Необходимость и сущность бизнес - планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:55, контрольная работа

Описание работы

Важнейшей задачей разработки бизнес-планов является проблема привлечения и обоснования инвестиций и кредитов, в том числе зарубежных. В этом случае бизнес-план необходим как основной документ, дающий возможность выгодного вложения денежных средств и гарантию возврата инвестиций на основе их эффективного использования.

Файлы: 1 файл

Бизнес план контольная.docx

— 48.73 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В последнее  время бизнес - планирование занимает немалое место в деятельности фирмы. Бизнес - план необходим как при создании малого, среднего или крупного бизнеса, так и для его модернизации или реструктуризации. Он является одним из основных документов, определяющих стратегию развития бизнеса, в нем более подробно разбираются экономические и финансовые вопросы, дается технико-экономическое обоснование конкретных мероприятий. Но  ценность бизнес - плана не ограничивается бизнес – предложением при переговорах с будущими партнерами. Он так же важен для управленческого персонала не только потому, что определяет цели, задачи и время их достижения, но и позволяет обнаружить проблемы перед тем,  как привлекать заемные ресурсы.

Важнейшей задачей разработки бизнес-планов является проблема привлечения и обоснования инвестиций и кредитов, в том числе зарубежных. В этом случае бизнес-план необходим как основной документ, дающий возможность  выгодного вложения денежных средств и гарантию возврата инвестиций на основе их эффективного использования.

 

1 Необходимость и сущность бизнес - планирования

 

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим  инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Он описывает  процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достигнуть своих целей и задач, повысить эффективность работы. Хорошо разработанный бизнес-план может помочь   завоевать новые позиции на рынке, получить инвестиции и кредитные ресурсы, составить стратегические и тактические планы развития, организовать производство новых товаров и услуг, и выбрать рациональные способы их реализации.

Бизнес-план систематически обновляется, поскольку  на него оказывают влияние внутренние и внешние факторы.

К внутренним факторам можно отнести: уровень  технологий, ценовую политику, политику сбыта товаров и услуг, и т.д. К внешним факторам можно отнести: политическую, экономическую и демографическую  ситуацию в стране, положение фирмы  на рынке, и т.д.

Чтобы противостоять  вышеперечисленным факторам и жесткой  конкуренции многие фирмы в различных  отраслях вынуждены заниматься планированием  своего бизнеса, только возможность  подготовки  таких документов может  быть различной: мелкому бизнесу  для разработки бизнес - плана не обязательно привлекать специалистов консалтинговых организаций. Но кто бы ни занимался проектированием своего бизнеса, должен поставить пред собой определенные цели и задачи, осуществляемые через функции бизнес - планирования, основные из которых представлены  в таблице 1.

Таблица 1. Функции бизнес - плана

Внутрифирменные функции

Внешние функции

- разработка стратегии развития фирмы или конкретизация отдельных направлений ее деятельности;

- разработка и осуществление проектов создания новой продукции (услуги);

- оценка внутреннего научного, технического, производственного и коммерческого потенциала;

- подготовка и осуществление мероприятий по внедрению новых технологий и приобретению оборудования;

- подбор новых и переобучение собственных рабочих и специалистов;

- контроль за финансовыми результатами деятельности фирмы;

- мероприятия по снижению степени риска в деятельности фирмы;

- формирование благоприятного имиджа

- привлечение инвестиций для реализации проектов;

- обоснование для включения проектов в государственные или региональные программы

- получение банковских кредитов;

- обеспечение успешной реализации акций фирмы на фондовом рынке;

- организационно-финансовое обоснование необходимости создания совместных производств, предприятий с использованием иностранного капитала и других форм совместной деятельности;

- разработка и осуществление мероприятий по созданию финансово-промышленных групп


При этом постановка целей может быть представлена следующим образом:

  1. Определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижение риска предпринимательской деятельности;
  2. Конкретизация перспективы бизнеса в виде количественных и качественных показателей развития;
  3. Привлечение внимания и интереса, обеспечение поддержки со стороны потенциальных инвесторов фирмы;
  4. Получение ценного опыта планирования, выявление слабых и сильных сторон организации.

В отличие  от традиционного плана организация  бизнес-плана учитывает не только внутренние цели предпринимательской  деятельности, но и внешние, которые  могут быть полезны вновь созданному бизнесу. Помимо инвесторов заинтересованными  лицами будущего бизнеса являются потенциальные  потребители и поставщики фирмы.

 

2 Структура и содержание бизнес-плана

 

Структура и содержание бизнес-плана  строго не регламентированы. И хотя бизнес-план может содержать различное количество и порядок разделов, можно рассмотреть схему наиболее распространенного бизнес - плана:

  1. Титульный лист;
  2. Резюме;
  3. Характеристика продуктов (услуг);
  4. Анализ рынка и конкурентов;
  5. План производства;
  6. План маркетинга;
  7. Организационный план;
  8. Финансовый план;
  9. Приложения.

Вышеизложенная  структура соответствует запросам организаций, чья репутация не подлежит сомнению,  поэтому немало важно  разъяснить каждый раздел бизнес-плана.

  1. Титульный лист. Успешная подготовка бизнес-плана начинается с правильного оформления титульного листа, который в обязательном порядке должен содержать излагаемые ниже компоненты:
  • полное официальное название фирмы, под которым она значится или будет значиться в регистрационных документах. Если  есть фирменный знак или логотип, его также следует поместить  на титульном листе;
  • организационно-правовая форма;
  • юридический адрес;
  • номера телефонов, факсов, электронной почты;
  • имя и фамилия того, кто подготовил план;
  • дата: месяц и год составления;
  • порядковый номер экземпляра
  1. Резюме. Кратко изложить бизнес-план на 1-3 страницах и привлечь внимание читающего. Надо учитывать, что этот раздел, который будет читать кредитор/инвестор, является самым главным элементом бизнес-плана. В нем составители должны коротко и сжато рассказать: направление деятельности (производство, торговля или услуги); состояние отрасли; как данная фирма вписывается в отрасль, и какое место в ней занимает; кто является потребителем результатов деятельности фирмы; является ли бизнес сезонным; ориентирован ли он на производство небольшого количества высококачественных товаров (услуг) или на массовое производство дешевых.
  1. Характеристика продуктов (услуг). Данный раздел включает описание будущего товара или услуги. Вопросы, которые относятся к описанию товара, могут представлять собой следующий перечень:
  • наименование товара (услуги) ;
  • полностью описать товар (услугу) и предоставить сведения о товарном знаке и патенте (если таковые имеются);
  • местонахождение фирмы;
  • местонахождение помещения;
  • является ли помещение Вашей собственностью либо его необходимо взять в аренду;
  • необходим ли ремонт помещению и если да, то какие предполагается затратить на это средства;
  • какой квалификации и специальности Вам необходимы работники;
  • какое для офиса нужно оборудование;
  • на сколько большой у Вас опыт работы в качестве руководителя;
  • небольшое собственное резюме (образование, возраст, интересы);
  • какова причина Вашего желания стать бизнесменом;
  • чем обоснованна уверенность в успехе;
  • стадия разработки Вашего товара на данный момент;

Кроме ответов  на эти вопросы, так же следует поместить в данный раздел Ваш товар в виде рисунка или фотографии, указать предполагаемую цену и предполагаемые издержки, качественные характеристики товара, в чем преимущество его упаковки и дизайна.

  1. Анализ рынка и конкурентов. Этот раздел призван описать отрасль, показав размеры рынка, его основные сегменты и емкость, уточнить конкурентов и долю рынка, которую они занимают. Желательно описать выбранные конкурентные стратегии и их конкретное применение.

Краткая характеристика рынка, в сжатом виде представить текущее положение и возможности: размер рынка; конкуренты; доля рынка;   потенциальная емкость рынка; стабильность рынка; планируемый рост.

Выявить главных конкурентов необходимо для того, чтобы проанализировав их слабые и сильные стороны. Понять, возможно, при данном уровне конкуренции выжить на рынке. Для этого можно указать: название конкурента; местонахождение; размер; доля рынка; слабые или сильные стороны.

  1. План производства. Здесь не только нужно описать производственный процесс, но и убедить партнеров, что Вы сможете выпустить такое количество товара, которое предполагаете, причем уложитесь в установленные сроки и качество от этого не пострадает и кроме того будет соответствовать стандартам на данный товар.

По этому  разделу будут судить о Вашем  квалификационном уровне как предпринимателя, что является очень важным пунктом  в принятии решения инвесторов (кредиторов), особенно данным разделом заинтересуются экономисты, банкиры и финансисты. Поэтому Вам необходимо ответить на следующие вопросы:

  • полностью описать производственный процесс, перечислить те операции, которые предполагаете поручить субподрядчикам;
  • перечислить фирмы (имена) субподрядчиков и их адреса;
  • какие предполагаются затраты на субподрядчиков;
  • составить графики схем производственных потоков;
  • список первоначально необходимого оборудования для производства, которое нужно приобрести или взять в аренду;
  • список необходимого материала или сырья;
  • какие фирмы будут осуществлять поставки данного сырья, и какие у них цены;
  • какая предполагается себестоимость Вашего товара ;
  • список оборудования необходимого на будущее;
  • для предприятий, которые являются торговыми или сервисными:
  • кто будет поставлять Вам товар;
  • имеется ли помещение, которое подойдет под магазины или под склады.

Схема потоков  производства должна показывать, каким  образом и откуда будет поступать  сырьё и комплектующие, какие  будут цены на них, каким образом  Вы будите перерабатывать их в продукты и как Вы будите и куда поставлять эту продукцию. Так же указать  в схеме, как будет осуществляться контроль качества.

  1. План маркетинга. Для того чтобы достичь успеха, фирма должна создать эффективный рынок для своего товара. Основные шаги по созданию такого рынка описывает маркетинговый раздел бизнес-плана. План маркетинга должен давать ответы на следующие вопросы:
  • основные характеристики покупателей на том отраслевом рынке, на который ориентировано предприятие. На какое место в данном сегменте рынка может претендовать бизнес.
  • какая методика расчета цены на товар фирмы. Каналы распространения товаров.
  • меры для эффективного продвижения товара. Способы продвижения товаров, стимулирование сбыта.

Маркетинг дает возможность определить потребности  и желания клиента. В данном разделе  можно выделить  2 подраздела:

  • анализ клиента, рассматриваются основные критерии, которыми могут руководствоваться клиенты при покупке продукта или услуги: цена; качество; сбыт продукта; доставка; надежность доставки; квалификация продавцов; спектр продуктов; стиль работы.
  • реклама - это способ информирования потенциальных покупателей о  продуктах или услугах. Необходимо указать, как информация о них будет доведена до потенциальных клиентов. Можно составить  перечень рекламных мероприятий (публикации в средствах массовой информации, презентации, помещение рекламы в специализированных журналах и т.д.). По каждому из этих мероприятий нужно указать объем средств из бюджета, которые  планируется потратить на эту деятельность.

7) Организационный план. Вы должны указать форму собственности, указать своих партнеров и основных поставщиков и сведения о них, какую меру ответственности несут партнеры, кто входит в руководящий состав и сведения о них, организационные структуры и как будут распределяться обязанности.

В первую очередь, должны перечислить всех членов, входящих в руководящую группу, их краткая биография и обязанности, возлагаемые на каждого в отдельности, и как может повлиять каждый на становление фирмы и на рост объема продаж.

Должны указать, как руководство осуществляет кадровую политику, для этого нужно ответить на вопросы, касающиеся:

Информация о работе Необходимость и сущность бизнес - планирования