Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 09:14, курсовая работа
В данном курсовом проекте дается определение государственно-частного партнерства, его целей и задач в развитии экономики России. Рассматриваются основные проекты в сфере строительства и реконструкции железнодорожной инфраструктуры, реализованные и планирующиеся к реализации на принципах ГЧП, в том числе и с использованием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ--------------------------------------------------------------------3
Государственно-частное партнерство: общие подходы и положения----------------------------------------------------------4
ГЧП на рынке железнодорожных услуг----------------------7
Примеры ГЧП в сфере железнодорожных перевозок---9
Основные проекты строительства и модернизации железнодорожной инфраструктуры на принципах ГЧП с использованием средств Инвестиционного фонда РФ----------13 4.1 Грузообразующие линии----------------------------------13 4.2 Технологические линии------------------------------------14 4.3 Высокоскоростные и скоростные линии--------------15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ--------------------------------------------------------------16
Список использованной литературы-------------------------------18
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)
Институт пути, строительства и сооружений (ИПСС)
Кафедра «Системы управления качеством»
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Государственно-частное партнёрство»
На тему
«Перспективы государственно-частного партнерства при строительстве и реконструкции железнодорожной инфраструктуры»
Выполнил: студент гр. СМН – 511
Щикалюк Максим
Проверил: профессор Майборода
Валерий Прохорович
Москва – 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ----------------------
ЗАКЛЮЧЕНИЕ--------------------
Список использованной литературы--------------------
ВВЕДЕНИЕ
Строительство
масштабных проектов
По данным
Министерства транспорта, около
25 разведанных крупнейших
В данном курсовом проекте дается определение государственно-частного партнерства, его целей и задач в развитии экономики России. Рассматриваются основные проекты в сфере строительства и реконструкции железнодорожной инфраструктуры, реализованные и планирующиеся к реализации на принципах ГЧП, в том числе и с использованием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
1. Государственно-частное партнерство: общие подходы и положения
Государственно-частное партнерство (ГЧП) – способ взаимодействия государства и частных компаний для решения социально-экономических задач и достижения целей, интересных обеим сторонам. Принципы ГЧП применяются, прежде всего, по отношению к реализации инвестиционных проектов в капиталоемких отраслях национальной экономики, за развитие которых должно отвечать государство. Однако, суть ГЧП – гораздо шире, также как и многогранно само сотрудничество государства и бизнеса.
В мировой практике ГЧП – финансово-юридический институт с четко определенными в законодательстве и договоре обязанностями сторон и разделением рисков, т.е. сложный инвестиционный контракт. При ГЧП государство – сторона договора, инвестор, гарант успешной реализации инвестиционного проекта и получения прибыли частной компанией. Для частной компании такая политика является привлекательной, особенно если в ней присутствуют: четкая схема и тендерная основа выбора партнера, открытость и прозрачность финансирования и хозяйственной деятельности, прибыльность проекта, распределение рисков, наличие четкого механизма разрешения споров, установление точных пределов ответственности. Вместе с тем, взаимодействие государства и частных компаний в рамках ГЧП имеют более высокие транзакционные издержки, чем при приватизации или аренде государственного имущества. Значительные средства инициаторов проектов уходят на подготовку ТЭО, бизнес-планов, процедурные вопросы.
Юридической основой ГЧП в нашей стране являются следующие Федеральные законы: «О концессионных соглашениях», «Об особых экономических зонах» и пр. В настоящее время ускоренное развитие ГЧП связывается с появлением государственного Стабилизационного фонда. Средства выделенного в его составе Инвестиционного фонда Российской Федерации (Инвестфонда) в соответствии с законодательством можно использовать только на условиях ГЧП (ФЗ «Об инвестиционном фонде»).
Инвестиционный фонд – используемая часть государственного Стабилизационного фонда. В федеральном бюджете 2006 года средства для Инвестфонда были заложены в объеме 69,7 миллиарда рублей. На 2007 г. – 72,9, 2008 г – 73,2 миллиарда рублей. Деньги Инвестфонда могут быть выделены на реализацию крупных инвестиционных проектов стоимостью более 5 млрд. руб.
Формы участия государства в инвестиционных
проектах:
Минимальное участие частного инвестора – 25% от сметной суммы проекта. Размер предоставляемых государственных гарантий может составлять до 60% от объема взятых частным инвестором кредитов. Срок предоставления гарантии – не более 5 лет. Деньги из Инвестфонда выделяются на безвозмездной основе. Проекты, на которые пойдут деньги фонда, должны быть безубыточными. При выделении средств из Инвестфонда государство определяет стоимость бюджетных денег. В 2006 году она определена в размере 4%. Этот показатель заложен в методике оценки эффективности проектов. Стоимость государственных денег утверждается совместным приказом МЭРТ и Минфина.
Целями
и задачами государства в ГЧП являются:
Интересами
частных компаний в ГЧП могут быть:
Для реализации проектов на принципах ГЧП могут создаваться государственные предприятия или предприятия с государственным участием, пропорционально вложенным средствам, происходит слияние государственных и частных активов. Кроме того, отдельные госпредприятия могут создаваться для развития самой программы ГЧП.
2. ГЧП на рынке железнодорожных услуг
ГЧП на рынке железнодорожных услуг осуществляется по трем направлениям.
1) Долевое финансирование строительства и реконструкции железнодорожной инфраструктуры, в том числе и с использованием средств Инвестфонда.
2) Привлечение пользователей железнодорожных услуг к участию в проектах по строительству и реконструкции железнодорожных объектов.
3) Государственное стимулирование инвестиционной активности транспортных предприятий.
В рамках первого направления с учетом «Основных направлений стратегии развития железнодорожного транспорта на период до 2030 г.», одобренных на заседании правительства РФ 6 сентября 2007 г., предполагается строительство 22,3 тыс. километров новых железнодорожных линий и модернизация существующих путей. При этом, все проекты строительства и модернизации железнодорожных линий, исходя из ожидаемого эффекта, разделены на 6 категорий.
Категория I: стратегические линии (ориентировочная протяженность – 6079 км), предназначенные для обеспечения перевозок грузов в обход железнодорожных участков, находящихся на территории других государств, обеспечения безопасности и территориальной целостности страны, освоения малообжитых территорий и интеграции их в общероссийскую экономику.
Категория II: социально-значимые линии
(ориентировочная
Категория III: грузообразующие линии (ориентировочная протяженность – 5120 км), предназначенные для обеспечения транспортной доступности и вывоза сырья из районов новых месторождений.
Категория IV: технологические линии
(ориентировочная
Категория V: высокоскоростные линии
(ориентировочная
Категория VI: действующие линии, требующие модернизации и повышения провозных способностей для обеспечения роста объемов перевозок.
Применение механизма ГЧП предполагается при строительстве грузообразующих, технологических, высокоскоростных линий и модернизации существующих линий в целях повышения их провозных способностей. В соответствии с планами правительства, ГЧП должно стать способом организации строительства капиталоемких новых железнодорожных линий, имеющих окупаемость 10-15 лет.
3. Примеры ГЧП в сфере железнодорожных перевозок
Рынок железнодорожных услуг функционирует с участием государственных органов, государственных и частных компаний, а теперь и партнерских структур. В результате экономических и политических преобразований в конце прошлого века структура финансирования железнодорожного транспорта претерпела существенные изменения.
До 1987 г. единственным источником финансирования железнодорожного транспорта были бюджетные средства. В переходный период осуществлялось смешанное финансирование из средств государственного бюджета, средств Министерства путей сообщения РФ (МПС) и привлеченных средств. С 1999 года финансирование железных дорог происходило в основном из средств МПС, а затем ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») и частных компаний. Отдельные случаи строительства железнодорожной инфраструктуры на принципах ГЧП встречались задолго до образования Инвестфонда.
Рассмотрим некоторые существующие примеры ГЧП на железнодорожном транспорте.
1.В 1992
г. было создано ОАО «Золотое звено» с
целью организации в Приморском крае железнодорожного
погранперехода между Россией и Китаем
(Махалино – Хуньчунь) пропускной способностью
3 млн. т грузов в год. Акционерами стали
ОАО «РЖД» (МПС) (13,85% акций), ООО "Бизнесинтервест"
(7,38%), ОАО "Примагропромэкспорт" (1,08%),
фонды имущества Приморья и Хасанского
района (по 2,72%), ООО "Дальфарма" (6,92%)
и физические лица, в основном железнодорожники.
"Золотое звено" владеет станцией
Камышовая и железнодорожной веткой от
границы с Китаем до магистрали Дальневосточной
железной дороги (ДВЖД, филиал ОАО «РЖД»)
длиной 20,3 км.