Тема: «Правовые основы
оценочной деятельности»
Содержание
Введение 3
1. Понятие и виды
оценки 4
2. Субъекты оценочной
деятельности 7
3. Правовое положение
оценщика 10
Заключение 13
Список использованной
литературы 15
Введение
Оценочная деятельность как
объект правового регулирования представляет
с одной стороны услугу оценщиков - независимых
экспертов по определению рыночной стоимости,
с другой стороны - юридическим фактом
[9, с.55], устанавливающим стоимость объекта
оценки для определенных в договоре об
оценке (или иного основания проведения
оценки) цели (целях). Поэтому оценка, проведенная
в соответствии с законодательством РФ
может повлечь за собой определенные правовые
последствия.
В целях упорядочивания деятельности
экспертов-оценщиков, а также в целях установления
их правового статуса Российская Федерация
установила ряд законов и других нормативно-правовых
актов, регулирующих оценочную деятельность.
Под оценочной деятельностью,
в рамках законодательства об оценочной
деятельности понимается деятельность
субъектов оценочной деятельности, направленная
на установление в отношении объектов
оценки рыночной или иной стоимости [12,
с.23].
Однако, оценка, не соответствующая
требованиям законодательства не запрещена
законом. На практике инвестиционные,
аналитические компании, другие юридические
и физические лица, государственные
органы определяют и анализируют
стоимость отдельных видов имущества.
Даже на бытовом уровне мы часто
анализируем стоимость различных
товаров, услуг, объектов недвижимости
и проч. Однако, суждение о стоимости,
не подпадающие под сферу правового
регулирования законодательства об оценке,
не может являться независимым экспертным
заключением о стоимости объекта оценки,
и не имеет законного доказательственного
значения. Таким образом, одним из существенных
условий признания доказательственной
силы суждения о стоимости является осуществление
этой деятельности субъектами оценочной
деятельности в соответствии с законодательством.
Понятие
и виды оценки
Основным нормативно-правовым
актом, регулирующим оценочную деятельность
является Федеральный закон от 29 июля
1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности
в Российской Федерации».
Под оценочной деятельностью
понимается деятельность субъектов оценочной
деятельности, направленная на установление
в отношении объектов оценки рыночной
или иной стоимости [12, с.24].
Выделяют следующие виды стоимости
объекта оценки:
- рыночная стоимость объекта оценки - наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
- стоимость объекта оценки с ограниченным рынком - стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров;
- стоимость замещения объекта оценки - сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки;
- стоимость воспроизводства объекта оценки - сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки;
- стоимость объекта оценки при существующем использовании - стоимость объекта оценки, определяемая исходя из существующих условий и цели его использования;
- инвестиционная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях;
- стоимость объекта оценки для целей налогообложения - стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов (в том числе инвентаризационная стоимость);
- ликвидационная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов;
- утилизационная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые он в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки;
- специальная стоимость объекта оценки - стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в настоящих стандартах оценки.
Под объектами оценки
понимаются любые объекты гражданских
прав, участвующие в гражданском обороте
[9, с.35].
К объектам оценки относятся:
- отдельные материальные объекты (вещи);
- совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
- право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
- права требования, обязательства (долги);
- работы, услуги, информация;
- иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.
Выделяют два вида оценки:
- обязательная оценка;
- инициативная (добровольная) оценка.
Обязательная оценка осуществляется
в случаях, прямо предусмотренных законодательством.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона
«Об оценочной деятельности в Российской
Федерации» проведение оценки объектов
оценки является обязательным в случае
вовлечения в сделку объектов оценки,
принадлежащих полностью или частично
Российской Федерации, субъектам Российской
Федерации либо муниципальным образованиям,
в том числе:
- при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;
- при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;
- при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
- при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям и т.д.
Инициативная (добровольная)
оценка осуществляется в случаях, не предусмотренных
законодательством.
Субъекты
оценочной деятельности
К числу субъектов оценочной
деятельности относятся ниже перечисленные
лица.
- Оценщики - физические и юридические лица, имеющие право осуществлять оценочную деятельность.
К оценочной деятельности
физических лиц предъявляются следующие
требования:
- соблюдение законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;
- государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;
- наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством РФ органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности профессиональными образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки работников.
К оценочной деятельности
юридических лиц предъявляются
следующие требования:
- соблюдение законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;
- государственная регистрация в качестве юридического лица;
- наличие в штате юридического лица не менее одного работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы и который имеет документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством РФ органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности профессиональными образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки работников.
Оценщики обязаны повышать
свою квалификацию не реже одного раза
в три года, а также заключить
договор страхования гражданской
ответственности в случае причинения
убытков третьим лицам в связи
с осуществлением оценщиком своей
деятельности (ст. 24 Федерального закона
«Об оценочной деятельности в
Российской Федерации»).
- Потребители услуг оценщиков (заказчики) - любые физические и юридические лица, заключившие договор об оказании услуг по оценке определенного объекта оценки.
- Государственный орган, осуществляющий регулирование оценочной деятельности (Министерство экономического развития и торговли РФ).
Функциями уполномоченных в
данной сфере органов являются:
- контроль за осуществлением оценочной деятельности;
- регулирование оценочной деятельности;
- взаимодействие с органами государственной власти по вопросам оценочной деятельности и координация их деятельности;
- согласование проектов стандартов оценки;
- согласование перечня требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную подготовку оценщиков в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Саморегулируемые организации оценщиков. В целях саморегулирования оценочной деятельности оценщики вправе объединяться в ассоциации, союзы, иные некоммерческие организации.
Саморегулируемые организации
оценщиков могут выполнять следующие
функции:
- защищать интересы оценщиков;
- содействовать повышению уровня профессиональной подготовки оценщиков;
- содействовать разработке образовательных программ по профессиональному обучению оценщиков;
- разрабатывать собственные стандарты оценки;
- разрабатывать и поддерживать собственные системы контроля качества осуществления оценочной деятельности.
Правовое
положение оценщика
Правовое положение оценщика
определено Федеральным законом
«Об оценочной деятельности».
Оценщик имеет право:
- применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки;
- требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;
- получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;
- запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает это в отчете;
- привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов;
- отказаться от проведения оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы;
- требовать возмещения расходов, связанных с проведением оценки объекта оценки, и денежного вознаграждения за проведение оценки объекта оценки по определению суда, арбитражного суда или третейского суда (ст. 14 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).