Основные характеристики и особенности профессиографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 09:21, контрольная работа

Описание работы

В мире существует огромное количество профессий, они охватывают
различные сферы человеческой деятельности, постоянно изменяются
вместе с развитием общества, науки и техники, но при этом многие
профессии сохраняют свои главные признаки и сопровождают человечество в течение столетий. Актуальность данной работы обусловлена постоянным ростом требований организаций к профессиональным и личным качествам работников, возможностью проанализировать собственные профессиональные и личные качества как самостоятельно, так и с помощью специалистов, занимающихся составлением профессиограмм и психограмм. Цель контрольной работы – разобрать основные характеристики и особенности профессиографии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1 Сущность профессиографии………………………………………………….4
2 Методы профессиографических исследований……………………………..8
3 Схема профессиограммы………………………………………………….….9
4 Роль профессиографического подхода в подготовке будущих специалистов……………………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………...13
Список литературы……………………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

психофиз.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

4. Престиж, имидж, статус  профессии в данной отрасли,  регионе, профессиональной группе.

5. Должностной оклад  и его оценка (ниже среднего, средний  и выше среднего в регионе).

6. Краткая характеристика  основных квалификационных и  должностных обязанностей.

7. Необходимое образование. 

8. Диапазон квалификации (разряды, классы и т.д.), а также  перспективы административного,  профессионального, научного и  других видов продвижения, карьеры.

9. Основные особенности  общения: постоянное или эпизодическое,  с узким или широким крутом  лиц, непосредственное или опосредованное  техническими средствами, характер  общения (узкопрофессиональное, с  посетителями, клиентами, в условиях обслуживания людей и руководства подчиненными и т.д.).

10. Краткая характеристика  требований профессии к безошибочности  и надежности: последствия ошибок, особые требования к безопасности  труда. 

11. Частота случаев  дисквалификации по профнепригодности, отдельно в периоды проф.обучения, проф.адаптации и профессиональной деятельности.

12. Краткая характеристика  основных особенностей динамики  трудовой деятельности (возрастные  ограничения, большая текучесть  кадров по данной специальности  и другие обстоятельства, заслуживающие внимания с точки зрения общей характеристики данной профессии, специальности или рабочего поста).  

 Психограмма

  Представляет собой психологический анализ структуры деятельности и характеристику требований, предъявляемых профессией к психике человека. Содержание и объем психограммы зависят от цели, с которой проводится изучение профессии.

  В психограмме составляется функциональная модель работы психики профессионала, устанавливаются предполагаемые профессиональные качества (ПВК) и требуемый уровень их развития (высокий, средний или низкий). В ряде случаев здесь бывает целесообразно указать также признаки профессиональной непригодности.

  Профессионально важные качества (ПВК) – относительно устойчивые, мало подверженные развитию и тренировке индивидуально-личностные свойства, которые существенно сказываются на успешной профессиональной деятельности, а также влияют на освоение профессиональных знаний, умений и навыков.

Заключение профессиограммы 

  В этой части суммируются основные данные социального, профессиологического и психологического изучения профессии и формулируются основные рекомендации научного и(или) практического характера в следующем порядке:

1. Характеристика деятельности: функции, виды деятельности, типовые  задачи и ситуации, профессиональные умения и навыки.

2. Профессионально значимые  качества субъекта деятельности (социальные, профессиональные, психологические,  анатомо-физиологические и др.).

3. Профессионально значимые  свойства личности, состояний и  процессов. 

4. Профессиональные вредности, ограничения и льготы.

5. Перспективы профессионального  роста и профессионального самосохранения.

 

4 Роль профессиографического  подхода в подготовке будущих  специалистов

 

  Наблюдения показывают, что знание студентом профессиограммы выбранной специальности активизирует его в овладении будущей профессией, вызывает избирательное отношение к деятельности в учебное и не учебное время.

  Кроме того, размышления о профессии, ее особенностях, возникающие на этой основе, заставляют задуматься о своих возможностях в ней. Сопоставление студентом того, какими профессиональными и личностными качествами необходимо обладать специалисту, и того, чем располагает он для выполнения требований, предъявляемых к профессиональной компетентности работника, позволяет ему выявить слабые места, пробелы в своей профессиональной подготовке. На основе всего этого создаются предпосылки для усиления профессиональной направленности учебно-воспитательного процесса.

  Профессиограмма показывает пути совершенствования профессиональной деятельности. Это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста.

  Профессиональное развитие в рамках профессиографического подхода связывается с появлением в психике человека новых качеств профессионала, с овладением человеком новыми профессионально важными качествами, с изменением ранее сложившегося соотношения профессионально важных качеств.

 

 

 

 

 

Заключение 

 

  Профессия является важной сферой жизнедеятельности человека, позволяющей ему удовлетворить свои потребности в уважении, общении и само актуализации.

  Теоретические основы профессиографии позволяют определить структуру профессиональной деятельности и субъекта труда. Профессиография является действенным средством обобщения исследований деятельности и субъекта труда для решения широкого круга практико-ориентированных задач психологии профессий. Области применения профессиограмм: проф.консультация и профориентация, профотбор и проф.подбор, аттестация и проектирование карьеры, образование и повышение квалификации.

  В данной работе были рассмотрены вопросы составления профессиограмм и психограмм. 

  Разработаная профессиограмма, позволит оценить собственные профессиональные, личные качества и откорректировать при необходимости направления профессиональной деятельности. Что в свою очередь будет способствовать увеличению профессионалов - специалистов овладевших высокими уровнями профессиональной деятельности, сознательно изменяющих и развивающих себя в ходе осуществления труда, вносящих свой индивидуальный творческий вклад в профессиональную деятельность и повышающих престиж своей профессии в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.    Зеер, Э.Ф.  Психология профессий: Учебное  пособие для вузов [Текст] / Э.Ф.  Зеер. – М.: Академический проект, 2006. – 330 с.

 

2.    Истратова,  О.Н. Справочник психолога-косультанта  организации [Текст] О.Н. Истратова.  – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 637 с.

 

3.    Климов, Е.А.  Психология профессиональной деятельности: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед.  Учеб. заведений [Текст] / Е.А. Климов. – М.% Издательский центр «Академия». 2004. – 304 с.

 

4.    Романова, Е.С. 99 Популярных профессий. Психологический  анализ и профессиограммы [Текст] / Е.С. Романова. – СПб.: Питер, 2003. – 464 с.

 

5.    [Электронный  ресурс] // ПСИ- фактор» - Центр практической психологии.  Режим доступа: http://psyfactor.org, свободный

 

6.    [Электронный  ресурс] // Все профессии - Сайт  профессий. – Режим доступа: http://www.profigrama.ru, свободный

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные характеристики и особенности профессиографии