Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 13:43, курсовая работа
В современную эпоху фундаментальный принцип разделения властей является одним из важнейших оснований устройства и функционирования государственного механизма огромного числа стран. При этом большинство специалистов сходятся в том, что признание значимости данного принципа отнюдь не является констатацией факта его абсолютной, буквальной реализации на практике и отрицанием единства упорядоченной власти. В истории найдется немало примеров раскола общества в результате непримиримого противостояния ветвей власти.
n развитие разнообразных форм хозяйствования и пр.
Управление сегодня
связано с работой
во-первых, выступать как постоянно осуществляемая государственная деятельность не одного а всей системы органов государства;
во-вторых, можно сформировать вполне стройную, динамичную, неутяжеленную систему государственного контроля, охватывающую все его виды;
в-третьих, необходимо придать контролю демократический гласный характер, сделать участие в нем доступным для общественности;
в-четвертых, государственный контроль должен быть не самодовлеющим институтом, а средством эффективного решения государственных, экономических, социальных и иных задач;
в-пятых, добиться высокого уровня качества контроля можно с помощью правового контроля, основанного на законодательстве, исключающего произвольные действия, жесткость и ничем не ограниченное усмотрение. Таким образом, государственный контроль станет эффективным, если в его системе будут трудиться высококвалифицированные специалисты и он будет обладать мощной правовой основой. Кроме того, вышеупомянутые формы и методы государственного управления будут более совершенными, если будут основаны на глубоком и систематическом изучении ситуации. В этой связи, следует указать, что сегодняшнее государственное управление нуждается не только в совершенных методах контроля, но и в улучшении деятельности по использованию полной и достоверной статистической и тематической информации[7].
1.2 Акты государственного управления
Государственная, в том числе и исполнительная власть не может реализовываться сама по себе, она всегда должна воплотиться в конкретных действиях, которые представляют собой различные формы государственного управления. Содержание исполнительной власти, которым являются ее права и обязанности по государственному управлению, не может не получить внешнее выражение в действиях органов исполнительной власти, должностных лиц. Однако эти действия могут быть различными по характеру. С правовой точки зрения интерес представляют только такие действия, которые влекут определенные последствия. Эти действия воплощаются в государственно-управленческих формах: правовых актах управления и административно-правовых договорах.
Под правовым актом управления
теория права понимает - основанное
на законе одностороннее юридически властное
волеизъявление полномочного субъекта
исполнительной власти по вопросам компетенции
данного органа, направленное на установление
правовых норм или возникновение, изменение
или прекращение административных правоотношений
в целях реализации задач и функций государственного
управления. Правовой акт управления обладает
определенными признаками. Так, во- первых,
он является подзаконным актом. Во-вторых,
он опирается на властные полномочия органов
государственного управления, а потому
предстает в виде одностороннего юридически
властного волеизъявления, а точнее –
носит императивный и общеобязательный
характер, определяет правила должного
поведения людей. В-третьих, он издается
только полномочным органом государственного
управления и от имени государства, а потому
носит официальный характер. В-четвертых,
правовой акт управления оформляется
установленным способом. Так по форме
оформления они могут быть письменные,
устные или могут быть выражены в форме
конклюдентных действий (например, жест
инспектора ГАИ). Современная теория административного
права наделила административные органы
управления широким спектром правовых
актов. Основанием для классификации являются
юридические свойства актов, в соответствии
с которыми все правовые акты можно разделить
на нормативные, индивидуальные и смешанные.
Нормативные акты управления устанавливают
правила поведения, рассчитанные на длительное
применение, регулируют однотипные отношения
и имеют общий характер. Нормативные акты
могут издавать органы исполнительной
власти различного уровня, применительно
к конкретному органу это чаще всего регулируется
Положением об этом органе. Индивидуальные
акты применения могут издавать органы
исполнительной власти различного уровня.
Они являются юридическими фактами направленными
на возникновение, изменение и прекращение
административных правоотношений, носят
правоприменительный характер, издаются
в отношении определенных, указанных в
акте лиц и решают конкретные административные
дела (например приказ о назначении на
должность, постановление о наложении
административного взыскания и т.д.). Смешанные
акты управления - это такие акты, в которых
переплетаются нормы и индивидуальные
установления. Каждый вид органа исполнительной
власти издает акт определенного вида.
Правительство в рамках своей деятельности
правомочно принимать постановления,
распоряжения. Руководители центральных
органов управления - приказы, постановления
и инструкции. Органы местного государственного
управления для реализации своих полномочий
издают нормативные акты, обязательные
для исполнения на соответствующей территории.
Так акимы принимают, согласно ст. 88 Конституции
решения и постановления. При этом на уровне
административно-
Он должен быть законным:
а) соответствовать Конституции РК, законам и другим актам;
б) должен быть издан в пределах компетенции органа, его издавшего;
в) не должен нарушить законодательно закрепленные права и законные интересы граждан и организаций.
Правовой акт управления должен быть принят в установленном законом порядке.
Правовой акт управления должен быть принят в установленной законом форме.
Если правовой акт не удовлетворяет перечисленным требованиям он должен быть отменен.
Итак, мы рассмотрели основные формы волеизъявления государственных управленческих органов и пришли к выводу, что государственный аппарат обладает широким спектром правовых форм управления. Однако в своей деятельности исполнительные органы не всегда правомерно используют их. Так нередко акимы принимают правовые акты, выходящие за пределы их компетенции. А отменить такой акт, от которого страдает в первую очередь рядовой гражданин, к сожалению, бывает значительно труднее, чем принять. Так, например, акимом Астаны принято постановление, запрещающее бесплатный проезд в общественном транспорте работникам внутренних дел. По сути данный нормативный акт противоречит Закону “Об органах внутренних дел”. Однако, несмотря ни на что он продолжает действовать и по настоящее время.
2 Понятие государственной власти теоретические аспекты ее сущность
В государствоведении этот вопрос не имеет однозначного решения, в связи с чем можно столкнуться с самыми разными определениями государственной власти. Например, одни в государственной власти видят определенную функцию, другие – волевое отношение, выступающее как властеотношение между властвующими и подвластными, третьи – способность властвующих навязывать свою волю подвластным, четвертые – организованную силу, способную подчинять себе волю подвластных, пятые – управление, связанное с принуждением, и т.д. Безусловно, это не способствует уяснению того, что следует понимать под государственной властью, поскольку разобраться в обилии высказанных в научной литературе точек зрения по данному вопросу и определиться в них – задача не из легких. Но попробуем все же эту задачу решить. Известно, что понятие складывается из основных, существенных черт и признаков тех явлений, которые отражаются в данном понятии. Поэтому чтобы раскрыть понятие государственной власти, нужно рассмотреть и охарактеризовать те черты, признаки, которые присущи государственной власти. Как представляется, они заключаются в следующем.
Во-первых, государственная
власть, как и любая власть, –
это способность или
Во-вторых, государственная власть является разновидностью социальной власти, т.е. власти общественной, власти, которая возникает и проявляется в отношениях между людьми. Как разновидность социальной власти государственная власть – это способность или возможность воздействовать не вообще на чье-то поведение, а на поведение людей, распоряжаться или управлять не вообще кем-то, а людьми и их объединениями, подчинять своей воле не вообще кого-то, а опять же людей.
В-третьих, государственная власть – это публичная власть, т.е. власть, которая носит не частный, а всеобщий, всенародный характер. Она распространяется на общество в целом, на всех его членов и все их объединения.
Нередко государственную
и публичную власть отождествляют,
полагая, что публичная власть –
это и есть власть государственная.
Между тем государственная влас
В-четвертых, государственная власть – это власть политическая. Ее политический характер выражается в том, что она является властью государства, организации политической, и функционирует в социально неоднородном обществе, обществе, разделенном на различные социальные группы: классы, сословия, страты и т.д. В научной и учебной литературе государственную и политическую власть часто отождествляют, подчеркивая, что политическая власть – это и есть власть государственная. Определенные основания для такого отождествления существуют, поскольку политическая власть первоначально возникает как власть государственная и долгое время пребывает только в этом качестве. Связано это с тем, что государство явилось исторически первой политической организацией, просуществовавшей в единственном числе достаточно длительное время. Однако постепенно в обществе сформировались и другие политические организации (например, политические партии), власть которых тоже приобрела политический характер[10]. Поэтому государственная и политическая власть – это, как представляется, не совсем одно и то же, поскольку кроме государственной существуют и могут существовать другие формы политической власти. Однако вне зависимости от того, как решается вопрос о соотношении государственной и политической власти, государственная власть всегда была и остается властью политической, исходя из чего ее следует рассматривать как способность или возможность осуществлять политическое руководство обществом.
В-пятых, государственная власть – это легитимная власть. Легитимность государственной власти, как принято считать, выражается прежде всего в признании этой власти населением страны в качестве публичной. Поскольку государственная власть является властью общества, общество, население страны должно признавать эту власть в качестве таковой, считать ее своей властью и подчиняться ей. В случае, если общество не признает существующую государственную власть, отвергает ее, эта власть не имеет права на дальнейшее существование и должна быть заменена другой государственной властью. Поэтому государственная власть должна иметь кредит доверия у населения. Получение кредита доверия у населения, по-другому легитимация государственной власти, имеет несколько форм. Чаще всего, вслед за немецким политологом М.Вебером, выделяют три таких формы: традиционную, харизматическую и рациональную. Традиционная легитимация основана на действующих в обществе обычаях и традициях, нередко связана с ролью религии, с личной, племенной или сословной зависимостью. Харизматическая легитимация обусловлена особыми (нередко приписываемыми) качествами тех или иных государственных деятелей. Благодаря этому, такие государственные деятели становятся символами нации и пользуются, как правило, всеобщей поддержкой населения. Рациональная легитимация опирается на разум. Население поддерживает государственную власть, руководствуясь собственной оценкой деятельности этой власти. Основу такой легитимации составляют не лозунги и обещания действующей власти, а ее практические дела, направленные на благо общества. Легитимность государственной власти помимо признания ее населением характеризуется также легальностью. Легальность означает законность государственной власти и предполагает формирование, организацию и функционирование государственной власти в соответствии с действующим в стране законодательством: конституцией и другими нормативными правовыми актами. Легальность входит в состав легитимности и является ее юридическим выражением.
В-шестых, государственная власть – это
власть территориальная. Как и государство,
она действует только в пределах территории
страны. При этом центральная власть действует
в пределах всей территории страны, региональная
– в пределах территории соответствующего
региона (например, в пределах территории
субъекта федерации), местная – в пределах
территории соответствующих административно-
В-седьмых, государственная власть – это суверенная власть, власть, обладающая суверенитетом. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве внутри страны и независимости на международной арене. Верховенство проявляется в том, что государственная власть как бы возвышается над любой другой социальной властью в стране и при определенных обстоятельствах (например, в случае нарушения действующего законодательства) может эту власть запретить. Кроме того, верховенство государственной власти проявляется и в том, что только она может распространять свое действие на всю территорию страны и всех, кто на этой территории проживает или находится. Независимость же государственной власти состоит в ее праве самостоятельно решать все вопросы международного характера.
Информация о работе Особенности денежно-кредитной политики Республики Казахстан