Основные характеристики и особенности профессиографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 09:21, контрольная работа

Описание работы

В мире существует огромное количество профессий, они охватывают
различные сферы человеческой деятельности, постоянно изменяются
вместе с развитием общества, науки и техники, но при этом многие
профессии сохраняют свои главные признаки и сопровождают человечество в течение столетий. Актуальность данной работы обусловлена постоянным ростом требований организаций к профессиональным и личным качествам работников, возможностью проанализировать собственные профессиональные и личные качества как самостоятельно, так и с помощью специалистов, занимающихся составлением профессиограмм и психограмм. Цель контрольной работы – разобрать основные характеристики и особенности профессиографии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1 Сущность профессиографии………………………………………………….4
2 Методы профессиографических исследований……………………………..8
3 Схема профессиограммы………………………………………………….….9
4 Роль профессиографического подхода в подготовке будущих специалистов……………………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………...13
Список литературы……………………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

психофиз.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ  РАНХиГС

ЦЕНТР  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

 

Кафедра Управление персоналом

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: «Психофизиология профессиональной деятельности»

 

Тема:  «Основные характеристики и особенности профессиографии»

 

 

       Выполнил Муравьева О.В

     Управление персоналом

_______________________

(специальность)

___________10308_________

(№ группы)

                                                    Проверил

Доцент кафедры,к.биол.наук

Константинова Н.И.

                                                                

 

 

 

НОВОСИБИРСК 2013 
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1 Сущность профессиографии………………………………………………….4

2 Методы профессиографических  исследований……………………………..8

3 Схема профессиограммы………………………………………………….….9

4 Роль профессиографического подхода в подготовке будущих специалистов……………………………………………………………………12

Заключение……………………………………………………………………...13

Список литературы……………………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

   В мире существует огромное количество профессий, они охватывают

 различные сферы человеческой  деятельности, постоянно изменяются

 вместе с развитием общества, науки и техники, но при этом  многие

 профессии сохраняют свои  главные признаки и сопровождают  человечество в течение столетий. Актуальность данной работы обусловлена постоянным ростом требований организаций к профессиональным и личным качествам работников, возможностью проанализировать собственные профессиональные и личные качества как самостоятельно, так и с помощью специалистов, занимающихся составлением профессиограмм и психограмм.         Цель контрольной работы – разобрать основные характеристики и особенности профессиографии.

  Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:

-дать характеристику понятию  «профессиографии»,

-разобрать особенности профессиографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность  профессиографии

 

  Профессиограмма – это всестороннее описание профессии, дающее представление о том, что и как должно выполняться специалистом, при помощи каких ресурсов, в каких производственных условиях.

  Профессиограмма включает производственно-техническую, социальную, психологическую и психофизиологическую характеристики. Психологическая и психофизиологическая характеристики составляют психограмму.

  Психограмма – это «психологический «портрет» профессии, содержащий требования, предъявляемые профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Психограмма способствует оптимизации и повышению эффективности профессиональной деятельности специалиста конкретного профиля.

  Возможны различные подходы к исследованию профессии и построению ее профессиограммы: комплексный (учитывается широкий круг характеристик: социальных, технологических, медицинских, гигиенических), аналитический (анализ обобщенных нормативных и морфологических показателей структуры профессии), задачно-личностный подход (описание объективных профессиональных задач, профессиональных знаний, умений, результатов труда и психологических характеристик субъекта, необходимых для выполнения задач). Наиболее часто при составлении профессиограммы используют задачно-личностный подход.

 

  Профессиограмма с позиции задачно-личностного подхода должна отвечать следующим требованиям:

1) четко выделять предмет  и основные результаты труда;

2) подчеркивать направленность  труда на благо конкретного  человека (гуманистический человекоцентризм);

3) не выделять отдельные  составляющие профессии, а описывать  ее целостно в системе характеристик,  особо подчеркивая ее приоритетные  составляющие;

4) иметь направленность на решение практических задач (профотбор, обучение, рационализация трудовой деятельности);

5) показывать возможные  линии развития человека средствами  профессии, динамику психических  новообразований в процессе труда,  позволяющие человеку выбирать оптимальные направления роста с учетом своей индивидуальности; показывать перспективы изменений в самой профессии;

6) отражать некомпенсируемые  профессионально важные качества  личности.

  Качества личности – обобщенные свойства личности, характеризующие человека по следующим аспектам:

социальному (сознательность, мотивы профессиональной деятельности, профессиональные интересы, широта кругозора, культура, удовлетворенность профессиональной деятельностью);

психологическому (черты  характера, особенности внимания и памяти, быстрота и производительность умственных процессов, эмоциональные особенности, проявление воли);

физиологическому (тип  высшей нервной деятельности, особенности  организации мозговых регуляторных систем).

  Профессионально важные качества (ПВК) – это психологические качества человека, необходимые для данной профессии, влияющие на эффективность осуществления его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.).

ПВК, с одной стороны, являются предпосылкой профессиональной деятельности, а с другой – они сами совершенствуются в ходе деятельности.

  Во второй половине 1920-х гг. советские психотехники интенсивно разрабатывали принципы и методы анализа профессиональной деятельности. Обобщение этих исследований привело к оформлению специального подхода в психотехнике — профессиографии.

  Суть данного подхода отражена в самом названии («описание профессий»). В целом понятие «профессиография» включает процесс изучения, психологическую характеристику и проектирование профессии.

  При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда.

  Одним из основополагающих  принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа – подчинение профессиографирования решению конкретных практических задач.   Например, для целей профконсультации и профотбора нужно выделять те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых по их профессиональной пригодности. Для определения уровня квалификации большое значение приобретает характеристика трудовых функций, профессиональных знаний, умений и навыков. Для изучения профессионального утомления выделяются признаки, обнаруживающие факторы, инициирующие профессиональную усталость.

 

  Таким образом, принцип дифференцированного профессиографирования обусловливает методы изучения профессии, содержание ее характеристики, а также область использования, т.е. особенности проведения профессиографии определяются ее целями. Цели могут быть связаны со следующими областями деятельности:

-    аттестацией  работников;

-    проектированием  новых профессий и специальностей;

-   профконсультацией оптантов и отбором специалистов;

-    совершенствованием  профессионального образования,  подготовки и повышения квалификации;

-    научными исследованиями  профессионального развития личности.

  Результаты профессиографирования оформляются в профессиограмме, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья.

 

  Важной составляющей профессиограммы является психограмма – характеристика мотивационной, волевой и эмоциональной сферы специалиста.

  Психограмма – психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией.

  Термин «психограмма» был введен в начале XX в. немецким психологом В. Штерном, разработавшим методику составления обобщенного психологического портрета конкретной личности. Штерн предложил также состовлять частичную психограмму, которая отражала не все стороны личности, а только важные для определенной практической задачи. Так сложилась психограмма личности успешного профессионала, отображающая профессионально важные качества. При этом речь идет не о личности конкретного человека, работающем в профессии, а о типовом портрете успешного профессионала.

  Разработка профессиограмм ведется на основе следующих принципов:

-    комплексного  подхода в изучении профессиональной  деятельности;

-    целенаправленного  составления профессиограммы, подчиненного  достижению конкретной практической цели;

-    типизации и дифференциации  профессиографических характеристик,  отражающих типовые и специфические  признаки профессии; 

-    реального отражения  состояния профессии в конкретных  социально-экономических условиях;

-    учета перспектив профессионального роста и карьеры;

-    надежности, предполагающей  описание профессий в экстремальных  и нестандартных условиях.

 

 

 

2 Методы профессиологических  исследований

 

  Научное описание профессии предполагает анализ как внешней картины труда (трудового поведения), так и внутренней, т.е. психических процессов и интегральных психологических образований, являющихся внутренними средствами деятельности субъекта труда. В профессиографии используется множество разнообразных методов:

-    социологические  (анкеты, опросы, включенное наблюдение);

-    психологические  (беседа, наблюдение, эксперимент и  производные от них: интервью, личностные опросники, тесты,  психобиографии, анализ продуктов  деятельности);

-    физиологические  (регистрация ЭКГ, КГР, измерение артериального давления, антропометрических и технических данных);

-    описание технологических  процессов и др.

  Из всего многообразия методов необходимо выбрать те, которые позволяют с минимальными затратами времени, сил и средств получить достоверные ответы на вопросы, подлежащие изучению в данном профессиографическом исследовании.

  При разработке комплекса методов роль системо-образующего фактора играет цель исследования. Например, разрабатывая профессиограммы для профориентации, большое внимание уделяют общей профессиографической и социально-психологической характеристике профессии, а при разработке профессиограмм в целях профориентации и профотбора особенно важны психодиагностические исследования. Остальные исследования приобретают значение для определения условий, в которых предстоит работать лицам, принимаемым на работу. Однако и они важны, так как без знания конкретных производственных обязанностей и условий труда нельзя организовать профориентацию, профотбор и определить профпригодность кандидата для работы. Подбирая методики в соответствии с выбранной иерархией целей (системой приоритетов), следует помнить о необходимости всестороннего изучения профессии, выполнению которого помогает использование схемы профессиограммы, отражающей следующие основные направления профессиографического исследования:

-    общее знакомство  с производственным процессом;  более детальное его изучение  и описание;

-    описание конкретных  рабочих мест; психологический анализ  деятельности на конкретном рабочем месте;

-    психологический,  физиологический и антропометрический  анализ рабочих движений;

-    пооперационный  анализ трудовой деятельности;

-    фотографию  рабочего дня, хронометраж; 

-    изучение индивидуального  стиля деятельности;

-   анализ ошибочных действий;

-    оценка санитарно-гигиенических  условий труда; 

-    динамика работоспособности  за смену, неделю, более длительный  период.

 

 

3 Схема профессиограммы 

 

  Профессиограммы имеют различное содержание в зависимости от тех целей, для которых они составляются. Основываясь на принципах системного анализа и изучении профессиографической литературы, Э.Ф. Зеером разработана обобщенная схема профессиограммы [1].

 

 Социальная и  профессиографическая характеристика  профессии

 

  Первая часть содержит социальную и профессиографическую характеристику профессии и состоит из следующих разделов:

1. Название профессии  и специальности по официально  принятой номенклатуре.

2. Таксономические сведения: форма, тип, класс, группа, специальность. 

3. Название рабочего поста (конкретизированное применительно к данной форме профессиограммы).

Информация о работе Основные характеристики и особенности профессиографии