Порядок организации предприятий агробизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Правовое положение с/х организацию
Органы управления. Устав предприятия. Учредительный договор.
Размеры предприятия.
Финансовые ресурсы предприятия.

Файлы: 1 файл

5.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

В результате реорганизации производственного сельскохозяйственного кооператива могут быть образованы несколько самостоятельных кооперативов или крестьянских хозяйств, но могут быть и выделены отдельные подразделения кооператива в качестве самостоятельных юридических лиц. Во всех этих случаях осуществляется раздел балансов, капитала и земли.

Новые кооперативы и крестьянские хозяйства солидарно отвечают по долгам реорганизованного кооператива.

Члены реорганизованного кооператива становятся членами новых кооперативов.

Преобразование также является одной из форм реорганизации. Сельскохозяйственные производственные кооперативы могут быть преобразованы в хозяйственные общества и товарищества, а последние, в свою очередь, могут быть преобразованы в сельскохозяйственные производственные кооперативы.

2.Устав государственного предприятия

1. Устав является учредительным  документом государственного предприятия.

Устав государственного предприятия утверждается его учредителем (уполномоченным органом) по представлению органа государственного управления.

2. Устав государственного предприятия должен содержать: указание о виде предприятия, его фирменное наименование, сведения об учредителе (уполномоченном органе) и органе государственного управления, место нахождения предприятия, предмет и цели его деятельности, полномочия руководителя, режим работы, порядок образования имущества предприятия и распределения дохода, условия реорганизации и прекращения деятельности предприятия. В уставе определяются также взаимоотношения между предприятием и учредителем (уполномоченным органом), предприятием и органом государственного управления, администрацией предприятия и его трудовым коллективом. В уставе могут содержаться и другие положения, не противоречащие законодательству.

Правовой основой деятельности юридического лица позволяющей выступать в гражданском обороте в качестве субъекта права являются его учредительные документы. В качестве учредительных документов могут выступать устав и учредительный договор, некоммерческие организации могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Понятие устава

Устав - это свод правил, регулирующих деятельность юридического лица. Устав имеет особый статус, он регулирует "внутреннюю жизнь" организации и в иерархии прочих локальных актов юридического лица занимает самое высокое место. Внутренние документы организации не должны противоречить уставу и при наличии коллизий всегда применяются нормы устава.

Понятие учредительного договора

Важное значение для юридического лица имеет учредительный договор, который по своей правовой природе является гражданско-правовым многосторонним договором, закрепляющим взаимные обязательства учредителей по созданию юридического лица, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности, а также условия и порядок распределения между участниками доходов и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

Противоречия между учредительным договором и уставом

В случае противоречий между учредительным договором и уставом одного юридического лица должны применяться условия:

  • учредительного договора, если они относятся к внутренним отношениям учредителей;
  • устава, если их применение может иметь значение для отношений юридического лица с третьими лицами.

(пункт 6 статьи 41 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть))

Какие учредительные документы должны обязательно быть у юридического лица

Действующее законодательство четко определяет перечень юридических лиц действующих на основании либо устава и учредительного договора либо только на основании устава.

Обязательное наличие устава и учредительного договора

Обязательное наличие устава и учредительного договора, предусмотрено в отношении следующих организаций:

Коммерческие организации:
  • Товарищество с ограниченной ответственностью;
  • Товарищества с дополнительной ответственностью;
  • Полное товарищество;
  • Коммандитное товарищество;
  • Производственный кооператив;
  • Акционерное общество.

Примечание: Если в указанных организациях только один участник (акционер), то учредительный договор не заключается.

Некоммерческие организации:
  • Фонд (частный, общественный, корпоративный, государственный);
  • Потребительский кооператив;
  • Некоммерческое акционерное общество;
  • Объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в форме ассоциации (союза);
  • Торгово-промышленная палата;

Наличие только устава

Некоммерческие организации:
  • Общественное объединение;
  • Религиозное объединение;
  • Учреждение (частное, государственное);
  • Коллегия адвокатов;
  • Нотариальная палата;
  • Профессиональная организация аудиторов;
  • Кооператив собственников помещений (квартир)
Коммерческие организации:
  • Государственное предприятие.

Типовые учредительные документы

Законодательство предоставляет юридическим лицам возможность осуществлять деятельность на основании типового устава, утвержденного Правительством Республики Казахстан. Такое право предоставлено в частности хозяйственным товарищества, производственным кооперативам, акционерным обществам.

Типовых учредительных договоров законодательство не предусматривает.

3.Размеры предприятия.

Размер предприятия - это его величина, степень развития. Величина предприятия оказывает определяющее влияние на его деятельность, в связи, с чем необходимо учитывать основные организационно-экономические преимущества и недостатки различных по размеру предприятий, а так же иметь в виду взаимосвязь развития предпринимательства и выработки эффективной рыночной стратегии ТП, исходя из масштабов его функционирования.

Крупные торговые предприятия с экономической точки зрения наиболее сильны, так как имеют мощный финансово-экономический и имущественный потенциал, высокий уровень конкурентоспособности, относительно низкие издержки обращения. Они могут проводить маркетинговые исследования, рекламные кампании, осуществлять собственную ценовую политику, иметь широкую торговую сеть для реализации товаров и прямые контакты с производителями. Однако такие фирмы не всегда динамичны в предпринимательской среде, они инертны в развитии экономической стратегии, имеют громоздкую управленческую структуру, а материальные стимулы инициативных работников и предприятия в целом мало связаны с конечным результатом работы.

Средние торговые предприятия действуют, как правило, в пределах узкого сегмента рынка и удовлетворяют специфические запросы по реализации товаров определенного ассортимента. Они обладают отличительными особенностями торгово-технологического процесса, их товары имеют уникальные характеристики и ориентированы на постоянных потребителей. Все это защищает такие предприятия от конкурентов, позволяет поддерживать достаточно высокие цены и обеспечивает финансовую стабильность. Предпринимательская активность у них выше, чем на крупных, поскольку требуется постоянный поиск новых идей, совершенствование торгово-технологического процесса, однако при этом отсутствует широкий ассортимент и возможность переключать деятельность на другие товары. Существует риск потери ноу-хау, а так же зависимость от определенного поставщика и сложившегося контингента покупателей.

Термин «малое предприятие», используемый в нормативной документации, характеризует ТП исходя из численности работающих (ТП - до 100 человек, микро предприятия - до 15 человек), но не дает представления о месте ТП на рынке товаров и услуг. Под субъектами малого предпринимательства понимаются так же физические лица, ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Малые торговые предприятия наилучшим образом приспособлены к удовлетворению тех потребностей, которые не могут в полном объеме обеспечить крупные и средние. Для них характерны простота в организации в организации товародвижения и учета, работа на местный рынок, высокая гибкость, вплоть до полной смены вида деятельности, профиля, ассортимента товаров, более экономное использование ресурсов, низкие управленческие расходы, повышенная скорость оборота капитала, заинтересованность каждого работника в конечных результатах труда и другие факторы, обеспечивающие конкурентоспособность. Но именно небольшие предприятия в максимальной степени не защищены от внешних, не зависящих от них от них факторов. Им труднее получить кредит, наладить рекламу; больше средств требуется на изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-технической информации; невозможно проводить независимую ценовую политику. Без помощи государства такие предприятия не смогут существовать и конкурировать с крупными торговыми фирмами, которые свободно действуют на рынке, устанавливая контроль над ценами, качеством и ассортиментом продукции, порой в ущерб потребителям. В нашей стране по мере расширения сферы частного предпринимательства и укрепления рыночных отношений постепенно формируется законодательная база по развитию и поддержке малых предприятий, предоставлению им налоговых льгот. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли.

4.Фин.ресурсы предприятия.

Финансовые ресурсы - это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для обеспечения его эффективной деятельности, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих.

Формируются финансовые ресурсы за счет собственных и привлеченных денежных средств.

Стартовым источником финансовых ресурсов в момент учреждения предприятия является уставный (акционерный) капитал - имущество, созданное за счет вкладов учредителей (или выручки от продажи акций).

Основным источником финансовых ресурсов действующего предприятия служат доходы (прибыль) от основной и других видов деятельности, внереализационных операций. Он также формируется за счет устойчивых пассивов, различных целевых поступлений, паевых и иных взносов членов трудового коллектива. К устойчивым пассивам относят уставный, резервный и другие капиталы, долгосрочные займы и постоянно находящуюся в обороте предприятия кредиторскую задолженность.

Финансовые ресурсы могут быть мобилизованы на финансовом рынке с помощью продажи акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпущенных предприятием; дивидентов по ценным бумагам других предприятий и государства; доходов от финансовых операций; кредитов.

Финансовые ресурсы могут поступать в порядке перераспределения от ассоциаций и концернов, в которые они входят, от вышестоящих организаций при сохранении отраслевых структур, от страховых организаций.

В отдельных случаях предприятию могут быть предоставлены субсидии (в денежной или натуральной форме) за счет средств государственного или местного бюджетов, а также специальных фондов. Различают: 
- прямые субсидии - государственные капитальные вложения в объекты, особо важные для народного хозяйства, или в малорентабельные, но жизненно необходимые; 
- непрямые субсидии, осуществляемые средствами налоговой и денежно-кредитной политики, например, путем предоставления налоговых льгот и льготных кредитов.

Совокупность финансовых средств предприятия принято подразделять на оборотные средства и инвестиции.

Оборотные средства предприятия

Оборотные средства - это совокупность денежных средств предприятия, необходимых для формирования и обеспечения кругооборота производственных оборотных фондов и фондов обращения. 

Фонды обращения - это средства предприятия, вложенные в запасы готовой продукции, товары отгруженные, но не оплаченные, а также средства в расчетах и денежные средства в кассе и на счетах.

3.РАЗМЕРЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ  ПРЕДПРИЯТИЙ. 
 Сельское хозяйство - наиболее сложная и трудоемкая отрасль, как в агропромышленном комплексе, так и во всем народном хозяйстве. Обусловлено это, прежде всего воздействием на производство почвенно-климатических условий.  
Отрицательное их влияние может быть в определенной мере нивелировано биологическими, технико-технологическими, организационно-экономическими факторами: выведением и широким районированием высокоурожайных и устойчивых сортов сельскохозяйственных культур, высокопродуктивных пород животных, укреплением материально-технической базы сельского хозяйства, освоением прогрессивных технологий, форм организации труда и производства, использованием экономических механизмов регулирования отрасли.

 
 Под концентрацией производства на сельскохозяйственных предприятиях понимают процесс сосредоточения средств производства и рабочей силы ведущий к увеличению производства сельскохозяйственной продукций. Степень концентрации определяется размерами производства. Размер сельскохозяйственного предприятия характеризуют многие показатели: выход продукции (валовой и товарной); наличие земли, основных производственных фондов, техники, поголовья; площадь многолетних насаждений (для специализированных садоводческих хозяйств), культивационных сооружений (для хозяйств с овощеводством защищенного грунта); число занятых работников.  
 Главным показателем размера сельскохозяйственного предприятия (объединения), его производственных подразделений следует считать стоимость произведенной продукций. Этот показатель за определенный период времени (как правило, календарный год) позволяет сравнить по размеру хозяйства независимо от их организационно-правовой формы, специализации, расположения, технической вооруженности и других особенностей. Стоимость продукции может быть определена в сопоставимых или сложившихся ценах реализации. Сравнивая размеры предприятий в динамике, следует использовать сопоставимые цены. Если хозяйство или подразделение оказывает производственные услуги, их стоимость включают в стоимость валовой продукции. Сложнее при исчислении стоимости произведенной продукции избежать повторного счета. Если в этом возникает необходимость, из стоимости продукции вычитают стоимость покупных семян, кормов и постановочной массы животных. Стоимость реализованной продукции достаточно точно характеризует размер предприятия в целом, однако, для определения размеров производственных подразделений этот показатель непригоден.  
 По степени концентрации сельскохозяйственные предприятия и их подразделения можно разделить на три группы: крупные, средние и мелкие. В условиях нестабильности и инфляции трудно очертить четкие границы указанных групп, по стоимости произведенной или реализованной продукции. Достаточно точно можно охарактеризовать размер хозяйств по средней численности работников за отчетный период. В сельском хозяйстве к мелким предприятиям относят хозяйства, имеющий до 15 работников, к средним от 16 до 60 и к крупным - свыше 60 .  
 Определение степени концентрации хозяйства и подразделений имеет очень важное значение для правильной организации производства. В зависимости от этого рассчитывают численность руководящих работников и специалистов, уровень оплаты их труда, обеспечение средствами производства и т. д.  
 О размере специализированных сельскохозяйственных предприятий, подразделений можно судить по объему произведенной основной продукций в натуральном выражений. Но надо иметь в виду, что объем производства продукции - показатель результативный и формируется под воздействием многих факторов.  
 Допустим, хозяйство произвела 10 тыс. т зерна. Этот сбор может быть получен с разной площади посева: при урожайности 10 ц с 1 га - с 10 тыс. га, 20 ц - с 5 тыс., 40 ц - с 2,5 тыс. га. Ясно, что для получения одинаковой массы продукции в зависимости от величины урожая с 1 га требуется обрабатывать разную земельную площадь и иметь разное количество техники и рабочей силы. С изменением размера посевной площади изменяются затраты хозяйства на покупку техники, оплату труда, топливо и т. д. Различия эти настолько существенны, что при организации производства их нельзя игнорировать. И хотя по объему производства продукции можно сравнить хозяйства неодинаковой специализации и с разным уровнем интенсивности вне зависимости от района расположения, для определения размера предприятия с точки зрения его наиболее экономичной организации в данных конкретных условиях этот показатель не всегда пригоден.  
 Определенное представление о размере предприятия дают такие показатели, как величина основных производственных фондов и число занятых работников. Но эти показатели также зависят от многих факторов: специализации хозяйства, его технической оснащенности, природных условий и т. д.  
 Один из наиболее стабильных показателей - земельная площадь предприятия (сельскохозяйственные угодья, пашня, площадь посева, многолетние насаждения). С этим фактором в большей мере, чем с другими, связана потребность хозяйства в основных фондах и капитальных вложениях на производственное строительство, мелиорацию, устройство дорожной сети.  
 С земельной площадью тесно связан объем работ в отраслях растениеводства. В свою очередь, объем работ служит основой для выявления потребности хозяйства в технике и рабочей силе. В большинстве хозяйств отрасли животноводства развиваются с использованием собственной кормовой базы. Объем производимых кормов при данных природных условиях и уровне интенсивности также определяется, исходя из земельной площади. Следовательно, поголовье, которое можно содержать в том или ином хозяйстве, также связано с земельной площадью. От нее зависит и пространственная протяженность сельскохозяйственного предприятия, а это в значительной мере сказывается на его управляемости. Итак, земельная площадь - один из наиболее приемлемых показателей для установления размера конкретного предприятия, его подразделений.  
 В ряде случаев для установления размера предприятия целесообразно использовать и другие показатели. Так, в отраслях животноводства поголовье скота. Выступает как основное средство производства. При данном уровне продуктивности оно и определяет его объем.  
 Численность поголовья отражает также потребность хозяйства в капитальных вложениях на возведение животноводческих построек, в рабочей силе. По численности поголовья выявляют размер животноводческого хозяйства, использующего покупные корма (откормочные, птицефабрики и пр.).  
 На размер предприятия оказывают влияние многие факторы природные, экономические, технические, организационные и т. д. Они действуют не разрозненно, а во взаимосвязи друг с другом и нередко в прямо противоположных направлениях. Наиболее важное значение имеют следующие.  
 Природные условия - рельеф местности, сельскохозяйственные угодья по контурам, конфигурации, почвам, водообеспеченности и т. д. Высокая залесенность, рассредоточенность угодий, разбросанность пашни небольшими участками, наличие многих почвенных разностей характерны для лесной зоны и приводят тому, что размеры хозяйств здесь значительно меньше, чем в зонах с преобладанием сплошных массивов пахотопригодных земель равнинного рельефа.  
 Специализация оказывает решающее влияние на размеры предприятий и их подразделений. Уменьшение числа товарных отраслей, возделываемых культур и разводимых животных приводит к упрощению производственной структуры и позволяет увеличить размер хозяйства.  
 Высокий уровень механизации (использование высокопроизводительной техники, совершенного оборудования) способствует укрупнению сельскохозяйственных предприятий. Чем выше уровень механизации отрасли, тем больше могут быть ее размеры. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, обеспечивается фронт работ для более сложной техники, и, во-вторых, применение такой техники, как правило, более дорогой, окупается лишь при больших масштабах производства. Последнее обстоятельство выступает как один из основных факторов концентрации производства. Разумеется, влияние этого фактора на укрупнение сельскохозяйственных предприятий и их подразделений не может быть беспредельным. В качестве ограничивающих выступают такие факторы, как управляемость, возможность наилучшего обеспечения агротехнических, зооветеринарных, экономических и организационных мероприятий.  
 Экономия на  амортизации и управленческих расходах становится все более важным фактором укрупнения сельскохозяйственных предприятий по мере роста их фондооснащенности. С увеличением производства, то есть с большей его концентрацией, амортизационные отчисления и управленческие расходы на единицу продукции при прочих равных условиях должны уменьшаться.  
 Транспортные условия ограничивают укрупнение предприятий и противодействуют ему.  
 Место жительство работников, величина населенных пунктов, расстояние между ними и плотность населения оказывают большое влияние на размеры предприятия. Рациональная организация сельскохозяйственного производства требует приближения селений к местам выполнения работ, севооборотным массивам и фермам. Это экономит время на переходах, переездах и перевозках. При оптимальном размере сельскохозяйственного предприятия ежедневные переходы и переезды от места жительства до места работы не должны превышать 30-40 мин.  
 Управляемость хозяйством, то есть создание объективных условий для эффективного руководства, занимает важное место среди факторов, влияющих на размеры предприятий.  
 Все перечисленные факторы следует в максимальной степени учитывать при обосновании рациональных размеров предприятия и его производственных подразделений.  
 Каждому уровню развития производительных сил, интенсивности сельского хозяйства и его специализации соответствуют определенные размеры предприятий, которые, в свою очередь, зависят от объективных условий производства. Разнообразие природных и экономических условий, имеющихся в хозяйстве средств производства, уровень обеспеченности рабочей силой, ее возрастной состав и квалификация, характер производственных отношений и т. д. вызывают необходимость сочетания крупных производств со средними и мелкими. Объективная необходимость такого сочетания в рамках одного предприятия или административной единицы объясняется следующими причинами: биологическими и технологическими особенностями отдельных отраслей и производств (птицеводство, овощеводство защищенного грунта и т. д.); различием в средствах производства - земле (контурность, удаленность и т. д.), технике (разномарочность тракторов - К-700, Т -150, МТ3, комбайнов и т. д.), постройках (крупные и мелкие фермы, склады), определенным преимуществом мелкогрупповых форм организации труда (небольшие звенья, семейные коллективы); участием в общественном производстве личного подсобного хозяйства, применением арендного и индивидуального подряда; использованием свободных трудовых ресурсов хозяйства и привлечением жителей городов или проживающих в сельской местности, но работающих в других отраслях; необходимостью самообеспечения продуктами питания и услугами и т. д.  
 Таким образом, в каждом сельскохозяйственном предприятии, административном образовании в зависимости от имеющихся природных и экономических особенностей должны сочетаться крупные, средние и мелкие производства и хозяйства, что обеспечит использование внутренних резервов с целью удовлетворения потребностей в продукции сельского хозяйства, оказании услуг и повышения эффективности общественного производства.  
 

Информация о работе Порядок организации предприятий агробизнеса