Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 22:23, реферат
В России сейчас очень остро стоит задача дальнейшего развития экономики, и сейчас важно, как органы государственной власти, бюджетные средства могут помочь бизнесу осуществить инновационные проекты. Если раньше мы думали о том, как нам обеспечить функционирование рынков, то сейчас мы ставим перед собой другие приоритеты - инновационные технологии. Малый бизнес здесь играет очень важную роль. Каждый четвертый работающий житель Свердловской области задействован в сфере малого бизнеса, треть оборота всех хозяйствующих субъектов приходится на малый бизнес.
ВВЕДЕНИЕ
В России сейчас очень остро стоит задача дальнейшего развития экономики, и сейчас важно, как органы государственной власти, бюджетные средства могут помочь бизнесу осуществить инновационные проекты. Если раньше мы думали о том, как нам обеспечить функционирование рынков, то сейчас мы ставим перед собой другие приоритеты - инновационные технологии. Малый бизнес здесь играет очень важную роль.
Каждый четвертый работающий житель Свердловской области задействован в сфере малого бизнеса, треть оборота всех хозяйствующих субъектов приходится на малый бизнес.
Доля малого и среднего бизнеса в Свердловской области на сегодняшний день составляет 45%, это больше, чем машиностроительный комплекс. Очень многое зависит от диалога власти и бизнеса. К сожалению, федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" практически не предусматривает льгот, и поэтому мы надеемся на поддержку со стороны областных и муниципальных властей.
Правительство Свердловской области реализует различные механизмы поддержки малого предпринимательства, в соответствии с проблемами, которые стоят перед малым бизнесом.
В целях дальнейшей реализации муниципальной политики по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и повышения их конкурентоспособности, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Законом Свердловской области от 04.02.2008 № 10-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области», Постановлениями Правительства Свердловской области от 29.07.2008 № 782-ПП «Об областной государственной целевой программе «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» на 2009-2011 годы», от 26.02.2009 № 202-ПП «О программе Свердловской области по развитию малого и среднего предпринимательства на 2009 год в части, осуществляемой фондом «Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства», Решением Нижнетагильской городской Думы от 30.06.2008 № 31 «Об утверждении Программы социально-экономического развития города Нижний Тагил на 2008-2010 годы», руководствуясь Уставом города Нижний Тагил,
ПОСТАНОВЛЕНО:
1. Утвердить
муниципальную целевую
2. Управлению
по экономике и ценовой
1) включить муниципальную
целевую программу «Развитие
малого и среднего
2) при формировании
бюджета города на очередной
финансовый год включать
3. Администрации
города при формировании
4. Опубликовать данное постановление в газете «Горный край».
5. Контроль за
выполнением настоящего
Сроки промежуточного контроля — 1 апреля 2010-2011 годов.
Срок контроля
— 1 апреля 2012 года.
ПАСПОРТ
муниципальной целевой программы «Развитие
малого и среднего предпринимательства
в городе Нижний Тагил (2009-2011 годы)»
1. Название программы |
«Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижний Тагил (2009-2011 годы)» |
2. Основания для разработки программы |
- Федеральный закон
от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии
малого и среднего - Закон Свердловской области от 04.02.2008 № 10-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области», - Постановление Правительства
Свердловской области от 29.07.2008 №
782-ПП «Об областной - Постановление Правительства
Свердловской области от 26.02.2009 №
202-ПП «О программе - Решение Нижнетагильской |
3. Заказчик программы |
Администрация города |
4. Разработчик программы |
Управление по экономике и ценовой политике Администрации города |
5. Исполнители программы |
Управление по экономике и ценовой политике Администрации города, комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города, отдел промышленности Администрации города, управление по развитию потребительского рынка и услуг Администрации города, управление муниципального заказа Администрации города, администрация Ленинского района, администрация Дзержинского района, администрация Тагилстроевского района |
6. Цель программы |
Создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и повышения их конкурентоспособности |
7. Задачи программы |
1. Формирование благоприятной правовой среды для развития субъектов малого и среднего предпринимательства. 2. Повышение экономической
устойчивости и 3. Развитие и реализация
эффективных методов 4. Обеспечение имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. 5. Содействие профессиональной
подготовке, переподготовке и повышению
квалификации кадров для 6. Повышение роли малого
и среднего |
8. Сроки реализации программы |
2009-2011 годы |
9. Объемы и источники финансирования |
Всего на реализацию программы в 2009-2011 годах запланировано 6417,4 тысяч рублей, в том числе: - федеральный бюджет - 300,0 тысяч рублей; - областной бюджет - 1037,9 тысяч рублей; - бюджет города - 2908,0 тысяч рублей; - внебюджетные источники - 2171,5 тысяч рублей. |
10. Ожидаемые результаты реализации программы |
1. Совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие малого и среднего бизнеса. 2. Повышение эффективности
налогообложения субъектов 3. Повышение доступности
получения консультаций и 4. Обеспечение доступности, улучшение качества, увеличение и расширение видов услуг, предоставляемых организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. 5. Повышение уровня
правовых, экономических и 6. Развитие выставочно- 7. Развитие производственной
кооперации между крупным, 8. Увеличение доли
участия субъектов малого 9. Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам. 10. Улучшение обеспеченности
субъектов малого и среднего
предпринимательства, в том 11. Повышение квалификации кадров в сфере малого и среднего предпринимательства. 12. Обучение и обеспечение
занятости в сфере малого и
среднего предпринимательства 13. Повышение социальной
ответственности бизнеса. 14. Обеспечение взаимодействия
органов местного 15. Повышение престижа
предпринимательской 16. Повышение профессионального
мастерства в сфере малого
и среднего 17. Повышение культуры обслуживания, обеспечение жителей города качественными товарами и услугами. |
11. Система контроля за исполнением программы |
Текущий контроль: - представление исполнителями пр - межведомственные совещания о ходе реализации программы у заместителя Главы Администрации города по экономике и финансам – 1 раз в полугодие. Промежуточный контроль: - представление информации о финансировании программы в управление по экономике и ценовой политике и финансовое управление – ежеквартально до 25 числа первого месяца квартала, следующего за отчетным; - представление информации об эффективности реализации программы в управление по экономике и ценовой политике – до 15 февраля 2010-2012 гг.; - годовой доклад о ходе исполнения программы на заседаниях Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Нижний Тагил – до 15 марта 2010-2012 гг.; - представление информации о ходе исполнения программы в организационное управление - до 1 апреля 2010-2011 гг. Итоговый контроль: - отчет о результатах исполнения программы на заседании коллегии при Главе города - март 2012 года. |
12. Сокращения |
НТМФПП – Нижнетагильский муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства ГУ НЦЗ – Государственное учреждение «Нижнетагильский центр занятости» |
Раздел 1. Характеристика проблемы и необходимость ее решения программно-целевым методом
В современных условиях одним из важнейших элементов социально-экономического развития муниципального образования является малое и среднее предпринимательство, как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Малый и средний бизнес создает новые рабочие места, наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, способствует увеличению налоговых поступлений в бюджет.
В настоящее
время в городе Нижний Тагил сложился
устойчивый сектор малого предпринимательства
(государственное
Отраслевая структура малых предприятий города носит ярко выраженный коммерческий характер. Наиболее привлекательной для малого бизнеса является сфера торговли, общественного питания и бытового обслуживания, так как здесь не требуется вложения долгосрочных инвестиций, оборудования, производственной базы, значительно ниже уровень риска. К ней относится 41,5% от общего числа малых предприятий и занято 29,7% общего числа работающих на малых предприятиях. Существенна роль малого предпринимательства в строительной отрасли, где сосредоточено 15,8% малых предприятий и занято 23,1% работающих на малых предприятиях. Обрабатывающие производства занимают 13,1% от общего числа малых предприятий, на них занято 18,1% работающих на предприятиях малого бизнеса. Деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий, осуществляют 9,2% малых предприятий (занято 12,9% работающих). Операции с недвижимостью производят 8,4% малых предприятий (занято 6,8% работающих), к отрасли транспорт и связь относятся 5,4% малых предприятий (занято 5,4% работающих). Прочие виды деятельности осуществляют 6,6% малых предприятий, на них занято 4,0% от общего числа работающих на малых предприятиях.
На 1 января 2009 года
к сфере малого бизнеса относится
10267 индивидуальных предпринимателей.
В настоящее время отсутствует
государственное статистическое наблюдение
за предпринимателями без
Таким образом,
анализ отраслевой структуры малого
предпринимательства
Доля малого
бизнеса в экономике города в
настоящее время
Основной объем оборота розничной торговли (с учетом вещевых, смешанных и продовольственных рынков) и общественного питания приходится на долю субъектов малого предпринимательства, который достиг уже 88,2% всего оборота. Вклад малого бизнеса в объем бытовых услуг составляет 56,0 %, доля малого предпринимательства в доходной части бюджета города - 11%.
Администрация города Нижний Тагил уделяет внимание вопросам развития и поддержки малого и среднего бизнеса с периода его становления. В городе заложены основы системы муниципальной поддержки предпринимательства. В 2001 году Администрацией города был осуществлен переход от отдельных мероприятий к программно - целевому методу поддержки малого и среднего бизнеса. За 2001-2008 годы в городе реализованы три муниципальные целевые программы поддержки малого предпринимательства.
Реализация программ играет положительную роль в развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в городе, позволяет решать установленные задачи и достигать поставленных целей.
Проведена большая
работа по созданию и развитию инфраструктуры
поддержки предпринимательства, реализованы
мероприятия по нормативно-правовому,
финансово-кредитному и информационному
обеспечению развития предпринимательской деятельности,
формируется механизм имущественной и
производственно-
Несмотря на возрастающую роль малого и среднего бизнеса в экономике города есть много причин, тормозящих его развитие. Анализ развития малого и среднего предпринимательства, итоги реализации муниципальных программ, результаты опросов, совещаний, круглых столов, заседаний Совета по развитию малого и среднего предпринимательства позволяют выявлять проблемы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе.
Это:
- несовершенство нормативно-правовой базы регулирования и поддержки в сфере малого и среднего бизнеса;
- неразвитость
производственной кооперации
- ограниченность
доступа субъектов малого и
среднего предпринимательства
- недостаточно
развитая выставочно-
- недостаточность
доступных и качественных
- административные барьеры, усложненность системы согласований и контроля за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства;
- ограниченность доступа к банковским кредитам на развитие бизнеса, особенно на стадии его становления;
- недостаточность навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических и экономических знаний;
- неурегулированность
социально-трудовых отношений
- слабая общественная
активность большинства
- недостаточно
сформированный положительный
Проблемы развития и поддержки малого предпринимательства нельзя рассматривать и решать изолированно друг от друга, поэтому эффективным методом их решения является программно-целевой, обеспечивающий увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.
Данная Программа – четвертая и сформирована исходя из принципов преемственности, с учетом позитивных сдвигов в области нормативно-правовой, информационной, финансово-кредитной и других направлений поддержки малого и среднего бизнеса. Это комплекс конкретных и реальных в выполнении целевых мероприятий, направленных на решение существующих проблем и создание условий для поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в городе Нижний Тагил.
Раздел 2. Анализ причин возникновения проблемы
В 2008 году существенно изменилась законодательная база, на основании которой осуществляется развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства. С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Принят Закон Свердловской области от 04.02.2008 № 10-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области». Издан ряд подзаконных правовых актов. Новым Федеральным законом впервые дано четкое определение понятия «среднее предпринимательство», а также среднее предпринимательство выделено в категорию подлежащую поддержке.
Федеральным и областным законами определены полномочия органов местного самоуправления по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, сформулированы принципы, формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.