Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 18:48, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей демократического стиля управления
В процессе изучения ставятся следующие задачи:
1.Дать определение понятиям «руководство» и «стиль руководства».
2.Рассмотреть различные классификации стилей руководства.
3.Охарактеризовать демократический стиль управления.
Введение
Организационная деятельность, как один из видов человеческой деятельности, осуществляется в системах «человек – группа людей», «организатор – группа». Организационная деятельность является составной частью рационального управления людьми, целенаправленного влияния субъекта-организатора на объект – руководимую группу.
Проблема эффективного руководства и управления человеческими ресурсами в последние десятилетия является одной из самых актуальных проблем человечества в условиях политической и социально-экономической нестабильности. Современный руководитель, эффективно управляющий предприятием, должен не только успешно осуществлять финансовую или хозяйственную деятельность, но и правильно организовать и направить действия персонала. Успешное руководство требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей, степени осознания ими себя как личностей, уровня их образованности, информированности и пр. Сплав перечисленных обстоятельств образует основу того, что принято называть подходом к руководству, который понимается как признанная в данный момент обществом совокупность принципов отношения к работнику, управления им.
Наряду с принятым в обществе подходом к руководству каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле управления своими подчиненными, во многом определяющем успех конкретной организации и динамику ее развития. В связи с этим изучение стиля руководства представляет особую актуальность для решения задач оптимизации деятельности человека.
Под стилем руководства понимается совокупность наиболее часто применяемых руководителем принципов и методов управления. Это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, которая выражается в том, какими способами руководитель побуждает подчиненных к инициативному и творческому выполнению возложенных на них задач и как контролирует их деятельность. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи – все отражает стиль руководства данного руководителя.
Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а также создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. От стиля руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, деловые и личные взаимоотношения и многое другое. Знание стиля руководства позволяет решить проблему профессиональной пригодности административного резерва.
Стиль руководства характеризуется относительной устойчивостью, которая проявляется в частом применении разных приемов управления. Эта устойчивость во многом определяется индивидуальными качествами руководящего лица, но при всей их значимости, особенности личности не исключают и другие компоненты, формирующие его, которые также являются важными. Поэтому успешный стиль руководства имеет динамический характер, поскольку на его формирование оказывают влияния не только индивидуально-личностные особенности руководителя, но также ситуационные факторы, специфика сферы профессиональной деятельности, личностные особенности подчиненных внутригрупповые факторы коллектива.
Целью данной работы является изучение особенностей демократического стиля управления
В процессе изучения ставятся следующие задачи:
1.Дать определение понятиям «руководство» и «стиль руководства».
2.Рассмотреть различные классификации стилей руководства.
3.Охарактеризовать демократический стиль управления.
Выделить достоинства и недостатки демократического стиля управления.
1. Понятия управления и стиля управления
Понятие «управление» получило широкое распространение в современном мире и повсюду сопровождает деятельность человека. В наиболее общем смысле управление – это осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды – общества, живой и неживой природы, техники.
Управление чрезвычайно многообразно и существует в различных видах: техническое управление, которое осуществляется над естественными и технологическими процессами (например, подача тепла, движение поездов и самолетов, обработка деталей на станках), государственное управление социально-экономической жизнью общества через различные институты (например, правовая система, министерства, ведомства, местные органы власти), идеологическое управление (например, внедрении в сознание членов общества концепций его развития, которое формируется разными политическими партиями и группировками), негосударственное управление социальными процессами (например, движения в защиту окружающей среды), хозяйственное управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций, которые действуют в рыночных отношениях.
Управление организацией является одним из основных видов всей совокупности управления. Оно представляет собой способ воздействия на процесс производства, каких-либо благ или услуг с целью его упорядочения на основе объективных законов развития производства. Известный американский менеджер Ли Якокка считал эту область деятельности наиболее важной для развития общества и говорил: «Все управление, в конечном счете, сводится к стимулированию активности других людей» (цит. по [7]).
Управление в организации является взаимоотношением между руководителем и подчиненным ему персоналом, направленное на достижение результатов деятельности организации. Оно соединяет все человеческие и материальные ресурсы с целью выполнения задач, стоящих перед организацией. Управление принято условно делить на управление людьми и управление деятельностью организации. Управление деятельностью организации складывается из планирования деятельности, постановки производственных задач, создания системы измерения производственной работы и контроля за выполнением заданий. Оно не может быть успешным, если управление людьми осуществляется неправильно. Управление людьми представляет собой деятельность по руководству персоналом организации. Эта область управления непосредственно связана с работой руководителя. К данному виду управления относятся: обеспечение сотрудничества в коллективе, кадровая политика, обучение, информирование, мотивация персонала и другие составные части работы руководителя. Та часть управленческой деятельности, в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных, называется руководством.
В процессе управленческой деятельности каждый руководитель выполняет свои обязанности в определенном, свойственном только ему стиле.
Слово «стиль» имеет греческое происхождение. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». В настоящее время слово «стиль» широко употребляется различных сферах деятельности человека для обозначения своего рода «почерка» в действиях индивида [6]. Честерфилд говорил, что «стиль – одежда мысли», а Бюффон утверждал, что «стиль – это сам человек» [2].
Стиль управления – это индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций. Он отражает методы работы руководителя, организацию деятельности, взаимоотношения в коллективе, приоритеты, позиции администрации, преобладающую систему ценностей, тип культуры и т. д.
Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего о выполнении задачи – все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя.
Стиль отличается устойчивостью, которая проявляется в частом применении разных приемов управления. Но эта устойчивость относительна, так как стилю обычно характерен динамизм. Правильно выработанный стиль руководства соответствующий сложившийся ситуации способен преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия. И он приведет систему к неожиданно высоким конечным результатам. Стиль руководства во многом определяется индивидуальными качествами руководящего лица. Но при всей их значимости особенности личности не исключают другие компоненты, формирующие стиль управления. Компоненты эти составляют субъективный элемент стиля, но стиль всегда имеет и общую объективную основу [8].
Объективно, какой бы стиль не был избран руководителем, его выбор определяется сознательной целью, которая характеризует способ и метод его действий. Кроме этого существуют и другие объективные компоненты стиля. К ним относятся: закономерность управления; специфика сферы конкретной деятельности; единые требования, предъявляемые к руководителям; социально - психологические черты исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности и пр.); уровень иерархии управления; способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями. Данные объективные слагаемые стиля показывают сочетание в деятельности руководителя, производственной функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе, характер сложившихся в ней традиций и приемов общения, а тем самым и стиль работы.
Стиль управления формируется как осознанная потребность поиска методов и форм перехода от эмоционального, иррационального к рациональному познанию среды, условий деятельности, преодоления противоречий в процессе постановки и достижения целей. Он складывается у руководителя в процессе его работы и получения опыта и определяется особенностями темперамента, профессиональной подготовкой, уровнем развития организации, ее территориальным расположением. Формирование стиля руководства – сложный процесс, в котором присутствует большое количество субъективных и объективных факторов. Объективные факторы определяют основу стиля, которая имеет свои особенности для каждого уровня иерархии. Объективные факторы включают возрастные, образовательные, социально-психологические характеристики коллектива; физический статус управляющего; особенности решаемых задач. Субъективные факторы определяют технологию принятия управленческих решений и обусловливают разнообразие проявлений стиля управления. К субъективным факторам относятся человеческие и деловые качества, знания и навыки управленческой деятельности, манеры поведения и привычки.
Стиль представляет собой социальное явление, так как в нем отражены мировоззрение и убеждения руководителя, а так же он во многом определяет результаты деятельности всей системы [1].
Однако субъективные стилеобразующие факторы не сводятся только к ресурсам личности субъекта управления. К ним примыкают характеристики: трудового коллектива, производственного процесса, хозяйственных и рыночных ситуаций.
2. Классификация основных стилей управления
Наиболее популярной классификацией на протяжении многих лет остается типология индивидуальных стилей руководства, разработанная в 30-е годы эмигрировавшим в США немецким психологом Куртом Левиным (1890-1947). Долгожительство этой, ставшей классической, типологии объясняется, скорее всего, ее предельной простотой и наглядностью. В его классификации в качестве крайних полюсов были поставлены автократическое и либеральное руководство, а демократический стиль выступал как компромиссный и наиболее приемлемый вариант. [8].
Отличают эти стили друг от друга многие параметры: характер принятия решений, степень делегирования полномочий, способ контроля, набор используемых санкций и т. д. Но главное различие между ними – предпочитаемые методы управления. Группа так называемых командных методов соответствует авторитарному стилю руководства, договорные и социально-психологические методы больше отвечают демократическому стилю, нейтральный же (или попустительский) характеризуется вообще бессистемностью в выборе методов управления.
3. Демократический стиль управления, его достоинства и недостатки
Демократический стиль управления характеризуется оптимальным соотношением между самостоятельностью группы и организаторскими действиями руководителя. Он предполагает признание и использование власти коллектива. Это управление, построенное на сочетании принципа единоначалия и общественного самоуправления, на человеческом факторе, т. е. децентрализованное управление, стремящееся использовать в минимальной степени методы принуждения и в максимальной степени методы мотивации доверием, участием, самостоятельностью, поощрения инициативы и активности, методы убеждения.
Организации, в которых преобладает данный стиль руководства, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений. Создается атмосфера, при которой выполнение служебных обязанностей становится делом привлекательным, а достижение при этом успеха служит вознаграждением.