Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 23:34, доклад
Сфера услуг - быстроразвивающийся сектор рынка. Услуги - это особый вид продукта, который требует специальных подходов в продажах и менеджменте. Разработка стратегии для компаний сферы услуг имеет ряд особенностей, базирующихся на специфике продукта. Эти особенности рассматриваются в докладе.
Особенности разработки стратегии компаний сферы услуг.
Сфера услуг — крупнейший, развивающийся наиболее высокими темпами сектор современной экономики. Даже в производственном секторе значительная часть деятельности является скорее обслуживающей (исследования и конструкторские разработки, маркетинг, информационные технологии), а не производящей. Каждый год растет разнообразие услуг и методов их предоставления потребителям.
Понятие «услуга» имеет большое разнообразие трактовок, которые можно объединить в две группы: «услуга» как действие (процесс обслуживания) и «услуга» как продукт деятельности. В соответствии с первой трактовкой «услуга» понимается как «действие, приносящее пользу, помощь другому» [7]. Современный экономический словарь трактует услуги как «виды деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности. Таким образом, само оказание услуг создает желаемый результат» [8].
Ф. Котлер считает, что под услугой следует понимать «любое мероприятие или выгоды, которые одна сторона может передать другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде»[5].
Развитие
менеджмента сферы услуг
Для того чтобы
определить особенности разработки
стратегии для организации
Выделяют пять наиболее важных характеристик услуг, определяющих управление ими и процесс обслуживания потребителей (Таблица 1)[6].
Таблица 2 . Основные характеристики услуг
Характеристики услуг |
Проблемы менеджмента |
Неосязаемость
|
Отсутствие товара; услуга является действием или опытом Трудности в предоставлении стандартных образцов: приобретение услуг связано с риском для клиента Услугу нельзя продемонстрировать: затруднена дифференциация предложений Отсутствие патентной системы: свободный вход на рынок для конкурентов |
Нераздельность предоставления услуг и их потребления
|
Потребители участвуют в процессе предоставления услуг Вовлечение в процесс обслуживания групп потребителей: проблема контроля Компанию, оказывающую услуги, представляет ее персонал: восприятие поставщика определяется отношением клиента к ее сотрудникам Условия обслуживания — отличительная черта поставщика Трудности с расширением компаний, предоставляющих услуги: необходимость создания сетей |
Гетерогенность
|
Стандартизация услуг Проблема контроля качества услуг: разнородность условий обслуживания |
Несохраняемость
|
Услуги нельзя хранить: отсутствуют товарные запасы Проблемы, связанные с пиковой нагрузкой: низкая эффективность труда Трудности с установлением цен на услуги: проблемы с ценообразованием |
Отсутствие прав собственности на услуги |
Клиенты не могут владеть услугой, обслуживание аналогично аренде. |
Приведенные характеристики соответствуют специфике различных услуг в большей или
меньшей степени, но, тем не менее, в целом являются общими для продуктов деятельности сервисных организаций.
Характеристики услуг связаны с четырьмя задачами менеджмента компаний этой сферы: управление качеством, достижение высокой производительности, внутренний маркетинг и разработка дифференцированного предложения.
Л. А. Казарина и Т. А. Туренко отмечают основные положения менеджмента организаций сферы услуг [4]:
Таким образом,
специфика сферы услуг (а также
конкретной отрасли услуг) определяет
приоритеты задач и особенности
менеджмента сервисных
Как уже отмечалось выше, алгоритм и этапы при разработке стратегии определяются индивидуально для каждой компании. В целом, подходы к разработке стратегии являются общими как для сферы услуг, так и для производственных компаний. Однако в случае сервисных организаций можно говорить о наличии дополнительных специальных подходов к стратегическому управлению [1].
Обобщая мнения разных авторов, выделим пять особенностей разработки стратегии для сервисных компаний:
На основании «стратегической сервисной концепции» определяются структурные и управленческие элементы, лежащие в основе формирования стратегии компании [1]:
«Структурные элементы:
Управленческие элементы:
Рис. 1 Модель ценности услуги
В данной модели внутренне присущие признаки являются выгодами, которые получает потребитель от оказанной ему услуги.
Воспринимаемое качество характеризует степень удовлетворенности потребителя, соответствия качества услуги его ожиданиям.
Внешние признаки - психологические выгоды потребителя, связанные с характеристиками организации, предоставляющей бизнес-услугу, в частности, ее имиджем и репутацией.
Цена в стоимостном выражении представляет собой издержки потребителя, связанные с оказанием ему услуги.
Неденежная цена - это издержки потребителя, не относящиеся непосредственно к оплате оказываемой ему услуги (затраты времени, необходимые для получения доступа к услуге, возможный дискомфорт в процессе ее оказания и т. п.).
Время предоставления услуги характеризует продолжительность процесса ее оказания и другие выгоды временнОго характера, получаемые потребителем.
«1. Лидерство по издержкам:
- поиск потребителей с низкими затратами;
- стандартизация;
- сокращение персонала
и увеличение применения
- создание сетей сервисных организаций;
- применение офф-лайн технологий.
2. Дифференциация:
- добавление элемента
осязаемости в неосязаемую
- кастомизация стандартного продукта;
- уменьшение риска, связанного
с неосведомленностью
- хорошо обученный персонал;
- контроль качества»[1].
3. Специализация (концентрация на нише):
– по видам услуг (executive coaching, подготовка годовых отчетов);
– по обслуживаемому сегменту (оценка воздушного транспорта, аудит портов,
подбор технического персонала);
– по географическому признаку (попытка захватить лидерство на своем локальном
рынке)[2].
5. Для
эффективного управления
Каждая из указанных стадий может быть охарактеризована по следующим критериям:
Так, качество обслуживания на соответствующей стадии характеризуется как непостоянное; удовлетворительное, соответствующее некоторым требованиям клиентов; достаточно высокое, полностью соответствующее ожиданиям клиентов; прекрасное, постоянное улучшающееся в соответствии с желаниями клиентов.
Роль бэк-офиса определяется по мере возрастания как «учетная контора»; второстепенная, но уже вносящая вклад в общее дело; значимая; проактивная.
Потребитель в зависимости от стадии определяется как случайный, не выявленный; определенный; предсказуемый для организации; источник идей и возможностей для компании.
Новые технологии являются средством выживания; способом экономии средств; средством улучшения обслуживания; источником конкурентных преимуществ.
Персонал: действует под принуждением, не обладает специальными навыками; пассивный, но действует сознательно, дисциплинированный; может быть ЛПР; инициативный, креативный.
Функции first line менеджеров: контроль работников; контроль процесса; коучинг, организация обратной связи; источник новых идей, развитие работников.
Михайлина О.Б.
Бизнес-консультант «SM Consulting»
Информация о работе Особенности разработки стратегии компаний сферы услуг