Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 09:14, курсовая работа
В данном курсовом проекте дается определение государственно-частного партнерства, его целей и задач в развитии экономики России. Рассматриваются основные проекты в сфере строительства и реконструкции железнодорожной инфраструктуры, реализованные и планирующиеся к реализации на принципах ГЧП, в том числе и с использованием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ--------------------------------------------------------------------3
Государственно-частное партнерство: общие подходы и положения----------------------------------------------------------4
ГЧП на рынке железнодорожных услуг----------------------7
Примеры ГЧП в сфере железнодорожных перевозок---9
Основные проекты строительства и модернизации железнодорожной инфраструктуры на принципах ГЧП с использованием средств Инвестиционного фонда РФ----------13 4.1 Грузообразующие линии----------------------------------13 4.2 Технологические линии------------------------------------14 4.3 Высокоскоростные и скоростные линии--------------15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ--------------------------------------------------------------16
Список использованной литературы-------------------------------18
2.ОАО
«Акционерная компания «Железные дороги
Якутии» (ОАО «ЖДЯ») является более значительным
примером ГЧП в области строительства
и использования железнодорожной инфраструктуры.
Компания была создана в 1995 г. с целью строительства
ветки Беркакит–Томмот–Якутск, которая
должна соединить Якутск с БАМом. Более
90% акций ОАО изначально принадлежало
Минимуществу РФ и Минимуществу Якутии.
В 2007 г. указом Президента России 50% акций
ОАО «ЖДЯ» внесены в уставный капитал
ОАО «РЖД». Компания эксплуатирует линию
Нерюнгри–Томмот (360 км), выполняя по ней
грузовые и пассажирские перевозки. В
2007 году доходы компании составили более
миллиарда рублей, причина роста – большие
объемы перевозок трубной продукции для
строительства нефтепровода «Восточная
Сибирь –Тихий океан» В 2010 году грузооборот
увеличился до 2,18 млн. тонн, выручка составила
1,39 млрд. рублей, чистая прибыль 4,6 млн.
рублей.
3.ОАО "Ямальская железнодорожная компания" (ОАО «ЯЖДК») – еще один пример ГЧП на железнодорожном транспорте. Акционерное общество занимается строительством и эксплуатацией инфраструктуры общего и необщего пользования, не являющейся его собственностью. Акционерами созданной в 2003 г. компании являются администрация Ямало-Ненецкого АО, ОАО «РЖД» (45% акций), ОАО «Севтюментранспуть», а с 2004 г. – ООО «Уренгойгазпром» (дочернее предприятие ОАО «Газпром»). Усилия компании направлены на эксплуатацию и достройку линий Коротчаево–Новый Уренгой (83 км), Новый Уренгой–Пангоды (114 км) и Новый Уренгой–Ямбург (231 км). Первый и второй участки были переданы ОАО «ЯЖДК» во временную эксплуатацию в 2004 г. Свердловской железной дорогой. В том же году компания получила в эксплуатацию линию Уренгой–Ямбург – собственность дочернего предприятия «Газпрома». Грузооборот компании в 2006 г. составил более 4 млн. т., пассажирооборот – более 188 тыс. пассажиров, в том числе по маршруту Новый Уренгой – Москва. Строительство железнодорожных участков Коротчаево – Новый Уренгой – Надым и Новый Уренгой – Ямбург было начато еще в 1980 – 1985 гг. Но в 1990 г. бюджетное финансирование было приостановлено, а с развалом СССР полностью прекращено. До 2002 г. неоднократно предпринимались безуспешные попытки закончить строительство с привлечением финансовых средств ОАО «Газпром» и МПС. Состояние технических средств на участке Коротчаево – Новый Уренгой начало ухудшаться, прекратилось движение пассажирских поездов на участке Коротчаево – Новый Уренгой – Ямбург, возникла угроза закрытия грузового движения. Все эти причины обусловили необходимость создания акционерной компании, которая бы объединила интересы собственников незавершенного строительства инфраструктуры и ее последующую эксплуатацию. С момента своего создания компания активно занимается поддержанием и усилением существующей инфраструктуры, проектами завершения строительства начатых участков. До 2010 г. ОАО «ЯЖДК» планирует завершить строительные работы на уже имеющихся участках, а также добавить к ним линии Пангоды–Надым–Пристань, Коротчаево-Русско-Реченское (направление на Норильск) и Надым–Салехард. Для этого компании потребуется более 5,75 млрд руб. Развитие компании зависит от решения вопроса передачи ОАО «РЖД» и «Газпромом» в уставный капитал ОАО «ЯЖДК» объектов незавершенного строительства на участках Коротчаево – Новый Уренгой – Пангоды–Надым. Наделение ОАО «ЯЖДК» правами на имущество и инфраструктуру, закрепленную за этими участками, позволит компании стать более инвестиционно привлекательной. Сотрудничество между ОАО «ЯЖДК» и ОАО «РЖД» строится по принципам корпоративного управления через департамент по управлению дочерними и зависимыми обществами ОАО «РЖД», а по работе с сетью через Свердловскую железную дорогу. Вопросы компенсации затрат по содержанию железнодорожной инфраструктуры, эксплуатируемой ОАО «ЯЖДК» при обеспечении пассажирских перевозок, решается с Федеральной пассажирской дирекцией ОАО «РЖД».
4. Основные проекты строительства
и модернизации железнодорожной инфраструктуры
на принципах ГЧП с использованием средств
Инвестиционного фонда РФ
Транспортный проект «Урал промышленный – Урал полярный» предусматривает строительство нескольких железнодорожных линий и направлен на то, чтобы сократить затраты на транспортировку углеводородов и развить добычу рудных полезных ископаемых в Югре и на Ямале. В ходе его реализации будет сформирована система подпитывающих (капиллярных) линий, которые соединят новые промышленные зоны с магистральными железными дорогами. Строительство линий Новый Уренгой–Надым и Новый Уренгой–Ямбург осуществлялось с привлечением инвестиций компаний «Газпром», «ЛУКойл», «НОВАТЭК», «ТНК-БиПи» и др.
Надым–Салехард–Лабытнанги (400 км), по кратчайшему расстоянию связавший транспортную сеть Зауралья с промышленными центрами европейской части страны, обеспечил снижение расходов на перевозку продукции нефтегазовых предприятий округа, в первую очередь газового конденсата. Линия Полуночное–Лабытнанги (по восточному склону Уральского хребта), необходима для транспортного обеспечения новой сырьевой базы для южноуральских металлургических комбинатов и электростанций, работа которых в настоящее время зависит от поставок сырья с запада европейской части страны и из Казахстана.
Строительство железной дороги (Полуночное–Обская) протяженностью 830 км. должно обеспечивает доступ к месторождениям Заполярного Урала. Стоимость дороги около 90 млрд. руб., из Инвестфонда - 45 млрд. руб. Для реализации проекта было создано ОАО «Корпорация Урал Промышленный – Урал Полярный», разработавшее документацию. Стратегия развития транспортной инфраструктуры на Ямале разработана на 2006 – 2020 гг. Промышленные предприятия готовы сотрудничать с ОАО «ЯЖДК». При этом роль ОАО «РЖД» окончательно не определена.
4.1 Грузообразующие линии
Строительство железной дороги Кызыл–Курагино. Линия свяжет Республику Тыва с железнодорожной сетью России, позволит освоить Элегестское месторождения коксующихся углей высокого качества и снизить уровень дотационности региона. Акционеры (дольщики): государство – 70%, и Объединенная промышленная корпорация (ОПК) (входит в группу Межпромбанка) – 30 %. Протяженность 505 км. Первоначально из общего объема средств в 74,63 млрд. руб., ОПК планировал вложить 22 млрд. руб., а из средств Инвестфонда привлечь 52,2 млрд. руб. В дальнейшем ОПК согласилась увеличить свою долю финансирования до 50%, дополнительно вложив 37 млрд. руб. а также профинансировать строительство подъездных путей к железнодорожной ветке в размере 24 млрд. руб..
Дорога проектируется как
4.2 Технологические линии
Железнодорожный
проект «Белкомур» (Белое море – Коми
– Урал) предполагает строительство линии
Архангельск–Сыктывкар–
4.3 Высокоскоростные и скоростные линии
Строительство высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом с применением технологии немецкого концерна «Сименс». Инициатор: ОАО «РЖД». Стоимость строительства – 241,9 млрд руб. Из Инвестфонда запрашивается 149,5 млрд руб. Концерн «Сименс» имеет опыт реализации таких проектов в Европе, Мексике и Канаде. Например, в Голландии ГЧП при реализации скоростного железнодорожного проекта финансировалось в пропорции 60% государственных средств и 40% средств частных компаний. Проблема заключается в том, что одновременно ОАО «РЖД» занимается организацией скоростного сообщение между двумя мегаполисами путем модернизации существующей линии. В 2007 году компания инвестировала 6,2 млрд. руб. в реконструкцию направления Санкт-Петербург–Москва с целью повышения скорости движения поездов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе данной работы мы рассмотрели примеры инвестиционных проектов в области железнодорожной инфраструктуры, реализованных и планирующихся к реализации на принципах ГЧП. По результатам анализа данной информации можно сделать ряд выводов, указывающих на плюсы и минусы при использовании методов ГЧП:
1. Использование методов ГЧП
обеспечивает быструю и
2. Одна из главных проблем
железнодорожной отрасли –
3. Принцип ГЧП применяется в большинстве случаев при строительстве небольших участков, как правило, обладающих статусом дороги необщего пользования. Этот статус ограничивает собственника в выработке условий взаимодействия с ОАО «РЖД» и компаниями-операторами в подаче вагонов, их обороте и плате за пользование. Порядок получения статуса железной дороги общего пользования и взаимодействия с другими инфраструктурами, в частности ОАО «РЖД», не ясен в связи с отсутствием соответствующих нормативно-правовых документов. Такая ситуация препятствует строительству и эксплуатации новых железных дорог, привлечению частного капитала, снижению транспортных расходов. Необходимо согласование работы инфраструктуры общего пользования, находящейся в государственной собственности, и частных железнодорожных объектов необщего пользования.
4. Реализация проектов ГЧП при строительстве новых железных имеет свои ограничения. Главным ограничивающим фактором является само существование и позиция государственной компании в сфере железнодорожных перевозок – ОАО «РЖД». Строительство новых веток может вступать в противоречие с интересами ОАО «РЖД». Например, соединение «Белкомура» с железными дорогами Финляндии и Норвегии не только снизит конкурентоспособность северных портов России, но и уменьшит транспортную работу, а следовательно, и доходы ОАО «РЖД». Если будет реализовано пожелание региональных властей республики Тыва о превращении железной дороги Кызыл-Курагино в транзитную магистраль в Монголию и Китай, то интересам ОАО «РЖД» также будет нанесен ущерб от сокращения транспортной работы компании при перевозке грузов в Китай.
Список использованной литературы:
Интернет-издание общероссийской транспортной газеты «Гудок» (www.gudok.ru)
портал «РЖД – Партнер» (www.rzd-partner.ru)
официальных сайтов Министерства транспорта РФ (www.mintrans.ru)
ОАО «РЖД» (www.rzd.ru)