возможной гибели всей Земли, либо от загрязнения окружающей среды, либо от ядерного оружия.

Особенности развития современной  науки непосредственно связано  с естествознанием, выступающим  в качестве продукта и условия  развития всей цивилизации. Только за счет науки каждый человек сможет наладить материальное производство и усовершенствоваться из поколения в поколение. Все это несомненно приводит к улучшению условий быта всего человечества, поскольку благосостояние и образ жизни значительно меняются в лучшую сторону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Выводы

Основы нового типа мировоззрения, новой науки были заложены Галилеем. Он начал создавать ее как математическое и опытное естествознание. Исходной посылкой было выдвижение аргумента, что  для формулирования четких суждений относительно природы ученым надлежит учитывать только объективные - поддающиеся точному измерению свойства, тогда как свойства, просто доступные восприятию, следует оставить без внимания как субъективные и эфемерные. Лишь с помощью количественного анализа наука может получить правильные знания о мире. А чтобы глубже проникнуть в математические законы и постичь истинный характер природы, Галилей усовершенствовал и изобрел множество технических приборов - линзу, телескоп, микроскоп, магнит, воздушный термометр, барометр и др. Использование этих приборов придавало эмпиризму новое, неведомое грекам измерение. Прежние дедуктивные схоластические размышления о вселенной должны были уступить место ничем не скованному экспериментальному ее исследованию с целью постижения действующих в ней безличных математических законов. Галилей нашел подлинно научную точку соприкосновения опытно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного способов исследования природы, дающую возможность связать научное мышление, невозможное без абстрагирования и идеализации, с конкретным восприятием явлений и процессов природы.

Особое значение для  нас имеют открытия Галилея в  области механики, так как с  помощью совершенно новых категорий  и новой методологии он взялся разрушить догматические построения господствовавшей аристотелевской схоластической физики, основывавшейся на поверхностных наблюдениях и умозрительных выкладках, переполненной телеологическими представлениями о движении вещей в соответствии с их природой и целью, о естественных и насильственных движениях, о природной тяжести и легкости тел, о совершенстве кругового движения по сравнению с прямолинейным и т.д. Именно на основе критики аристотелевской физики Галилей создал свою программу строительства естествознания.

Галилей разработал динамику - науку о движении тел под действием приложенных сил. Он сформулировал первые законы свободного падения тел, дал строгую формулировку понятий скорости и ускорения, осознал решающее значение свойства движения тел, в будущем названного инерцией. Очень ценна была высказанная им идея относительности движения. Философское и методологическое значение законов механики, открытых Галилеем, было огромным, ибо впервые в истории человеческой мысли было сформулировано само понятие физического закона в современном значении. Законы механики Галилея вместе с его астрономическими открытиями подводили ту физическую базу под теорию Коперника, которой сам ее творец еще не располагал. Из гипотезы гелиоцентрическая доктрина теперь начинала превращаться в теорию.

Завершить коперниковскую революцию выпало Ньютону. Он доказал существование тяготения как универсальной силы - силы, которая одновременно заставляла камни падать на Землю и была причиной замкнутых орбит, по которым планеты вращались вокруг Солнца. Заслуга Ньютона была в том, что он соединил механистическую философию Декарта, законы Кеплера о движении планет и законы Галилея о земном движении, сведя их в единую всеобъемлющую теорию. После целого ряда математических открытий Ньютон установил: для того чтобы планеты удерживались на устойчивых орбитах с соответственными скоростями и на соответствующих расстояниях, определяющихся третьим законом Кеплера, их должна притягивать к Солнцу некая сила, обратно пропорциональная квадрату расстояния до Солнца; этому закону подчиняются и тела, падающие на Землю (это касалось не только камней, но и Луны - как земных, так и небесных явлений). Кроме того, Ньютон математическим путем вывел на основании этого закона эллиптическую форму планетных орбит и перемену их скоростей, следуя определениям первого и второго закона Кеплера. Был получен ответ на важнейшие космологические вопросы, стоящие перед сторонниками Коперника, - что побуждает планеты к движению, как им удается удерживаться в пределах своих орбит, почему тяжелые предметы падают на Землю? - и разрешен спор об устройстве Вселенной и о соотношении небесного и земного. Коперниковская гипотеза породила потребность в новой, всеобъемлющей и самостоятельной космологии и отныне ее обрела.


С помощью трех законов  движения (закон инерции, закон ускорения и закон равного противодействия) и закона всемирного тяготения Ньютон не только подвел научный фундамент под законы Кеплера, но и объяснил морские приливы, орбиты движения комет, траекторию движения пушечных ядер и прочих метательных снарядов. Все известные явления небесной и земной механики были теперь сведены под единый свод физических законов. Было найдено подтверждение взглядам Декарта, считавшего, что природа есть совершенным образом упорядоченный механизм, подчиняющийся математическим законам и постижимый наукой.

Крупнейшим достижением  научной революции стало крушение антично средневековой картины  мира и формирование новых черт мировоззрения, позволивших создать науку Нового времени. Основу естественнонаучной идеологии  составили следующие представления и подходы: натурализм - идея самодостаточности природы, управляемой естественными, объективными законами; механицизм - представление мира в качестве машины, состоящей из элементов разной степени важности и общности; отказ от доминировавшего ранее символически-иерархического подхода, представлявшего каждый элемент мира как органическую часть целостного бытия; квантитативизм - универсальный метод количественного сопоставления и оценки всех предметов и явлений мира, отказ от качественного мышления античности и  Средневековья; причинно-следственный автоматизм - жесткая детерминация всех явлений и процессов в мире естественными причинами, описываемыми с помощью законов механики; аналитизм - примат

Аналитической деятельности над синтетической в мышлении ученых, отказ от абстрактных спекуляций, характерных для античности и Средневековья; геометризм - утверждение картины безграничного однородного, описываемого геометрией Евклида и управляемого едиными законами космического универсума.


Вторым важнейшим итогом научной революции стало соединение умозрительной натурфилософской традиции античности и средневековой науки с ремесленно-технической деятельностью, с производством. Еще одним результатом научной революции стало утверждение гипотетико-дедуктивной методики познания. Основу этого метода, составляющего ядро современного естествознания, образует логический вывод утверждений из принятых гипотез и последующая их эмпирическая проверка.

Обобщая все вышесказанное  можно привести несколько выводов  научной революции:

  • Старый Космос устарел и был разрушен.
  • Новая картина мира, которая заменила старый Космос, больше всего походила на огромные часы - в ней не было ничего живого и неопределенного и, казалось, все можно было рассчитать ("кеплеровский детерминизм").
  • Наука обрела свои механизмы и процедуры конструирования теоретического знания, проверки и самопроверки, свой язык, прежде всего, в математической его форме, ставший "плотью" метода.
  • Наука стала социальной системой - появились свои профессиональные организации, печатные органы, целая инфраструктура (включая специальный инструментарий). В науке возникли свои нормы и правила поведения, каналы коммуникации.
  • Наука через распространение принципов научности становится мощной интеллектуальной силой - школой "правильного" мышления, - влияющей на специальные процессы в самых различных формах.
  • Вырастая из мистицизма, наука постепенно преодолевала его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                             Список использованной литературы

 

1.Келле В.Ж. Наука  и культура. – М. Наука, 1984 

2.Ван- дер- Варден  Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение  астрономии: Пер. с англ. / Под ред.  А. А. Гурштейна. - М. Наука. Гл. ред. физ.-мат, лит., 1991.

 

3.Старостин Б.А. Параметры развития науки. - М. Наука, 1980.

 

4.Т. Кун Структура научных революций, М., Прогресс, 1977

 

5.Губарев В. От Коперника  до "Коперника" - М. Полит. Литература, 1973.

 



Информация о работе Научная революция 16-17 ст