Основы бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 22:23, реферат

Описание работы

В России сейчас очень остро стоит задача дальнейшего развития экономики, и сейчас важно, как органы государственной власти, бюджетные средства могут помочь бизнесу осуществить инновационные проекты. Если раньше мы думали о том, как нам обеспечить функционирование рынков, то сейчас мы ставим перед собой другие приоритеты - инновационные технологии. Малый бизнес здесь играет очень важную роль. Каждый четвертый работающий житель Свердловской области задействован в сфере малого бизнеса, треть оборота всех хозяйствующих субъектов приходится на малый бизнес.

Файлы: 1 файл

Основы бизнеса1.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

В России сейчас очень  остро стоит задача дальнейшего  развития экономики, и сейчас важно, как органы государственной власти, бюджетные средства могут помочь бизнесу осуществить инновационные проекты. Если раньше мы думали о том, как нам обеспечить функционирование рынков, то сейчас мы ставим перед собой другие приоритеты - инновационные технологии. Малый бизнес здесь играет очень важную роль.

Каждый четвертый  работающий житель Свердловской области  задействован в сфере малого бизнеса, треть оборота всех хозяйствующих субъектов приходится на малый бизнес.

Доля малого и среднего бизнеса в Свердловской области на сегодняшний день составляет 45%, это больше, чем машиностроительный комплекс. Очень многое зависит от диалога власти и бизнеса. К сожалению, федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" практически не предусматривает льгот, и поэтому мы надеемся на поддержку со стороны областных и муниципальных властей.

Правительство Свердловской области реализует  различные механизмы поддержки малого предпринимательства, в соответствии с проблемами, которые стоят перед малым бизнесом.

В целях дальнейшей реализации муниципальной политики по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и повышения их конкурентоспособности, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Законом Свердловской области от 04.02.2008 № 10-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области», Постановлениями Правительства Свердловской области от 29.07.2008 № 782-ПП «Об областной государственной целевой программе «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» на 2009-2011 годы», от 26.02.2009 № 202-ПП «О программе Свердловской области по развитию малого и среднего предпринимательства на 2009 год в части, осуществляемой фондом «Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства», Решением Нижнетагильской городской Думы от 30.06.2008 № 31 «Об утверждении Программы социально-экономического развития города Нижний Тагил на 2008-2010 годы», руководствуясь Уставом города Нижний Тагил,

ПОСТАНОВЛЕНО:

1. Утвердить  муниципальную целевую программу  «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижний Тагил (2009-2011 годы)».

2. Управлению  по экономике и ценовой политике  Администрации города:

1) включить муниципальную  целевую программу «Развитие  малого и среднего предпринимательства  в городе Нижний Тагил (2009-2011 годы)» в Реестр муниципальных целевых программ социально-экономического развития города;

2) при формировании  бюджета города на очередной  финансовый год включать объемы  финансирования мероприятий программы  в сводную бюджетную заявку  финансирования муниципальных целевых программ.

3. Администрации  города при формировании бюджета  города на очередной финансовый  год предусматривать средства  на реализацию муниципальной  целевой программы «Развитие  малого и среднего предпринимательства  в городе Нижний Тагил (2009-2011 годы)».

4. Опубликовать  данное постановление в газете  «Горный край».

5. Контроль за  выполнением настоящего постановления  возложить на заместителя Главы  Администрации города по экономике  и финансам А.В. Ларина.

Сроки промежуточного контроля — 1 апреля 2010-2011 годов.

Срок контроля — 1 апреля 2012 года. 
ПАСПОРТ 
муниципальной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижний Тагил (2009-2011 годы)»

1. Название программы

«Развитие малого и среднего  предпринимательства в городе Нижний Тагил (2009-2011 годы)»

2. Основания для разработки  программы

- Федеральный закон  от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии  малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации»,

- Закон Свердловской  области от 04.02.2008           № 10-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области»,

- Постановление Правительства  Свердловской области от 29.07.2008 №  782-ПП «Об областной государственной  целевой программе «Развитие  субъектов малого и среднего  предпринимательства в Свердловской области» на 2009-2011 годы»,

- Постановление Правительства  Свердловской области от 26.02.2009 №  202-ПП «О программе Свердловской  области по развитию малого  и среднего предпринимательства  на 2009 год в части, осуществляемой  фондом «Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства»,

- Решение Нижнетагильской городской  Думы  от 30.06.2008 № 31 «Об утверждении Программы социально-экономического развития города Нижний Тагил на 2008-2010 годы»

3. Заказчик программы

Администрация города

4. Разработчик программы

Управление по экономике  и ценовой политике Администрации  города

5. Исполнители программы

Управление по экономике  и ценовой политике Администрации  города,

комитет по управлению муниципальным  имуществом Администрации города,

отдел промышленности Администрации города,

управление по развитию потребительского рынка и услуг  Администрации города,

управление муниципального заказа Администрации города,

администрация Ленинского района,

администрация Дзержинского района,

администрация Тагилстроевского района

6. Цель программы

Создание благоприятных  условий для развития субъектов  малого и среднего предпринимательства  и повышения их конкурентоспособности

7. Задачи программы

1. Формирование благоприятной  правовой среды для развития  субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Повышение экономической  устойчивости и конкурентоспособности  субъектов малого и среднего  предпринимательства.

3. Развитие и реализация  эффективных методов удовлетворения  финансово-кредитных потребностей  субъектов малого и среднего предпринимательства.

4. Обеспечение имущественной  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства.

5. Содействие профессиональной  подготовке, переподготовке и повышению  квалификации кадров для малого  и среднего предпринимательства, вовлечение в предпринимательскую деятельность временно незанятого трудоспособного населения.

6. Повышение роли малого  и среднего предпринимательства  в социальной и общественной  жизни города.

8. Сроки реализации  программы

2009-2011 годы

9. Объемы и источники финансирования

Всего на реализацию программы  в 2009-2011 годах запланировано 6417,4 тысяч  рублей, в том числе:

- федеральный бюджет - 300,0 тысяч рублей;

- областной бюджет - 1037,9 тысяч рублей;

- бюджет города - 2908,0 тысяч  рублей;

- внебюджетные источники - 2171,5 тысяч рублей.

10. Ожидаемые результаты  реализации программы

1. Совершенствование  нормативно-правовой базы, обеспечивающей  развитие малого и среднего  бизнеса.

2. Повышение эффективности  налогообложения субъектов предпринимательской  деятельности.

3. Повышение доступности  получения консультаций и согласований  для субъектов малого и среднего  предпринимательства в органах  власти, надзорных и контролирующих  органах.

4. Обеспечение доступности,  улучшение качества, увеличение  и расширение видов услуг, предоставляемых организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

5. Повышение уровня  правовых, экономических и управленческих  знаний субъектов малого и  среднего предпринимательства.

6. Развитие выставочно-ярмарочной  деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

7. Развитие производственной  кооперации между крупным, средним  и малым бизнесом.

8. Увеличение доли  участия субъектов малого бизнеса  в муниципальном заказе.

9. Расширение доступа  субъектов малого и среднего предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам.

10. Улучшение обеспеченности  субъектов малого и среднего  предпринимательства, в том числе  начинающих, производственными и  офисными помещениями.

11. Повышение квалификации  кадров в сфере малого и среднего предпринимательства.

12. Обучение и обеспечение  занятости в сфере малого и  среднего предпринимательства безработных  граждан.

13. Повышение социальной  ответственности бизнеса. Развитие  системы социального партнерства  в сфере малого и среднего  предпринимательства.

14. Обеспечение взаимодействия  органов местного самоуправления, некоммерческих организаций, выражающих  интересы субъектов малого и  среднего предпринимательства, организаций  инфраструктуры поддержки малого  и среднего бизнеса по решению  вопросов развития малого и среднего предпринимательства.

15. Повышение престижа  предпринимательской деятельности, стимулирование предпринимательской  активности.

16. Повышение профессионального  мастерства в сфере малого  и среднего предпринимательства.  Распространение положительного опыта предпринимательской деятельности.

17. Повышение культуры  обслуживания, обеспечение жителей  города качественными товарами  и услугами.

11. Система контроля  за исполнением программы

Текущий контроль:

- представление исполнителями программы отчетов о реализации и финансировании мероприятий программы в управление по экономике и ценовой политике – ежеквартально до 15 числа первого месяца квартала, следующего за отчетным;

- межведомственные совещания  о ходе реализации программы  у заместителя Главы Администрации города по экономике и финансам – 1 раз в полугодие.

Промежуточный контроль:

- представление информации  о финансировании программы в  управление по экономике и  ценовой политике и финансовое  управление – ежеквартально до 25 числа первого месяца квартала, следующего за отчетным;

- представление информации  об эффективности реализации  программы в управление по  экономике и ценовой политике  – до 15 февраля 2010-2012 гг.;

- годовой доклад о  ходе исполнения программы на  заседаниях Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Нижний Тагил – до 15 марта 2010-2012 гг.;

- представление информации  о ходе исполнения программы  в организационное  управление - до 1 апреля 2010-2011 гг.

Итоговый контроль:

- отчет о результатах  исполнения программы на заседании коллегии при Главе города - март 2012 года.

12. Сокращения

НТМФПП – Нижнетагильский  муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства

ГУ НЦЗ – Государственное  учреждение «Нижнетагильский центр  занятости»


 

Раздел 1. Характеристика проблемы и необходимость ее решения программно-целевым методом

В современных  условиях одним из важнейших элементов  социально-экономического развития муниципального образования является малое и  среднее предпринимательство, как  наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Малый и средний бизнес создает новые рабочие места, наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, способствует увеличению налоговых поступлений в бюджет.

В настоящее  время в городе Нижний Тагил сложился устойчивый сектор малого предпринимательства (государственное статистическое наблюдение в отношении среднего предпринимательства  в настоящее время не ведется). На 1 января 2009 года число субъектов малого предпринимательства составляет 13917, из них 3650 малых предприятий.

Отраслевая  структура малых предприятий  города носит ярко выраженный коммерческий характер. Наиболее привлекательной  для малого бизнеса является сфера  торговли, общественного питания и бытового обслуживания, так как здесь не требуется вложения долгосрочных инвестиций, оборудования, производственной базы, значительно ниже уровень риска. К ней относится 41,5% от общего числа малых предприятий и занято 29,7% общего числа работающих на малых предприятиях. Существенна роль малого предпринимательства в строительной отрасли, где сосредоточено 15,8% малых  предприятий и занято 23,1% работающих на малых предприятиях. Обрабатывающие производства занимают 13,1% от общего числа малых предприятий, на них занято 18,1% работающих на предприятиях малого бизнеса. Деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий, осуществляют 9,2% малых предприятий (занято 12,9% работающих). Операции с недвижимостью производят 8,4% малых предприятий (занято 6,8% работающих), к отрасли транспорт и связь относятся 5,4% малых предприятий (занято 5,4% работающих). Прочие виды деятельности осуществляют 6,6% малых предприятий, на них занято 4,0% от общего числа работающих на малых предприятиях.

На 1 января 2009 года к сфере малого бизнеса относится 10267 индивидуальных предпринимателей. В настоящее время отсутствует  государственное статистическое наблюдение за предпринимателями без образования  юридического лица, кроме проведения выборочных обследований. По оценке около 80% индивидуальных предпринимателей работают в сфере торговли, общественного питания и услуг.

Таким образом, анализ отраслевой структуры малого предпринимательства свидетельствует  о ее непропорциональности, недостаточном развитии малого бизнеса в производственной сфере.

Доля малого бизнеса в экономике города в  настоящее время характеризуется  следующими показателями. Численность  занятых в сфере малого предпринимательства  составляет 37,5 тыс. человек или 18,6% общей численности занятых в экономике города.

Основной объем  оборота розничной торговли (с  учетом вещевых, смешанных и продовольственных  рынков) и общественного питания  приходится на долю субъектов малого предпринимательства, который достиг уже 88,2% всего оборота. Вклад малого бизнеса в объем бытовых услуг составляет 56,0 %, доля малого предпринимательства в доходной части бюджета города - 11%.

Администрация города Нижний Тагил уделяет внимание вопросам развития и поддержки малого и среднего бизнеса с периода его становления. В городе заложены основы системы муниципальной поддержки предпринимательства. В 2001 году Администрацией города был осуществлен переход от отдельных мероприятий к программно - целевому методу поддержки малого и среднего бизнеса. За 2001-2008 годы в городе реализованы три муниципальные целевые программы поддержки малого предпринимательства.

Реализация  программ играет положительную роль в развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства  в городе, позволяет решать установленные задачи и достигать поставленных целей.

Проведена большая  работа по созданию и развитию инфраструктуры поддержки предпринимательства, реализованы  мероприятия по нормативно-правовому, финансово-кредитному и информационному  обеспечению развития предпринимательской деятельности, формируется механизм имущественной и производственно-технологической поддержки малого бизнеса. Сектор малого и среднего предпринимательства занял существенное место в социально- экономическом развитии города, создав реальные возможности населению города для самореализации и занятия предпринимательством.

Несмотря на возрастающую роль малого и среднего бизнеса в экономике города есть много причин, тормозящих его развитие. Анализ развития малого и среднего предпринимательства, итоги реализации муниципальных программ, результаты опросов, совещаний, круглых столов, заседаний Совета по развитию малого и среднего предпринимательства позволяют выявлять проблемы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе.

Это:

- несовершенство нормативно-правовой базы регулирования и поддержки в сфере малого и среднего бизнеса;

- неразвитость  производственной кооперации крупного, среднего и малого бизнеса;

- ограниченность  доступа субъектов малого и  среднего предпринимательства к  производственным мощностям, аренде и приобретению помещений и оборудования;

- недостаточно  развитая выставочно-ярмарочная  деятельность;

- недостаточность  доступных и качественных информационных, консультационных, маркетинговых, юридических  и других услуг;

- административные барьеры, усложненность системы согласований и контроля за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства;

- ограниченность  доступа к банковским кредитам  на развитие бизнеса, особенно  на стадии его становления;

- недостаточность навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических и экономических знаний;

- неурегулированность  социально-трудовых отношений в  сфере малого и среднего предпринимательства;

- слабая общественная  активность большинства предпринимателей, их разобщенность, неразвитость общественных объединений предпринимателей;

- недостаточно  сформированный положительный имидж  малого и среднего предпринимательства.

Проблемы развития и поддержки малого предпринимательства  нельзя рассматривать и решать изолированно друг от друга, поэтому эффективным методом их решения является программно-целевой, обеспечивающий увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.

Данная Программа  – четвертая и сформирована исходя из принципов преемственности, с учетом позитивных сдвигов в области нормативно-правовой, информационной, финансово-кредитной и других направлений поддержки малого и среднего бизнеса. Это комплекс конкретных и реальных в выполнении целевых мероприятий, направленных на решение существующих проблем и создание условий для поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в городе Нижний Тагил.

 

Раздел 2. Анализ причин возникновения проблемы

В 2008 году существенно  изменилась законодательная база, на основании которой осуществляется развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства. С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон                  от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Принят Закон Свердловской области от 04.02.2008     № 10-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области». Издан ряд подзаконных правовых актов. Новым Федеральным законом впервые дано четкое определение понятия «среднее предпринимательство», а также среднее предпринимательство выделено в категорию подлежащую поддержке.

Федеральным и  областным законами определены полномочия органов местного самоуправления по поддержке субъектов малого и  среднего предпринимательства, сформулированы принципы, формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Информация о работе Основы бизнеса